Каждому ребенку, имеющему право на статус инвалида, - государственную гарантию своевременной постановки на учет

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

В.И.Бондарь, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник,ГУ НЦЗД РАМН, Москва.

Первый в мире опыт полного учета детей-инвалидов относится к 1906 г.: в Германии была произведена перепись всех детей, имеющих отклонения, способные повлиять на их трудоспособность и экономическую независимость. Результаты дали возможность не только выявить их количество и удельный вес, но и установить, что, исходя из уровня возможностей тогдашней медицины, 85% таких детей после целенаправленного их призрения (с лечением, общим и профессиональным образованием и обучением) могут стать полностью, либо частично трудоспособными и полностью или частично экономически независимыми. При этом, государство экономило до 800 марок на каждом таком ребенке за счет отсутствия необходимости в социальном пособии профессионально обученным и трудоустроенным детям-инвалидам в период их самостоятельной жизни. Заработок же таких детей в итоге часто превышал размеры социальной пенсии, что давало им гораздо большую экономическую независимость, и часто не уступал, а то и превосходил таковой у их здоровых коллег. Было установлено, что только 15% детей-инвалидов останутся на полном иждивении государства. Эта перепись дала возможность рассчитать удельный вес детей-инвалидов среди населения в целом и среди детского населения, эти цифры на многие годы явились ориентировочными не только для Германии и Европы, но и для всего мира. Использовались они для ориентировочных расчетов специалистами и в дореволюционной России и в первые годы после революции. Тогда же, во многих землях Германии законодательно обязали всех акушерок, врачей и педагогов, при обнаружении ребенка с инвалидизирующими нарушениями, тотчас направлять сведения в ведомства, занимавшиеся учетом, контролем и организацией призрения таких детей. В случае неисполнения данного распоряжения, ответственный подвергался весьма ощутимым штрафам. Санкциям могли быть подвергнуты и родители, игнорирующие интересы ребенка-инвалида в плане обеспечения его трудоспособности и социализации. В итоге, немецкая система призрения детей-калек образца законодательно закрепленной в 1920 г. в Пруссии нормы, стала на многие годы примером для всего мира, но началась она с их гарантированного полного учета.

На текущий момент, правовое поле, в котором реализуются, в том числе, и права детей и детей-инвалидов определяется ратифицированными государством международными документами, Конституцией государства, законами и подзаконными актами. С момента ратификации государством международных документов, на его территории, в случае ущемления прав граждан действующими нормами по сравнению с международными, признается примат международных норм, вплоть до приведения государственных норм в соответствие международным или в состояние, идущее в развитие международной практики. Любые законодательные изменения не должны вызывать ухудшения положения населения.

Соответственно, права ребенка-инвалида в нашей стране определяются в исходя из Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Декларации прав ребенка (1990 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Декларации прав умственно отсталых лиц (1971 г.), Декларации прав инвалидов (1975 г.) и других международных документов, которым присоединилась наша страна. На федеральном уровне на текущий момент действует свыше 160 законов и подзаконных актов, регламентирующих различные стороны жизни детей, подпадающих под социальный статус инвалида: от списка состояний и порядка установления инвалидности детям-инвалидам, до различного рода гарантий государства, механизмов и институтов их реализующих в отношении таких детей и их семей, - все это входит в понятие юридической реабилитации.

История же учета детей-инвалидов в Российской Федерации началась только с 1979 г. В этом году дети-инвалиды обрели в стране официальный статус. Непосредственно учет таких детей начался с 1980 г. и до 1996 г. велся только по линии Минтруда и социального развития (Рис. 1) (по числу детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, получающих социальную пенсию – статформа № 94 "Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им ежемесячных пенсий"). С 1996 г. данные о детях-инвалидах стали собираться и по линии Минздрава (по системе, вылившейся в 1999 г. в основанную на Международной номенклатуре нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности статформу № 19 "Сведения о детях-инвалидах"). Динамика учета данного контингента детей чутко реагировала на изменения принципов регистрации. Особенно это заметно по 1991 г. – году вступления в силу приказа №117 Минздрава России "О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет", в значительной степени расширившего и конкретизировавшего медицинские показания к определению социального статуса с медицинских позиций. С 1998 г. темпы прироста стали снижаться.

Изображение:graph_bond1.gif
Рис.1. Динамика уровней показателя детей-инвалидов в Российской Федерации 1980-2004 гг.


Обращает внимание сохраняющаяся, хотя и сократившаяся к 2004 г., разница учтенного числа детей по линии их пенсионного обеспечения и по медицинскому ведомству. Подобный диссонанс пока не имеет удовлетворительного объяснения, но заставляет задуматься о соответствии учтенного числа детей-инвалидов в стране их реальному количеству.

Проведенный нами анализ данных официальной статистики позволил установить, что размах уровней показателя по отдельным причинам детской инвалидности даже в пределах одного Федерального округа достигает десятков(!) раз.

При знакомстве с данными официальных источников о количестве детей-инвалидов в нашей стране и за рубежом, с данными отечественной и зарубежной литературы, а также с подходами к расчету количества таких детей, предложенными международными экспертами, выявляется следующее:

  • по итогам 2004 г., по данным Минздравсоцразвития, согласно статформе № 19, в стране на учете состояло, 582550 детей-инвалидов (или 196,4 на 10 тыс. соотв. населения), что на 22 тыс. меньше, чем в 2003 г. и на 38 тыс. - чем 2002;
  • 28 июля 2005 г., в докладе министра М.Ю.Зурабова правительству в преддверии 6-ой сессии Специального комитета ООН по разработке всеобъемлющей единой Конвенции о защите и поощрении прав инвалидов указано, что дети-инвалиды в стране составляют 7% от общего числа инвалидов, которых насчитывается 12 млн. 268 тыс., но это - порядка 859 тыс. таких детей;
  • в зарубежных же странах удельный вес таких детей колеблется от долей до 12,4%;
  • по данным же международных экспертов:

а) такие дети составляют 2-3% от всего детского населения, в этом случае количество их в нашей стране должно колебаться 610 до 915 тыс. (последняя цифра близка к цифре озвученной министром),

б) инвалиды (взрослые+дети) в мире составляют 10% от всего населения, т.о., в нашей стране их может насчитываться порядка 14 млн., от этого числа дети-инвалиды составляют 23% (что не выглядит невероятным, если учесть, что 55,6% от числа взрослых инвалидов в возрасте до 39 лет составляют инвалиды с детства) и тогда количество детей-инвалидов в России может достигать почти 3,92 млн. или 12,85% от детского населения (последняя цифра не противоречит зарубежным данным и не выглядит неправдоподобной, особенно если учесть снижающееся число нормально протекающих беременностей и родов, высокие уровни острой и хронической заболеваемости детского населения в нашей стране).

Проведенный нами анализ изменений ранговых позиций при сопоставлении данных общей и впервые установленной детской инвалидности по регионам страны выявил диссонанс и разноплановую динамику за равные промежутки времени, свидетельствующие, что степень недовыявления по регионам и округам - различна.

Таким образом, на текущий момент в России показатели детской инвалидности отражают лишь учтенное их количество, соотношение которого с реальным числом только предстоит установить. В сложившейся ситуации звучащие часто призывы к сокращению детской инвалидности должны как минимум настораживать: не понятно от чего отталкиваться снижая. Между тем, только знание реального числа детей-инвалидов позволит грамотно распределять силы и средства в отрасли, занятой вопросами их регистрации и всех видов реабилитации, а также обоснованно заниматься вопросами профилактики инвалидизации детского населения.

С самого начала к решению вопросов, связанных с детской инвалидностью активно привлекались ведомства и учреждения призванные решать вопросы реабилитации (юридической, медицинской, педагогической, психологической, трудовой, и социальной) и различного рода профилактики, т.о. решение проблем детей-инвалидов находится в сфере компетенции целого ряда министерств, объединение двух из которых (социального и медицинского) проблемы так и не решает, хотя речь идет об одном контингенте и одном процессе: выявлении детей подпадающих под данный социальный статус, установлении им инвалидности, реабилитации и ее результатах.

В итоге же решение проблем детей-инвалидов, изначально требующее комплексного подхода и широкого межведомственного взаимодействия, при отсутствии подкрепленной санкциями ответственности, пока в значительной степени определяется межведомственной разобщенностью, тугими подвижками к объединению усилий, усугубленными хроническим недоучетом таких детей и бюджетным дефицитом.

Решение проблемы полной регистрации требует взаимодействия действующих в рамках ФЗ N 195 от 10.12.1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" педиатрических служб, институтов медико-социальной экспертизы и сотрудников образовательных учреждений на местах. Последние, согласно ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. (для краткости называемого "О разделении властных полномочий" или "О льготах", в зависимости от приоритетов, которые для себя выделяет рассматривающий данный закон), находятся в ведении Федерального Центра. Взаимодействие на местах и определяет уровень инвалидности в регионах и в стране в целом. Но законодательно не прописана ответственность и санкции за не выявление, не постановку на учет ребенка, подпадающего под статус инвалида, за не предоставление, оговоренной законом индивидуальной программы реабилитации, срыв сроков и неподобающее качество ее реализации. А в итоге, по данным исследователей, детям до 1 года инвалидность НЕ оформляется в 100% случаев, в 1-2 года - в 58%, в целом от 0 до 14 лет - в 39,9%, но этим дети лишаются не только социального пакета как такового, но и гарантированной упомянутым ФЗ №195 от 10.12.1995 г. каждому инвалиду индивидуальной программы реабилитации, но и среди детей с установленным статусом инвалида таковую имеют только около 20%, а повременной контроль ее эффективности отсутствует вообще.

В свое время было подсчитано, что 1доллар, вложенный в реабилитацию, возвращается потом государству 30-ю долларами. Когда речь идет о детях-инвалидах, фактор времени должен ставиться во главу угла, т.к. с возрастом падает реабилитационный потенциал ребенка, соответственно задержка начала реабилитационных мероприятий снижает (вплоть до отсутствия) их конечную эффективность и уровень возможной социализации, затягивается процесс, растут расходы. К тому же, к концу ХХ века в большинстве развитых стран произошло постарение населения, сократился удельный вес трудоспособного возраста. За последние 20 лет в России численность детей 0-14 лет сократилась на 10 млн. А значит, проблема инвалидности, затрагивающая все слои общества, вопросы реабилитации должны быть постоянно в центре внимания государства.

Учитывая упомянутый выше ФЗ № 122 от 22.08.2004 г., вступивший в силу с 01.01.2005 г., согласно которому забота о детях-инвалидах ложится на Федеральный центр и контроль за полнотой учета таких детей в должен лежать на институтах Федерального уровня. Однако, для более эффективной работы необходим постоянный взаимоконтроль с педиатрическими службами и образовательными учреждениями на местах, имеющий продолжение в законодательно закрепленных санкциях. Все это должно быть подтверждено и соответствующими адекватными инвестициями – основой исполнения всех государственных социальных гарантий таким детям, исходя из реального их количества. Для чего настоятельно необходимы государственные гарантии учета всех детей, подпадающих под статус инвалида, с последующим присвоением им статуса, с указанием ответственных за это, подкрепленные соответствующими, ощутимыми, сопоставимыми с исковерканной жизнью ребенка-инвалида санкциями.