Круглый стол Навстречу новым образовательным стандартам: современные тенденции развития дополнительного образования детей

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Круглый стол Навстречу новым образовательным стандартам: современные тенденции развития дополнительного образования детей

*Сроки проведения:13-26 октября 2010 года
  • Для кого: педагоги дополнительного образования,педагоги, организующие внеурочную деятельность учащихся, руководители образовательных учреждений. .
  • Цель работы круглого стола: Осмысление процессов, происходящих сегодня в дополнительном образовании детей, выявление приоритетных направлений обновления содержания дополнительного образования детей на основе предложенных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения подходов, примеров реализации этих подходов в деятельности учреждений дополнительного образования.

"Нет ничего в мире живой или неживой природы, социальной действительности, общественных отношений, что не могло бы стать содержанием дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Именно поэтому дополнительное образование рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности" и "является самым широким путем личности в культуру через творчество. Оставаясь вне возрастных цензов, дополнительное образование открывает широкие перспективы для работы с семейными объединениями, для стирания граней между поколениями. В этом его огромная социальная и культурообразующая ценность". (Менеджмент в управлении школой./ Под ред. Т.И. Шамовой)

Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас к активному участию в работе Круглого стола! Информация, предлагаемая Вам для размышления и анализа не претендует на полноту освещения поставленной проблемы. Мы рассчитываем на внесение в неё дополнений и уточнений участниками Круглого стола. Мы рассматриваем работу с предложенной информацией как основу для начала разговора об организации дополнительного образования детей в условиях введения новых образовательных стандартов. Мы рассчитывают на Вашу активную позицию, активное участие в работе круглого стола. Ждём вашего активного и заинтересованного участия! Присоединяйтесь!

Ведущий: Виктория Власенко, Владимирский ИПКРО, сетевой консультант сообщества педагогов дополнительного образования

  • e-mail: vivlasenko@gmail.com
  • Skype - контакт: vivasenko

Приглашаем Вас к участию в Круглом столе


Внесите себя в список участников, укажите ссылку на личную страницу (если Вы еще не зарегистрированы, то познакомьтесь с информацией как это сделать здесь... Успехов!)

Как стать участником Круглого стола:

  • Для участия необходимо пройти регистрацию на сайте СоцОбраз, для тех кто еще не знаком с ресурсом. Для этого в верхнем правом углу любой страницы нажмите ссылку

Представиться /зарегистрироватьcя. Если у Вас еще нет захода в нашу систему, нажмите ссылку Создать учетную запись. В открывшейся странице Вам необходимо заполнить поля форм. Имя участника - то имя, под которым Ваш вклад будет фиксироваться системой. Рекомендуем вводить фамилию и имя. После заполнения всех полей, нажмите Зарегистрировать нового участника.

  • Более подробный вариант в 12 шагов навстречу wiki.iot
  • Если вы еще не пользовались сервисом Skype для on-line общения, то необходимо установить эту бесплатную программу на свой компьютер Skype. После установки и регистрации в Skype, надо через функцию "Добавить контакт" ввести в строку поиска скайп-имя vivlasenko и запросить установить контакт.
  • Для внесения информации в один из разделов круглого стола войдите в режим редактирования раздела.

Внесите себя в список участников Круглого стола Для этого Вам нужно пройти регистрацию в Соцобразе и сделать запись в режиме редактирования. Почувствовать себя комфортнее Вам поможет "Памятка для участников по навигации в сообществе СоцОбраз" и статья 12 шагов навстречу wiki.iot.

Впишите ваши данные:

ФИОДолжностьМесто работыНаселенный пунктРегионe-mail
1 Виктория Власенко методист ВИПКРО г. ВладимирВладимирская обл. vivlasenko@gmail.com
2Колбасова Cветлана учитель начальных классов МОУ Уршельская СОШ Гусь-Хрустальный район, п. Уршельский Владимирская областьteatral20@mail.ru
3Склемина Галина заместитель директораМОУ ДПО (ПК)С "Учебно-методический центр" г. Балаково Саратовская область sklemina@gmail.com
4Елена Калиберда старший методист ГУ "РЦРО" г. Оренбург Оренбургская область ekaliberda@gmail.com
5Тимакова Светлана Анатольевна Учитель информатикиМОУ СОШ № 4 г. Меленки г. Меленки Владимирская область tima-svetlana@yandex.ru
6Ирина Герасимова заместитель директора МОУДПОС Центр информационных технологий г. Тольятти Самарская областьgip@itc.tgl.ru
7 Участник: Горшкова Татьяна Васильевна методист ГОУ ДПО ВГАПК РОг.Волгоград Волгоградская областьgorshkova52@yandex.ru
8Участник:Болдина Маргарита Валериевна заведующая отделом развития воспитания ТОГОУ ДОД ЦРТДЮг. Тамбов Тамбовская область maboldina@yandex.ru
9Стюхина Таисия Петровна методистУправление образования администрации Балашовского муниципального района г. Балашов Саратовская область stuhinatp@yandex.ru
10Фураева Марина Викторовна заместитель директора по научно-методической работеМОУ "Средняя школа №4" г. Кольчугино Владимирская область marwik1@mail.ru.ru
11Бережнова Елена Алексеевна педагог -организаторМОУ "Гимназия № 13" г. МагаданМагаданская область adara_@mail.ru.ru
12 Глушко Ольгаметодист МОУ ДПО (ПК)С "Учебно-методический центр" г. Балаково Саратовская областьolgaglushko21@mail.ru
13Кениг Татьяна заместитель директораМОУ "Средняя школа№16" г.Балаково Саратовская область dosa@mail.ru
13
14Макарова Анна директор МОУ "Основная школа № 6" г.Балаково Саратовская область shn6@mail.ru
15Кореневская Марина руководитель Центра по работе с одаренными детьми "Дар" Дворец творчества детей и молодежи г.Ростов-на-ДонуРостовская областьdarrost@yandex.ru
16Алексюнина Елена заместитель директора по УМР ГОУ ДОД ОЭЦУ г.Ростов-на-Дону Ростовская область alekx.elena@gmail.com
17Козлицкая Ирина Владимировнаучитель начальных классов МОУ СОШ № 10 п. Каменский Саратовская область irina196107@yandex.ru
18Долгова Ольга Васильевна зам. директора по УВР МОУ СОШ № 2 г. Балаково Саратовская область dolgov843@mail.ru
19Громова Ольга Федоровна зам. директора по УВР МОУ "Гимназия №2" г. Балаково Саратовская область olgafgromova@mail.ru
20Бекетова Ольга Владимировна заместитель директора по ВР МОУ "СОШ п. Головановский" Балаковский район Саратовская область beketova.74@mail.ru
21Ивлиева Галина Петровна руководитель ШМО МОУ "Средняя школа с.Плеханы" Балаковский район Саратовская область igp707@mail.ru
22Горшкова Ирина Владимировна руководитель ШМО МОУ "Средняя школа с.Плеханы" Балаковский район Саратовская область 245ivolga@mail.ru
23Ивлиев Дмитрий Александрович учитель информатики МОУ "Средняя школа с.Плеханы" Балаковский район Саратовская область raslyka@mail.ru
24Кузицына Елена Васильевнаучитель информатики и ИКТМОУ "Никологорская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района"Вязниковский район Владимирская областьkuzicyna@gmail.com
25Орлова Елена Викторовна методист ГОУ ДПО ВГАПК РОг.Волгоград Волгоградская областьorlov54@list.ru
26Понеделко Юлия Федоровна методист МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Ростов-на-Дону Ростовская область poneyuliya@yandex.ru
27Дешевых Татьяна Анатольевна заместитель директора по ВР МОУ СОШ №1 г.Радужный Владимирская область tad2008@yandex.ru
28Cюзяева Светлана Юрьевна заместитель директора по УР МОУ СОШ №2 г. Радужный Владимирская обл. kli02@mail.ru
30Маслова Наталья Александровна заместитель директора по ВРМОУ Малоивановская СОШс.Малая ИвановкаВолгоградская Областьnatalja-maslova13@rambler.ru
31Веретина Елена Валерьевнаучитель русского языка и литературыМОУ "Никологорская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района"Вязниковский район Владимирская областьveretina.elena@yandex.ru
32Бабкина Галина Николаевнавоспитатель детского домаКГУ №31Хабаровский район Хабаровский край
33Правая Ирина Анатольевнавоспитатель ГПДМОУ НОШ ОткрытиеХабаровск Хабаровский край
34 Чирич Ольга Ярославовнапедагог дополнительного образованияМОУ СОШ с. ДружбаХабаровский район Хабаровский край
35 Малюк Галина Леонидовнапедагог дополнительного образованияЦентр развития творчества детей и юношестваХабаровск Хабаровский край
36 Елена Васильевна Аржбапедагог дополнительного образованияХабаровск Хабаровский край
37 Фраш Ольга ЮрьевнахореографХабаровский район Хабаровский край
38 Дмитриева Марина ВалерьевнаметодистХК Центр развития творчества детей и юношества, центр художественно-эстетического развитияХабаровск Хабаровский край
39 Голенкова Марина Дмитриевнаучитель начальных классовГимназия № 13Красноярск Красноярский крайgolenkovamd@gmail.com
40Манжосова Татьяна Алексеевна воспитатель ГПД МОУ "СОШ №2" р.п.Самойловка Саратовская область manzhosovata@mail.ru
41Луценко Анастасия Фёдоровна педагог дополнительного образованияМОУ ДОД ЦДТ с. Мирное с. Мирное Хабаровский крайlycena@mail.ru
42 Королёв Владимир педагог дополнительного образования МОУ дод цртдию г.хабаровск хабаровский край koroliov.vova@yandex.ru
43 Уварова Ирина Геннадьевна тренер-преподаватель СОЦ"Мустанг"г.хабаровск хабаровский край uvarova.uwa@yandex.ru
44 Харитонов Виктор Владимирович Хореограф МОУ ДОД ДЮЦ "Сказка"г.хабаровск хабаровский край ianinside@mail.ru
45 Зыков Игорь Геннадьевич п.д.о. МОУ ДОД доц"Икар"п. Хорхабаровский край
46Халикова Александра Леонидовна п.д.о. МОУ ДОД "Маленький принц"г.Хабаровск хабаровский край
47Анастасия Александровна Клименкоп.доп.о. МОУ СОШ№85г.Хабаровск хабаровский край klimjiraff@yandex.ru
48Русских Марина Владимировнаконцертмейстер ЦДТ "Гармония"г.Хабаровск хабаровский край mary.russkih@yandex.ru
49 Бутикова Ольга Сергеевна педагог дополнительного образованияМОУ ДОД ЦДТ "Радуга талантов"г.Хабаровск хабаровский край olga-butikova@mail.ru
50 Корольчук Юрий Михайловичтренер-преподаватель МОУ ДОД ДЮСШр.п.Переяславкахабаровский край yura.kovolchuk@yandex.ru
51 Игнатенко Елена Валерьевнап.доп.о. МОУ СОШ№85г.Хабаровск хабаровский край

alen-go@yandex.ru

52 Смертюков Павел Владимировичруководитель методического центра ДДиЮг.Кемь Карелия

smertjukovpv@rambler.ru

53 Пироженко Елена ЛеонидовнаметодистДворец творчества детей и молодежиг.Ростов-на-ДонуРостовская областьeutro@yandex.ru
54 Коцких АндрейпдоКГОУ ДОД "ХКУРТДиЮ" ЦТТг. ХабаровскХабаровский край kockih_andrei@yandex.ru
55зубова татьяназам.директора по ВРМОУ "Новониколаевская СОШ №3"г.ВолгоградВолгоградская область zubova.tania2011@yandex.ru
56 Бехталь Ирина Геннадиевнапедагог-психологОбластной экологический центр учащихсяг.Ростов-на-ДонуРостовская областьirgenbest@gmail.com
57 Живора Татьяна Ивановна старшая вожатая МОУ "СОШ №2" р.п.Самойловка Саратовская область shivora@mail.ru
58 Ермакова Рано Абдуллаевна Заместитель директора по ВР МОУ Суляевская СОШ Кумылженский район Волгоградская область ermakovarano@yandex.ru
59 Попов Михаил Викторович Заместитель директора школы по ВР МОУ Шарашенская СОШ Алексеевский р-он Волгоградская обл. pop7315@ya.ru
60 Захарова Надежда Владимировна Заместитель директора школы по ВР МОУ Ларинская СОШ Алексеевский р-он Волгоградская обл.
61 Беднова Анна Анатольевна Заместитель директора школы по ВР МОУ Краснооктябрьская СОШ Алексеевский р-он Волгоградская обл.
62Оляненко Маргарита Алексеевна Педагог - организатор МОУ гимназия №1 г.о. Железнодорожный Московская область olyanenckorita@yandex.ru
63Щебланина Наталия Викторовна зав.лабораторией ТОИПКРО г.Тамбов Тамбовская областьnatwik68@mail.ru
64


Для чего нужны образовательные стандарты?

ФГОС в российском образовании явление принципиально новое в связи, с чем разные воззрения на их назначение, содержание и структуру являются позитивным фактором, обеспечивающим достижение цели инновационного развития национальной образовательной системы Российской Федерации с учётом заданного президентом России Д.А. Медведевым форматом национальной стратегии – инициативы «Наша новая школа».

На совещании руководителей региональных органов управления образованием 8 февраля 2008 г. заместитель министра образования и науки Российской Федерации И.И. Калина обозначил ключевые положения ФГОС следующим образом.

Стандарт, как принятая норма, - это отнюдь не шаблон, не трафарет, не лекало, под которое нужно подогнать человека, будто заготовку, не прокрустово ложе ограничений, а гарантированное предоставление возможностей.

Стандарт - не только совокупность доктринальных положений и требований, но и гарантированный набор возможностей, которые образовательная система обязана предоставить всем контингентам детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет.

Стандарт - набор требований стандарта предъявляется не к ученику, а к системе образования.

Стандарт – то, что система обязана обеспечить, предоставить. В том числе "стандартная" обязанность школы - чтобы ученикам хотелось в ней учиться.

Стандарт в образовании - гарантия конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование. Стандарт обозначает, что «хуже нельзя». Придя в любое российское образовательное учреждение, каждый гражданин должен быть уверен, во-первых, в том, что здесь будет предоставлен определенный, известный ему и устраивающий его уровень условий (возможностей) - от автобуса, гардероба, столовой и туалета до компьютеров и высокопрофессионального преподавателя по каждому предмету, и во-вторых, в том, что он, действительно, получит это.

Стандарт - это система гарантий работнику сферы образования. Гарантия права на труд. Гарантия хороших, удовлетворяющих его, позволяющих ему самореализоваться, качественно и результативно трудиться условий труда. Понимание стандарта как системы гарантий предопределяет необходимость включения в его структуру требований к условиям осуществления образовательного процесса.


На основании своего опыта и своих представлений выскажите свое мнение от том, для чего нужны образовательные стандарты?

  • Образовательные стандарты нужны для образоательной деятейности разработки программ,проектов,мастер класс.( Марканич Г.В.,Королёв. В.М)
  • Образовательные стандарты нужны для профессионального роста и контроля за собственными знаниями.
  • Образовательные стандарты нужны для создания единого образовательного пространства, для определения целей, на достижение которых направлено изучение предмета, обязательного минимума содержания программ, требований к уровню подготовки выпускников, содержания итоговой государственной аттестации. --Тимакова С.А. 05:37, 22 октября 2010 (UTC)
  • Количество информации в мире каждое десятилетие удваивается. Существенно изменились требования к образованию и образованному человеку. Действующий ранее принцип сообщения каждому человеку всех важнейших знаний неэффективен. Поэтому ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться. В связи с этим на уроках предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественнонаучными текстами, с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения». (По материалам ОС «Школа 2100» [www.school2100.ru]) Участник: Козлицкая Ирина
  • По своей социально-педагогической сути стандарт - это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребёнка на бесплатное полноценное образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования. Образовательный стандарт - это инструмент обеспечения качества образования подрастающего поколения. Участник: Ивлиева Г.П.
  • Образовательные стандарты определяют специфику современного образования, обеспечивают переход от передачи обучающимся знаний и умений к формированию ключевых компетентностей. Участник:Щебланина Наталия

Информация для размышления

ФГОС второго поколения разрабатывался в рамках решения стратегической, общественно значимой задачи выявления, агрегирования и закрепления в виде конвенциональной нормы (общественного договора) современных запросов к сфере образования со стороны личности, семьи, общества и государства.

При разработке стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества, в его основу положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования.

Эта установка предполагает отказ от прямого копирования западных моделей образования. Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования. Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий:

  • равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;
  • сохранение единства образовательного пространства России;
  • преемственность ступеней общего образования.

При разработке стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса. Основным образовательным результатом в этой парадигме является формирование мотивированной компетентной личности, способной:

  • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
  • получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
  • принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Основным предназначением стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической дели российского образования, выполнения социального заказа - воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих: адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

Стандартом устанавливаются взаимосвязанные требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Это позволяет:

  • одновременно предусмотреть как результаты общего образования, так и наиболее общие (рамочные) черты современного образовательного процесса, а также условия его осуществления;
  • обозначить условия эффективного нормативного правового регулирования общего образования;
  • превратить стандарт в важнейшее средство обеспечения системного развития общего образования.

Ключевой составляющей стандарта являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированные на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования. Эти требования представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования. В стандарте существенно расширено представление об образовательных результатах. Если ранее нормированию подлежали предметные результаты, то предлагаемый Стандарт ориентирован также и на метапредметные и личностные результаты.

В стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса. Расширяя состав объектов оценки, стандарт одновременно расширяет и спектр оценочных процедур, предусматривая использование как персонифицированных (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных или анонимных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования в целом.

Основным ориентиром для построения содержания образования становится фундаментальное ядро содержания образования (ФЯСО), имеющее необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются ценностные ориентации обучающихся, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.

В структуре основной образовательной программы начального общего образования предусмотрена программа формирования и развития универсальных учебных действий (УУД), представляющая собой неотъемлемую часть фундаментального ядра содержания образования. Программа рассматривается в единстве с примерными программами по учебным предметам и предлагает перечень УУД, представленных в виде рекомендаций по организации деятельности учащихся для решения конкретных задач в структуре учебных дисциплин.

Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

В стандарте предложена новая структура базисного учебного (образовательного) плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. При этом установлено соотношение частей основной образовательной программы с выделением инвариантной и вариативной частей, что позволяет значительно расширить права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов, в том числе региональных, местных, этнокультурных, конфессиональных и др.

Главным фактором, действующим при конструировании содержания образования, являются потребности общества и цели, которые оно ставит перед обучением. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формировать адекватную современному уровню знаний картину мира, интегрировать личность в национальную и мировую культуру, нацеленную на совершенствование и на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Близким к данному подходу можно признать взгляд на содержание образования Г.М. Коджаспировой. Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей обучающихся, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником содержания образования служит все многообразие культуры.

Также в педагогической литературе встречается определение содержания образования как совокупности мотивационных средств, методов и приемов в получении знаний для адаптации обучающихся к жизни. В соответствии с этим, развитие содержания образования в учреждении можно определить как создание мотивационной атмосферы в учебном заведении.

В контексте данного подхода в проектировании содержания образования видятся следующие проблемы: 1. Проблема поиска оптимальных способов мотивации в образовании ребенка и педагога; 2. Проблема возможности несоответствия моральных норм современного общества нравственным установкам педагога; 3. Проблема несоответствия возможностей здоровья учащегося применяемым педагогом средств, методов и приемов в содержании образования (валеологический аспект); 4. Проблема слабого взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса (родители, учащиеся, педагог) в поиске оптимальных методов, приемов и способов обучения; 5. Проблема отсутствия у самого педагога полной адаптации к современному обществу, его социальной защищенности. Из постановки данных проблем в содержании образования видно, что в данном подходе акцент сделан на сам способ реализации содержания образования.

В.В. Краевский определяет содержание образования рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре (разумеется, не по объему), человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Содержание, тождественное социальному опыту, состоит из четырех основных структурных элементов:

  • опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов (знаний о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности);
  • опыта осуществления известных способов деятельности (в форме умений действовать по образцу. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных видов деятельности и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению культуры народа);
  • опыта творческой деятельности (в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. Этот опыт требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает у молодого поколения развитие способностей к дальнейшему развитию культуры);
  • опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (в форме личностных ориентаций, проявляющихся в отношении к окружающему миру, к себе самому, к другим людям. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера. Это сплав знаний, убеждений и практических действий).

Усвоение перечисленных элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, "вписываться" в социальную систему, приспосабливаться к ней, но и действовать самостоятельно, творчески.

Усвоение школьником данных элементов социального опыта направлено на трансформацию последнего в личный опыт, “перенос” социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности учащихся.

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они связаны между собой таким образом, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к следующему. Например, умения формируются на основе знаний, а творческая деятельность предполагает овладение некоторой суммой знаний и простых (репродуктивных) умений в данной области творчества.

Понятно, что каждый из элементов содержания образования выполняют определенные функции в воспитании и обучении Образование, организованное на перечисленных выше основах: во-первых, реально готовит к жизни - такой, какая она есть, к существующему порядку вещей; во-вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования.

Таким образом, содержание общего образования: • является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества; • выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении.

Содержание образования раскрывается в образовательных программах, учебных планах и учебниках.

Непосредственно в образовательном учреждении содержание образования определяют реализуемые в нем образовательные программы: «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ» (ст. 14, п. 5).

«Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные),

2) профессиональные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным относятся программы:

1. Дошкольного образования.

2. Начального общего образования.

3. Основного общего образования.

4. Среднего (полного) общего образования».

Принципы отбора содержания образования

I. Принцип соответствия содержания образования (во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования) уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества. Именно из этого принципа вытекает необходимость предусматривать в составе содержания не только традиционно выделяемые элементы (знаний, умений и навыков), но и те, что в соответствии с личностной ориентацией образования отражают опыт творческой деятельности и личностного отношения к общечеловеческим ценностям. II. Принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Он противостоит односторонней ориентации, рассматривающей содержание в отрыве от педагогической реальности. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана. III. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, что предполагает взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования. Из этого принципа следует, что содержание образования не должно рассматриваться как простая сумма создаваемых независимо друг от друга учебных предметов или учебных программ. Отдельные учебные дисциплины уже в исходном пункте их построения должны быть ориентированы на общее представление о составе и структуре всего содержания образования. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить единство подхода к построению каждого учебного предмета и ко всем учебным материалам.

Указанные обобщающие принципы являются главными ориентирами того, что следует, а что не следует включать в состав содержания образования.

Содержание дополнительного образования детей

В отношении содержания дополнительного образования имеется целый ряд концептуальных разработок, касающихся:

  • стратегических смыслов подобного типа образования в развитии ментальности современного человека (Ю.В.Громыко, В.И.Слободчиков, Л.Г.Логинова, Г.П.Буданова, А.К.Бруднов, Л.Н.Буйлова)
  • его культурной самоидентификации, обретении личностных смыслов жизни и развитии способностей (Богуславский М.В., Исенко С.П., Каргина З.А., Леонтович А.В., Щуркова Н.Е.)
  • роли нестандартизированного образования для развития экономического и гуманитарного потенциала России (В.И.Панов, В.И.Козырь, Н.Ф.Трубицин, И.Н.Семенов и др.)

Но только в некоторых из них определяются механизмы вхождения декларируемых смыслов в реальную практику дополнительного образования или делаются попытки описания дидактической модели дополнительного образования (Л.Г.Логинова, Г.П.Буданова, А.К.Бруднов, Л.Н.Буйлова, Н.В. Кленова, А.В. Леонтович).

В соответствии с законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным типом образования, поэтому его содержание должно отличаться от содержания, например, основного общего или профессионального образования.

Основное и дополнительное образование несут две разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. На сегодняшний день эти функции отражают важнейшие стороны существования человека в мире: его самоидентификацию как представителя определенной культуры, принадлежащего к определенному социуму и сообществу; и его осознание себя неповторимой личностью, обладающей уникальным набором качеств, что позволяет человеку выстраивать собственную жизненную траекторию и решать творческие задачи; становиться субъектом собственной деятельности. «В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности)».

Указанное предполагает, что основное общее и дополнительное образование детей должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне образовательных программ, методик их реализации. Если в отношении первой задачи есть ряд концептуальных разработок (см. выше), в отношении второй дополнительное образование нередко идет по пути общего среднего, калькируя его методы и средства (ограниченный по времени учебный модуль (урок – занятие учебной группы), информационная единица (раздел учебной программы), методы аттестации учащихся (контрольная работа, экзамен) и др.). Такой путь, безусловно, технологичен; он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса; однако он не определяет базовые характеристики дополнительного образования как вида.

При этом нередко оказывается, что занятие в группе дополнительного образования ничем не отличается от урока, по сути, является уроком, либо не входящим в базисный учебный план, либо даваемым углубленно или расширенно. Результатом образования при этом полагается овладение учащимися набором знаний, умений и навыков, т. е. в рамках занятий учебных групп дополнительного образования воспроизводится содержание и достигается результат основного общего образования.

Главным феноменом образовательной деятельности является «встреча ученика и учителя, при которой происходит передача культурного наследия, образцов и норм человеческой деятельности, опыта и традиций».[3] Именно здесь реализуется содержание образования, при этом основное общее и профессиональное образование «отвечает» преимущественно за интеллектуальную и компетентностную составляющие образованности человека. Дополнить образование до его «полноты» (включая эмоционально-волевую сферу, способность становиться субъектом собственной деятельности) призвано именно дополнительное образование. Этой задачей и должно определяться то, что мы понимаем под содержанием дополнительного образования. При этом существенной проблемой является необходимость выделения общих, инвариантных составляющих содержания дополнительного образования для всех направленностей, всех образовательных программ, будь то спорт или физический эксперимент.

Далее в качестве гипотезы Леонтович А.В. предлагает подход к определению содержания дополнительного образования. Его структура задается следующими блоками:

1. Общая ориентировка в основных тематических разделах избранной направленности дополнительного образования, что позволяет ставить самостоятельные творческие задачи, выбирать средства их решения из нескольких возможных, предлагать нестандартные решения на основе владения информацией о смежных областях и творческих ассоциаций;

2. Опыт самостоятельной реализации различных типов деятельности, основанный на овладении основными существующими методами решения задач и конструировании своих собственных методов, средствами достижения и представления результатов;

3. Способность обретать личностные смыслы собственной деятельности, выстраивать отношение к ее ходу и результатам, рефлексировать их как средства обретения целей и смысла индивидуальной жизни;

4. Способность вступать в содержательные связи и отношения с окружающими для достижения творческих целей, организовывать деятельностные сообщества и входить как равноправный участник в уже существующие сообщества.

Исходя из этого содержание образования в рамках направленности дополнительного образования можно изобразить следующим образом:

  • Овладение информационным полем направленности
  • Приобретение опыта осуществления деятельности
  • Овладение навыком рефлексии деятельности
  • Развитие способностей к построению коммуникаций и коопераций

В рамках любой направленности дополнительного образования реализуется обозначенное содержание, что является сутью образовательного процесса. Иными словами, овладение спортивным мастерством, выполнение исследовательской работы, создание художественного произведения – средства, материал на котором происходит передача младшему поколению четырех перечисленных универсальных (для всех направленностей) компонентов содержания. При этом овладение материалом конкретной направленности также может иметь для ребенка определяющее значение как средство профессионализации, социализации и др., но это не является центральным для задач именно дополнительного образования. Образовательная программа дополнительного образования детей

Образовательные программы дополнительного образования детей являются разновидностью дополнительных образовательных программ и находятся за пределами основных образовательных программ, определяемых государственным стандартом:

«Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ» (ст. 14, п.6).

Приведенное положение Закона свидетельствует о том, что дополнительные образовательные программы вынесены за пределы государственных стандартов и, тем самым, регулируются Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Определение направленности дополнительного образования

Определение специфики и содержания понятия направленности в системе дополнительного образования детей, определение структуры направленности, в настоящее время является актуальной задачей, поскольку таким образом оказывается возможным выделить и зафиксировать специфику дополнительного образования детей как особого типа образования.

В настоящее время в нормативных документах определена классификации программ дополнительного образования по направленностям. В ст. 26 Закона «Об образовании» записано «К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые… в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии… посредством индивидуальной педагогической деятельности». Очевидно, что понятие направленности образовательных программ в детских учреждениях, системе повышения квалификации, на репетиторских занятиях имеет различный смысл.

«Направленность образовательных программ – совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы (класса) образовательных программ. Направленность реализуемых учреждениям дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности». «Направленность образовательных программ дополнительного образования детей определяется его целью или тем «ядром ценностей», который называется миссией». «Направленность – общие устремления, ориентиры,… ценностно-смысловое «выстраивание» процесса и линии развития к заданной цели… Направление развития – вектор изменения, маршрут с конкретными внутренними этапами, «шагами», способами, приемами, условиями движения к определенной цели на основе главных ценностей, общих устремлений и приоритетов». «Направленность – предметно-тематическая или типодеятельностная область, в рамках которой реализуется содержание дополнительного образования в реальной практике работы учреждения дополнительного образования».

Конкретизация модели для каждой направленности задает содержание этой направленности и фиксируется в программах дополнительного образования (ПДО).

1. Предметно-тематическая область, ограниченная определенными рамками (предметное содержание, его характер и уровень, соответствие и отличия от базовых образовательных программ основного общего или профессионального образования в соответствующей области). Предметное содержание подразделяется на:

- инвариантное (базовое) - ЗУНы, базовые навыки, общие для всех ПДО данной направленности;

- специальное - уникальное для каждой из ПДО данной направленности, определяемое развивающим потенциалом, профессиональной ориентацией и специализацией, технологическими и методическими решениями и др.

2. Приоритетные образовательные цели, характерные для каждой направленности (преимущественная ориентация на задачи обучения, воспитания, профессиональной ориентации, развития личности, компенсирующего обучения и др.). Эти цели определяются в соответствии со спецификой, например: физкультурно-спортивная – укрепление здоровья, физическое совершенствование; естественнонаучная – углубленное изучение определенной научной области; эколого-биологическая – экологическое воспитание, углубленное изучение экологических систем и т. д.

3. Приоритетные образовательные технологии и методики работы (репродуктивные, проектные, исследовательские, творческие и др). Определяются в соответствии со спецификой направленности. Например: естественнонаучная – репродуктивная лекционно-семинарская, исследовательская; физкультурно-спортивная – подготовки к соревнованиям и т. д. Необходимо отметить, что практически во всех ПДО на стадии освоения предметно-тематического содержания направленности применяется репродуктивная технология.

4. Специфика критериев оценки результативности (развитие мотивации, специальных навыков, структура достижений – методика их фиксации). В разных направленностях результативность может оцениваться исходя из: результатов экзаменов и зачетов; результатов участия в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах; участия в зачетном мероприятии (напр. туристский поход) и др.

5. Принципы взаимодействия с соответствующей профессиональной областью, что задает включенность учебных групп в соответствующую культурно-профессиональную традицию. Например, для художественно-эстетической направленности это может быть сотрудничество с профессиональным театром, для естественнонаучной – с исследовательским институтом и т. д.

Основанием для отнесения ПДО к той или иной направленности является соответствие содержания ПДО содержанию этой направленности. В случае ПДО интегрированной направленности содержание одной из них выступает в качестве базового, а содержание другой – в качестве специального.

Объединяющей рамкой для всех ПДО одной направленности может служить организационно-содержательная программа данной направленности, которая разворачивает обобщенную модель в условиях конкретной направленности, определяет общие для всех ПДО цели, задачи, функции, формы образовательной деятельности и итоговой аттестации, инвариантное содержание. Такие программы определяют лицо учреждения дополнительного образования и специфику реализации в нем направленностей. Конкретизация модели может быть проведена и в каждой конкретной ПДО.

Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения ребёнка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого достигнутого ребёнком уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания. (По материалам Буйловой Л. Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей Московского института открытого образования, к.п.н.)

Дополнительное образование создаёт условия для сохранения ребёнком своей творческой уникальности, активизирует процессы осмысмысления и своего предназначения в жизни, способствует самоопределению в пространстве ценностных установок, помогает в выборе профессии.

Материалы для изучения


Дополнительное образование в свете новых образовательных стандартов. Свободная трибуна

Дополнительное образование детей переживает период самоопределения, основным результатом которого должна стать оформленная соответствующим образом теоретическая модель образовательной деятельности как социальной технологии использования ресурса детства в целях сохранения человеческого капитала Российской Федерации. Какова роль дополнительного образования сегодня? Скажите, меняются ли сегодня требования к содержанию дополнительного образования детей? Какое влияние на дополнительное образование оказывают принятые ФГОС подходы? Что из ФГОС может быть использовано при оформлении требований к содержанию дополнительного образования детей? Какие проблемы Вы видите на пути реализации новых подходов.

  • При всех положительных изменениях происходящих в обязательном образовании, дополнительное образование находится в роли пасынка. Содержание материально-технического обеспечения -это проблема очень многих УДОД. Её решение -одна из первоочередных задач.
  • Безусловно, положительные моменты во всём этом есть - развитие ребёнка, социализация... Но как быть с процентным соотношением кадрового состава (40*60) - определённые сложности в организации дополнительного образования на базе школы,обеспечением и содержанием материально-технической базы. Проблемы возникают ещё и потому, что педагогические кадры (учителя начальной школы) не готовы работать в новых условиях, а именно:не могут разработать программу дополнительного образования с учётом ФГОС, не хотят переходить на другой режим работы, не видят перспективы развития ДО.
  • Ещё один вопрос организации внеурочной деятельности - это время проведения кружков, факультативов и т.д. В рекомендациях СарИПКиПРО указывается на обязательный 45-минутный перерыв между последним уроком и началом внеурочной деятельности. На практике это трудно осуществить, если ребёнок не посещает группу продлённого дня или его повсюду не сопровождают родители. Младший школьник, а особенно первоклассник, не сможет самостоятельно уйти из школы домой, пообедать и отдохнуть, а потом вернуться на занятие кружка. Какой выход предпочтут родители и учитель? Конечно, проведение факультатива (кружка, секции, клуба) сразу после уроков. И получится у детей не по 4-5 уроков ежедневно, а по 5-6 даже у 1 классов (10 часов в неделю, по 2 кружка в день). И где же наша забота о снижении нагрузки на детей? Участник: Козлицкая Ирина
  • При введении ФГОС роль дополнительного образования увеличивается, т.к. оно дает возможность самореализации учащегося в разных направлениях. При таком раскладе дополнительное образование может учитывать социальную среду и социальный заказ каждого образовательного учреждения. Но существует ряд проблем, без решения которых введение дополнительного образования на том уровне, который заложен в новых стандартах нереально. Первая проблема наличие кадров (существующие проценты соотношения педагогического и вспомогательного персонала уже ликвидировали в школах многие кадры). Вторая проблема: большая нагрузка ложится на классного руководителя, а его одного на все не хватит (элементарно развести детей по кружкам, секциям, которые находятся порой в разных учреждениях). Третье: необходима тотальная, масштабная переподготовка педагогических кадров.--Kli02 16:15, 21 октября 2010 (UTC)
  • проблеммы краевого и федерального финансирования.
  • Дополнительное образование детей является всеохватывающим, оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности (художественно-эстетическое, техническое, физкультурно-оздоровительное, военно-патриотическое, экологическое и т. д.). Важнейшим принципом дополнительного образования является добровольный выбор ребенком предмета деятельности, педагога и объединения по интересам. Учреждения дополнительного образования детей создают равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития. Зачастую дополнительное образование в школе организовано случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей, но даже это способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. Требования к содержанию дополнительного образования детей сегодня меняются. С учетом ФГОС дополнительное образование должно быть нацелено на достижение воспитательных результатов внеурочной деятельности и приобретение опыта самостоятельного действия. Достижение результатов, связанных с различными видами деятельности, предусмотрено и на уроках по отдельным предметам, и во внеурочной деятельности. Вес внеурочной деятельности выше и в формировании мотивов поведения, поскольку ученик сам выбирает направление внеурочной деятельности. На пути реализации новых подходов, в первую очередь, наверное, возникает проблема финансирования, проблема подготовки педагогов. --Тимакова С.А. 16:43, 22 октября 2010 (UTC)
  • Дополнительное образование детей долгое время рассматривалось как второстепенное. Давайте посмотрим в каких помещениях размещаются учреждения дополнительного образования детей, в каких ВУЗах можно получить образование педагога дополнительного образования, какова материально- техническая база этих учреждений? Сложно из ребёнка вырастить будущего конструктора , если работа технических кружков будет строиться на изготовлении бумажных моделей, если нет компьютерного оснащения, если наполняемость кружков составляет 15-12 человек в группе (и ревизоры это тщательно контролируют), а если ребёнок и его родители желают больше времени посвятить занятиям в учреждениях доп.образования, чем 2-3 часа? Вопросов много, а вот ответов... Думается, надо пересматривать нормативно-правовую базу работы педагогов доп.образования, по-моему, время настало. И ещё... Почему тренерам-преподавателям, работающим в ДЮСШ получить высшую квалификационную категорию практически невозможно (нужно иметь призёров Всероссийских или международных соревнований), а вот учителя физкультуры школ получают эту категорию по представлению администрации ОУ? Работая с детьми начальной школы, никогда тренер не удостоится высшей квалификационной категории. Разве это справедливо? Участник:Горшкова Татьяна Васильевна
  • Актуальна проблема совершенствования воспитательного аспекта дополнительного образования. В системе дополнительного образования акценты смещены в сторону его развивающей и обучающей функции. Предстоит разработка системы использования специфических методов воспитания в ходе реализации образовательных программ дополнительного образования; разработка сквозных программ воспитания, охватывающих учебное и внеучебное время; проработка методов повышения воспитательной эффективности учебного занятия; анализ внеурочной деятельности, деятельности ученического самоуправления, как форм дополнительного образования.Участник:Болдина Маргарита Валериевна


Планируем, реализуем...

Коллеги, какими должны быть сегодня Ваши действия по реализации новых подходов к дополнительному образованию детей, заложенных в ФГОС второго поколения? Если у Вас есть опыт, который может быть интересен, представьте его участникам Круглого стола:

  • разработка стандарта83762 Проект «Разработка программы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования для организации внеурочной деятельности с учетом ФГОС»
  • Разработка программы по содержанию материально-технического обеспечения учреждений доп. образования разных направлений - возможно стандартизация.
  • Школа участвует в эксперименте. На данном этапе разработали модель организации дополнительного образования в условиях малого города.
  • ФГОС второго поколения для начальной школы очень своевременно обращают наше внимание на организацию работы с одарёнными детьми и детьми-инвалидами через выработку индивидуальных образовательных маршрутов под руководством тьютора. По-моему, каждому педагогу должно быть понятно, что без дополнительного образования получить положительный результат подобной деятельности нельзя.Вот только готовы ли учителя-предметники и педагоги дополнительного образования совместно разрабатывать эти индивидуальные маршруты?. Ведь это потребует педагогам доп.образования тщательно изучить школьные программы, по которым проходит обучение детей, а учителям - предметникам вникнуть в возможности дополнительного образования детей по раскрытию их творческих способностей. До сих пор дополнительное образование детей в школе шло через открытие различных кружков, которые были ещё одним из источников повышения заработной платы учителям-предметникам. Участник: Горшкова Татьяна Васильевна
  • В школе не первый год работает школьный издательский центр "Большая перемена+". Издательское дело актуально практически для любой организации. Выпуск информационных бюллетеней, рекламных проспектов, собственных малотиражных газет и даже книг, создание собственных Web-сайтов теперь становиться необходимым атрибутом информационного обеспечения современных учреждений. Изучение курса позволяет учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенного способа веб-строительства и издательского дела в других учебных курсах на старшей ступени обучения, подготовить себя к осознанному выбору профессии.--Елена Кузицына 14:28, 25 октября 2010 (UTC) Школьный издательский центр "Большая перемена+" выпускает газету "Большая перемена+" и другие дополнительные издания, создаваемые силами членов творческого объединения "Азбука журналистики". Дополнительное образование должно давать ребенку возможность познакомиться с самыми разными профессиями. Творческое объединение "Азбука журналистики" позволяет примерить на себя роль журналиста, развивает креативное мышление и диалоговое общение, объективность, толерантность, оперативность и коммуникабельность, что особенно актуально и позволяет социализироваться в обществе независимо от выбранной профессии.--Елена веретина 11:48, 26 октября 2010 (UTC)
  • Научное общество учащихся "Прометей" --Тимакова С.А. 18:43, 27 октября 2010 (UTC)

Создаем общую резолюцию круглого стола

Круглый стол подходит к концу, подведем итоги, составив общую резолюцию.

1. Составляем и фиксируем роль дополнительного образования в реализации новых образовательных стандартов

  • Внедрение новых технологий в дополнительное образование ускорит реализацию стандартов второго поколения
  • Раскрытие творческих способностей обучающегося начальной школы через совместную огранизацию внеурочной деятельности учителя-предметника, педагога дополнительного образования детей в рамках 10 часов, предусмотренных на её организацию ФГОС второго поколения для начальной школы.Участник:Горшкова Татьяна Васильевна
  • Разработка воспитательных программ по формированию у школьников системы нравственных ценностей, охватывающих учебное и внеурочное время; разработка комплексных программ воспитания образовательных учреждений. Участник:Болдина М.В.

2. Обозначаем проблемы в деятельности педагога дополнительного образования при реализации стандартов

  • Форсирование результатов деятельности детей на первом, втором уровнях.
  • Тщательное изучение программ обучения начальной школы и разработка образовательных программ для неё в свете ФГОС второго поколения Участник:Горшкова Татьяна Васильевна
  • активизация использования современных методов и технологий воспитания с целью повышения воспитательной эффективности учебного занятия Участник:Болдина М.В.

3. Записываем ваши запросы относительно того, какие тренинги, мастер-классы в направлении стандартов вы бы хотели, чтобы были проведены в сообществе

Делимся впечатлениями

Заканчивается Круглый стол, посвященный роли дополнительного образования в реализации новых стандартов.Каковы ваши впечатления от Круглого стола? Оставляем ваши комментарии ниже. И не забывайте подписываться.

  • Не совсем ясно ,что нам педагогам доп.образования необходимо изменить в своей работе для того ,что бы она соответствовала требованиям 2 стандарта.
  • Спасибо организаторам Круглого стола за возможность познакомиться и обсудить проблемы дополнительного образования детей в свете ФГОС второго поколения. Разговор получился конструктивный, направленный на улучшение совместной работы школы и учреждения дополнительного образования детей.Участник:Горшкова Татьяна Васильевна,
  • Не на все свои вопросы об организации внеурочной деятельности я нашла ответы, но всё-таки материалы Круглого стола помогли мне яснее увидеть, что же входит в это понятие и каковы могут быть направления моей работы. Спасибо всем! Участник: Козлицкая Ирина
  • Спасибо за все опубликованные материалы, масса полезного, необходимо продолжение разговора!Участник:Болдина М.В.
  • Изучила предложенные материалы, узнала много нового, и хотя я не являюсь педагогом дополнительного образования, задумалась над проблемами, существующими в дополнительном образовании нашего района и нашей школы. Пообщалась с коллегами из центра внешкольной работы. При реализации новых стандартов, многое изменится, надеюсь, дополнительное образование будет иметь не второстепенное значение в воспитании детей. --Тимакова С.А. 18:35, 25 октября 2010 (UTC)
  • По своей социально-педагогической сути стандарт - это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребёнка на бесплатное полноценное образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования. Образовательный стандарт - это инструмент обеспечения качества образования подрастающего поколения. Участник: Ивлиева Г.П.
  • Стандарты второго поколения по химии, которые отражены в Примерной программе общего образования учитывают формирование универсальных учебных действий и не предусматривают задачи профессиональной подготовки обучающихся. Содержание программ подготовки обучающихся носит общекультурный характер, поэтому позволяет формировать у учащихся целостные представления о мире, основанном на приобретённых знаниях.Участник: Горшкова И.В.
  • В стандартах второго поколения по биологии отражены требования к образовательному учреждению, которые направлены на достижение личностных результатов учащихся, включающих исследовательскую и проектную деятельность.Участник: Горшкова И.В.
  • Предмет информатики и ИКТ является отражением научного знания и практического применения по всем изучаемым предметам.В основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной деятельности, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.Участник: Ивлиев Д.А.