Источник: http://belaruss24.ru/news/2019/05/05/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82-%D0%BF%D0%BE-%D0%B4%D0%B2%D1%83%D0%BC-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC/.

Консультации в среде социальных сервисов

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание


собираем среду сервисов веб 2.0 из нескольких сфер:

  • Викисфера – сфера деятельности, в которой авторы работают над вики-страничками коллективных гипертекстов.
  • Блогосфера – сфера деятельности, в которой отдельные авторы оставляют свои записи.
  • Тего или тагосфера – сфера деятельности, в которой авторы размечают ключевыми словами или метатегами тексты, фотографии, музыкальные и видеозаписи.
  • Сфера Google – сфера деятельности, в которой авторы используют все многообразие сервисов Google.
  • Линкосфера – сфера деятельности, в которой люди устанавливают связи друг с другом и строят социальные сети.
  • Логосфера – сфера деятельности, в которой авторы создают и обмениваются своими программами и их фрагментами.

Изображение:Wbsphere.jpeg
Изображение:Communities.gif

Сообществом является такое подмножество вершин С от V, что для всех вершин принадлежащих к подмножеству C существует, по крайней мере, столько же связей с вершинами подмножества C, сколько их связывает с другими элементами множества V.


Ценность сообщества

Ценность структуры, в которой все дочерние узлы связаны только с центральным узлом, определяется числом узлов. Эта структура характерная для централизованной сети распространения данных (радио, телевидение).

Изображение:Rid low01.png



Изображение:Rid low02.png

Закон Рида гласит, что эффективность и ценность формируемой сети пропорциональна 2 в степени N - где N число узлов в сети. Этот закон подчеркивает важную особенность современных социальных сетей. Если узлы связаны между собой, то ценность такой сетевой структуры по мере появления новых узлов растет экспоненциально. Ценность социальных сетей определяет не только и не столько контентом, который передается по каналам сети от узла к узлу, сколько связями между узлами. Следующим рисунок демонстрирует закономерность, которую обнаружил Рид.

Сообщество практики

Термин community of practice - «сообщество практики» или «сообщество обмена знаниями» впервые использовали Дж. Лав и Э. Венгер для того, чтобы обозначить группу людей, вовлеченных в совместную деятельность. В дальнейшем концепция сообщества обмена знаниями получила развитие в работах Венгера и активно использовалась для анализа отношений, которые складываются внутри организаций и сетей самого разного типа. Одно из основных положений, на которых базируется теория сообщества практики, состоит в том, что знания всегда осваиваются в определенном контексте. Для освоения знаний очень важно создать условия для участия новичка в реальной деятельности.

  • Знания и практические навыки людей тесно связаны с областью применения этих знаний и навыков.
  • Познание не может быть оторвано от тех условий, той ситуации, в которой оно происходит.
  • Невозможно обладать абстрактным знанием, которое не было бы связано с конкретным контекстом.
  • Для того чтобы освоить средство, мало его получить в свое распоряжение и начать им пользоваться. Необходимо еще воспринять культуру использования этого средства. Для этого необходимо вступить в сообщество, где это средство используются.
  • Обучение в значительной мере есть процесс социализации, в ходе которого люди учатся говорить, читать, писать, становятся школьниками, сотрудниками офиса, исследователями.


Изображение:Newbies-aut.gif

Дж. Ги в Экологии игр отмечает значение группы: Значение социального окружения для учебы - я могу заниматься изучением полетов птиц, но мои знания расширяются общением с другими людьми, которые занимаются сходной практикой и входят в сообщество практики орнитологов. Человек може быть членом Swat-группы и тогда модели поведения, стратегии выхода из ситуаций, способы и особенности примения разных типов оружия и спецсредств он узнает от своей группы. И это же верно по отношению к любой группе - учителей, учеников начальной школы, игроков футбольной команды, шайки грабителей и т.д. Хорошая учеба предполагает участие в групповой деятельности и в групповом обсуждении.

Связующая роль объектов

Сообщество образуется через совместную деятельность и совместное использование предметов и средств. Карен Цетина обращает внимание на то, что объекты замещают людей как партнеров по взаимодействию и во все большей мере опосредуют человеческие отношения, делая последние зависимыми от них.

Простого вхождения внутрь сообщества, когда новички постепенно перемещаются с периферии к центру сообщества и занимают все более устойчивое положение не происходит.

Нам необходимы объекты, при помощи которых мы взаимодействуем, поэтому к фигурке человечка мы должны добавить кирпичик-объект.

Изображение:Boywithbrick.jpg

Cоциальные сети создаются вокруг общих практик и люди объединяются и связываются через объекты. Это могут быть реальные объекты. Например, сеть автомобилистов может свободно существовать и на форумах – им всегда есть что рассказать друг другу и поделиться опытом в использовании своих автомобилей. Это могут быть виртуальные объекты или средства и тогда обсуждаются практики использования средства, фотографии на Фликр, способы прохождения игры, происходит обмен найденными в сети материалами и так далее. Сеть в отсутствие связующих объектов и практик формируется достаточно сложно. Можно придти, задать свой вопрос, получить ответ и больше никогда сюда не возвращаться. И всегда есть вопрос, что же дальше? В чем состоят правила игры, в которую мы играем внутри социальной сети и кто здесь оказывается победителем. Такие вопросы возникают внутри социальной сети LinkedIn – кто победитель? Тот, кто набрал наибольшее количество связей?

Изображение:Science-community.gif

Для того чтобы освоить средство, мало его получить в свое распоряжение и начать им пользоваться. Необходимо еще воспринять культуру использования этого средства. Для этого необходимо вступить в сообщество культуру, где это средство используются. Обучение в значительной мере есть процесс социализации, в ходе которого люди учатся говорить, читать, писать, становятся школьниками, сотрудниками офиса, исследователями и т.д. Люди легко объединяются в профессиональные сообщества благодаря вещам и средствам, которыми они пользуются. На следующей схеме люди объединяются вокруг средств, которые они используют в своей повседневной исследовательской деятельности и мы по объектам деятельности можем увидеть химиков, биологов и программистов.

Следующая схема относится к недавно созданному сообществу Скретч. Схема организации сетевого сообщества Скретч, когда связи между авторами формируются через взаимодействие с проектами и фрагментами кода программы. На каждый проект можно посмотреть и можно использовать готовые блоги, чтобы создать свой собственный проект.

Изображение:Scratch-comm-links.jpg

  • Люди воображают и представляют, что именно они хотят сделать и получить в результате
  • Создают проект, основанный на своих представлениях
  • Играют с результатами своей деятельности
  • Делятся результатами своей деятельности с другими людьми
  • Обдумывают и обсуждают свои результаты
  • Обсуждение и обдумывание приводит к новым представлениям и новым проектам.

Изображение:Spiral.png


Функциональная схема сообщества

Среди многочисленных схем, предложенных в настоящее время для анализа отношений внутри сообществ, особое внимание привлекает функциональная схема, предложенная де Суза и Прис. На схеме представлены узлы (сообщества, цели, группы и т.д.), объединенные между собой линиями стрелок. Стрелки отражают отношения между узлами схемы. Следуя по схеме сверху вниз мы можем проследить отношения внутри системы сообщества

Изображение:Comm-scheme.png

Как следует из представленной схемы:

  1. У сообщества есть цели, участники и определенный набор правил.
  2. Цели сообщества формируются на основе ожиданий и задач отдельных членов сообщества.
  3. Желания и задачи всего сообщества влияют на поведение отдельных членов сообщества.
  4. Нормы и правила определяют действия.
  5. Действия требуют общения.
  6. Действия требуют объектов.

Деятельность внутри учебного сетевого сообщества носит продолжительный характер и складывается из простых действий отдельных участников. Простые действия предполагают публикацию новых материалов, установление связей между различными публикациями, редактирование материалов. Это достаточно простые стратегии поведения отдельных членов сообщества, на базе которых формируется сложное поведение всего сообщества.


Системная модель сообщества

В рамках этой модели обучение рассматривается как процесс создания сети. Узлами могут быть внешние сущности, которые мы можем использовать для формирования сети. Узлами могут быть люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации. Акт обучения заключается в создании внешней сети узлов, которых мы подключаем в форме источников информации и знаний. Обучение, происходящее в нашей голове, есть формирование внутренней нейронной сети. Учебные сети можно рассматривать как внешние структуры, которые мы постоянно создаем и перестраиваем, с тем чтобы идти в ногу со временем, постоянно приобретать опыт, создавать и подключать новые внешние знания. Учебные сети могут восприниматься как внутренние структуры, которые существуют в нашем сознании и находятся в постоянном процессе создания модели понимания.


Изображение:Connect-learn1.gif

Обучение происходит в сообществах, где учебной практикой является участие в жизни общества. Обучение деятельности происходит в процессе общения ученика и других членов сообщества. Это общение в эпоху веб 2.0, состоит не только из слов, но и изображений, мультимедиа и многое другое. Это общение создает богатое разнообразие динамичных и взаимосвязанных ресурсов, которые создаются всеми членами сообщества, включая учащихся.

Проблемы, волнующие сообщество и их реализация в сообществе

Какие вещи наиболее интересны родителям? Пока мы можем судить только по зарубежному опыту.

  1. Вопросы обеспечения детской безопасности в сети Интернет см. Безопасность в Интернет
  2. Какой вопрос будет следующим – возможность организации конструктивного использования детьми сети Интернет. При этом Интернет воспринимается как неизбежное зло, с которым как-то приходится уживаться и раз уж выключить его раз и навсегда нельзя, то нужно хотя бы минимизировать угрозы, с которыми наши дети сталкиваются внутри этого бушующего океана.

Как мы можем построить свою работу таким образом, чтобы школьники включались в творческую, исследовательскую и общественную деятельность? При этом мы ждем от сети не просто повода заняться такой деятельностью, а сетевого места и сетевых средств, которые бы такие деятельности обеспечили. Это никак не средство активизации и привлечения внимания, когда благодаря информационным технологиям учителю удается привлечь интерес учеников к решению какой-то проблемы, а потом эта проблема исследуется и решается вне сети. Сегодня сеть может предоставить средства для творческой и исследовательской работы. Надо только находить и показывать педагогам, родителям и их детям такие возможности.

  • Если мы создаем для педагогов и родителей социальную сеть, то вокруг чего эта сеть строится.
  • Сценарий какого консультирования представляется интересным и многообещающим?

Региональные команды консультантов

Кто осуществляет сетевые консультации? Профессиональные группы, которые не связаны классно-урочной системой. Те, для кого консультация - обычная услуга и сетевой или не сетевой сервис - особой разницы нет:

  • Кабинет психологии
  • Музей
  • Библиотекари

Сценарий поддержки консультантов

Консультанты региональной площадки создают свое виртуальное пространство, внутри которого происходит деятельность, которую можно увидеть, отследить и посчитать? Современные средства позволяют нам посмотреть на социальную статистику и сделать выводы и рекомендации – оценить жизнеспособность созданной группы, увидеть, где находятся наиболее уязвимые места развития, на которые необходимо обратить наибольшее внимание. Ключевой момент здесь в том, что мы оцениваем не качество и не количество контента, который представлен на сайте, не количество посещений, а динамику развития группы. При этом группа оценивается по объектам, которые она создает. Что говорят нам статистические данные? Зачем мы их собираем? Это попытка определить жизнеспособность сетевого сообщества

Анализ данных МедиаВики

Например, если мы хотим исследовать динамику развития российских образовательных площадок, основанных на технологии медиавики, то нам предстоит утомительная работа по еженедельному сбору статистических данных с 10 - 15 площадок. С использованием электронных таблиц Google эта работа может быть делегирована электронной таблице. Медиавики отдает в открытый доступ свою статистику. И если мы обратимся к конкретной вики с запросом, то она нам все про себя расскажет.


На следующем рисунке собраны данные по наиболее крупным региональным образовательным МедиаВики. Мы выбрали следующие параметры:

  • Страницы - общее число страниц, которые содержаться в базе данных. Сюда входят страницы участников и их производные, шаблоны
  • Полноценные статьи, в которых есть ссылки на другие статьи
  • Участники
  • Изображения - это все файлы, которые загружены участниками в МедиаВики.

Изображение:Statistic-wiki-13-11-08.png

Что сразу бросается в глаза и может быть использовано в качестве значимых параметров:

  • Количество зарегистрированных участников и количество статей везде достаточно близкие цифры. По ряду серверов участников даже больше. Т.е. есть е участники, которые зарегистрировались и не написали ни одной статьи, кроме страницы Участник:Имя_Участника
  • Количество файлов, которые загружены в базу данных. По большинству образовательных вик количество загруженных файлов превышает число статей. Почему? Во-первых, зарегистрировался участник, добавил к своей страничке графический файл - свою фотографию и дальше все закончилось. Во-вторых, участники загружают не только фотографии, рисунки и схемы, но и другие файлы. Например, в АстроВики участники добавляют проекты Скретч, а в iteach добавляют презентации и документы Word.

FriendFeed

Сервис открывает возможность подписаться и наблюдать сетевую деятельность нескольких коллег, причем не в рамках какого-то одного сервиса, а сразу на нескольких. FriendFeed объединяет 48 разных сервисов в ноябре 2008 года и хранит информацию более чем о 100 миллионах пользователей в Интернете. Аггрегатор RSS-каналов с других социальных сетей. После регистрации пользователь указывает в своем аккаунте профили сайтов, с которых необходимо собирать информацию. Это такие ресурсы, как Живой Журнал и другие блоги, фотогалереи Фликр и Picasa, видеозаписи Ютьюб, ленты закладок Делишес и Google Reader и т.д. На следующем рисунке приведены иконки 58 доступных сервисов http://i.friendfeed.com/51058f767e330811814d984b0d36183ed726def5

На этом рисунке приведены каналы, которые отдает читателям http://friendfeed.com/patarakin
Изображение:Friendfeen-my.jpg


FriendFeed просто собирает эти ресурсы в единой ленте. Как и в Живом Журнале и многих других социальных сервисах здесь есть сетевая подписка на авторов. Все записи авторов, на которых вы подписались, собираются на одной странице, в одном потоке. Интересная возможность - создать воображаемого автора и подписаться на его записи. Например, мы хотим собрать в один поток записи, которые оставляет в сети Клей Ширки. И мы создаю подписку на воображаемого друга.

Далее я добавляем блоги Ширки. Так по кусочкам мы можем сконструировать его воображаемый профиль, в котором будут собраны его разнообразные активности. Конечно, все было бы значительно проще, если бы Ширки действительно был в сети FriendFeed и я бы мог подписаться на все активности, которые он отдает в сеть. Но, мы можем подписаться на деятельность главного идеолога движения Веб 2.0 Тима О'Рейли, который отдает во френдфид свой блог, twitter и фликр - http://friendfeed.com/timoreilly Есть масса менее известных, но гораздо более понятных и полезных русскоязычных авторов френдфида.

Сервис позволяет посмотреть социальную статистику - какие ваши записи привлекают внимание тех, кто подписан на ваш канал и на какие записи других авторов вы обращаете наибольшее внимание. На следующем рисунке представлена такая статистика для http://friendfeed.com/patarakin

Изображение:Fr-feed-interest14-12-08.jpg

Видно, что он обращает внимание на то, что публикуют авторы непосредственно во френдфиде, а из его записей наиболее интересуют других заметки, сделанные в Google Reader.


Весной 2008 года во FriendFeed появились комнаты (rooms) - возможность организовать работу группы. Комнаты Френдфид подобны группам Ютьюб и Фликра или сообществам Живого Журнала. Материалы могут публиковать только участники группы. Некоторые группы носят закрытый или полуоткрытый характер.

В комнате Правильное поведение в FriendFeed собирают правила и правильные стратегии использования сервиса. Кстати, надо бы подобные стратегии расписывать и для других социальных сервисов - (Правильное поведение в Вики, правильное чтение с GoogleReader и т.п.)


Правильное поведение в FriendFeed

По материалам http://friendfeed.com/rooms/frf-patterns


  1. Изображение:Hide-ff.jpg
    “Паттерн первый: кнопка Скрыть - Hide является не проклятием, а чекбоксом.” Смело используйте кнопку скрыть. Подробнее про Hide
  2. Разделите русскоязычных и англоязычных людей по разным спискам (это такие папки в левом сайдбаре, если вдруг кто). Читайте их по отдельности. Если заметите, что перестали ходить в один из списков -- радуйтесь!
    • Можно ничего этого не делать, а просто подписаться на правильных людей, и тогда весь шум в основном сам отфильтруется
  3. “Паттерн третий: первый коммент.” Первый комментарий лучше оставить самому. Потому что: 1) Он всегда виден, даже когда ветка схлопнута, 2) в него удобно скинуть сначала гипотезу, а потом дописать выводы. Получается классическая перевернутая пирамида: основное можно узнать, не залезая в дебри обсуждения, ещё при сканировании страницы, а детали доступны для всех, кто пожелает вчитываться в десятки комментов
  4. “Паттерн четвёртый: пользуйся маркерами.” В frf тегов нет, но есть поиск. Это позволяет тебе в один из своих комментариев аккуратно вставить удобный тег для дальнейших раскопок. Это не обязательно, но удобно
  5. “Паттерн пятый: буфер обмена помогает обойти ограничение на длину.”
  6. “Паттерн шестой: Оценить (лайк) — социальная валюта и промо-инструмент. Лайки — способ обмениваться эмоциями, и возможность рассказать другим об интересном.”
  7. “Паттерн восьмой: тезисы в комментариях и «пост-дискуссия». Задав тему в тексте поста, развивай его своими комментариями, превращая в полноценный блог-пост. При этом пост ещё и будет иногда дописываться твоими собеседниками, так что блоговый монолог превратится в диалог.”