Круглый стол Формирование универсальных учебных действий /Рабочий журнал команды № 4 Чудаки второго поколения
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
Давайте познакомимся!!!Наша команды![]() Состав командыДевизФотографии участников команды |
Такие разные Универсальные учебные действияСущность рассматриваемой вами группы универсальных учебных действийВ современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж.Пиаже, А.Перре-Клермон)в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной исследовательской деятельности. В реальной образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативного компонента универсальных учебных действий. В словаре на сайте ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=284 под коммуникативными действиями понимается, те, действия которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные УУД:1. Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей) 2. Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься (обобщенное действие, умение учиться) 3. Ученик умеет договариваться несиловыми методами 4. Ученик умеет вступать в диалог 5. Ребенок может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации 6. У ребенка развита рефлексия (рефлексия в общении - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению) 7. Ребенок умеет слушать и слышать 8. Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации 9.Ребенок может интегрироваться в группу сверстников 10.У ребенка сформирована адекватная самооценка Картинка -схема, отображающая состав рассматриваемой группы УУДРоль данного вида УУД для школьника1. Умение самостоятельно принимать решения 2. Умение устанавливать контакты и организовывать взаимодействие 3.Формирование уверенности в учебной и внеучебной деятельности 4. Рефлексия |
Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультикАнализ мультиков
Размещенный мультикДоверчивый ДракошаОбсуждение мультфильма "Доверчивый Дракоша""480" height="385"> День рожденья кота ЛеопольдаОбсуждение мультфильма "День рожденья кота Леопольда" Как сформировать Универсальные учебные действия?Список технологий формирования УУД
Исправленные ошибки в списке технологий и направлений работ по формированию УУД
|
Анализируем мероприятия, направленные на развитие УУД и проектируем собственные
Анализ предложенного урока
Дайте оценку урока:позволяет ли данный урок формировать УУД каждого вида? Что учитель делала для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД? Какие ошибки допустил учитель? Что бы вы сделали по-другому?
- Данный урок и конкретный учитель не формирует ни личностных, ни регулятивных, ни коммуникативных, ни познавательных УУД. Ошибки, допущенные учителем: не создана мотивация в начале урока, проверка знаний проводится по группам без целей, установок и критериев оценки, не учитывается темп работы детей. Детям не показан образец вычленения главного в прочитанном, нет ни уточняющих, ни поисковых, ни эвристических вопросов. Время на уроке распределено нерационально, есть абсолютно «ненужные» задания (заучить столбик примеров на уроке), таким образом учитель либо не знает, либо подзабыла психологические особенности детей младшего школьного возраста. Из этого же вытекает следующая ошибка- проверка выученного, вернее изначально не выученного.
Попытка ввести мини-разработку «Зачем необходима таблица умножения» также не результативна в плане обучения, так как времени, знаний, ресурсов у детей недостаточно. И, конечно, работа у доски без подготовки, без алгоритма и явно без опоры на прошлый опыт детей, даст мало полезного детям . Еще мы усмотрели доминирование, авторитарный стиль, запугивание и пренебрежение.
- Тема урока «Таблица на 3», но сама тема не раскрыта, поскольку новый материал объяснен двумя предложениями.
По-другому можно было бы использовать мини-разработку: домашним заданием, выставкой или маленькой презентацией, чтобы дети получше подготовили с родителями этот вопрос. По-другому преподнесение самого материала в виде игры-путешествия «По стране таблицы умножения». Детям необходимы алгоритмы, схемы для визуализации, поощрения и повторения.
Размещение ссылки на созданный урок
Урок
Планирование действий психолога по проектированию и реализации ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение по внедрению ФГОС
Участник образовательного процесса | Диагностика | Коррекция | Просвещение | Консультирование | Групповая работа |
Учащиеся | диагностика познавательных процессов, коммуникативных умений, готовности к обучению в школе - 1 кл. | Адаптация первоклассников к школе" работа с классом или группами по результатам диагностики и запросам администрации | Сказкотерапия "Лесная школа" | Определение индивидуальных образовательных траекторий с учетом проведенной диагностики | Коррекционно-развивающие занятия на развитие навыков конструктивного общения, формирование учебных навыков |
Педагоги | Анкетирование базовых знаний об УУД в педагогической деятельности | Тренинг успешности в новом виде деятельности, тренинг педагогической осознанности. Работа с сопротивлением. | Лекторий: "Психологические основы развития универсальных учебных действий" | на тему "как правильно организовать развитие УУД" | ОДИ "Пути развития УУД на уроке" (путешествующие папки) |
Родители | "Готов ли Ваш ребенок к школе?" "Готовы ли Вы к школьному обучению вашего ребенка?", диагностика ДРО. Диагностика потенциала семьи в плане помощи ребенку в освоении УУД | Тренинг родительской осознанности | "Поможем ребенку стать успешным в обучении" Формирование группы из заинтересованных родителей для дальнейшего участия в "Родительской мастерской" | По запросам родителей и результатам диагностики и наблюдений за детьми | Родительские собрания "Первый раз в первый класс", "Оценки и отметки" |
Администрация | анкетирование руководителей ОУ на предмет организационных склонностей и стиля руководства, а также понимания трудностей ФГОСа и путей их решения | Консилиум - семинар- совещание с цель координации учебно -воспитательного процесса с учетом индивид. психолог. особенностей участников образовательного процесса | Лекторий: "Психологические основы развития универсальных учебных действий" | на тему "как правильно организовать развитие УУД" | ОДИ "Пути развития УУД на уроке" (путешествующие папки) Организация или помощь администрации (на основе знаний положения дел в школе, проведенной диагностики готовности педагогов к внедрению стандартов)в организации инициативной группы (на которую будут опираться в дальнейшем) |
Участник образовательного процесса | Диагностика | Коррекция | Просвещение | Консультирование | Групповая работа | |
Учащиеся | Диагностический сбор информации для выявления проблемных "звеньев" при обучении по стандартам.(Например, у ребенка никак не получается работать в команде на уроке..) | 1.Координирование работы групп поддержки(распределение детей в эти группы). Группы поддержки будут создаваться не только на уроке(занятии психолога), но во внеурочной деятельности(ГПД, кружки и т.д.)(С одними работаем над проблемами в коммуникации, с другими над познавательными процессами, если они "западают" и за счет этого сложно ребенку в ПУУД)2.Активное присутствие на уроке и совместно с учителем работа с детьми, имеющими сложности в освоении УУД | Цикл мини-бесед, ролевых игр "Я уже школьник". По планированию рабочего дня, режима отдыха, выбора доп.занятий | Работа с детьми по индивидуальным образовательным траекториям, корректировка траекторий (например, подбор информации в какие доп.кружки лучше ребенку пойти,в каких мероприятиях лучше проявятся возможности ребенка) | Работа с группой поддержки непосредственно "психологического" направления(т.е. с теми, с кем "не справятся" другие специалисты школы) | |
Педагоги | Диагностика потенциала учителя(его способностей, возможностей, сложностей) при внедрении стандартов. После обнаруженных проблем разработка рекомендаций и мероприятий для обеспечения более успешного проявления сильных сторон и уменьшения слабых. | На основании проведенной диагностики и выявленных "проблемных зон"(первая колонка этой строки)-Например "Тренинг личностного роста" или "целеполаганию" | Круглый стол "Преемственность начального среднего звена. Куда идем дальше?" "Что меняется в модели моего ученика" | Организация "Службы скорой помощи "Мы внедряем стандарты" (инициативная группа, в которую тоже входит психолог) для помощи педагогам по возникающим проблемам и вопросам в связи с внедрением стандартов - помочь конкретный план урока составить, методический прием подсказать, оказать просто эмоциональную поддержку | Организация мастер-классов (инициативной группой, завучем, другими участниками педпроцесса). Психолог на основании часто повторяющихся запросов в "Скорую помощь" выбирает тему мастер-класса(например, "Применяем силовую матрицу решения проблемы внедрения стандартов") | |
Родители | Диагностика родительских представлений о социально-психологической адаптации ребенка к образовательному процессу | При несоответствии родительских представлений и ожиданий с диагностикой педагога и психолога коррекция ДРО "Я и мой ребенок" | Родительский лекторий или Воскресная школа для заботливых родителей | "Мой успешный ребенок сегодня и завтра" на основании диагностики(см.первый столбик колонки учащиеся-диагностика) | Работа "Родительской мастерской", которую организует инициативная группа(психолог, учитель, заинтересованные родители, например еще хореограф), где также оговариваются выявленные проблемные "звенья" у детей(см.основной этап-учащиеся-диагностика) и возможность помощи в домашних условиях самими родителями. | |
Администрация | Диагностический сбор информации по первичному результату и наиболее удачному опыту в школе внедрения стандартов. | Внесение необходимых корректив в план работы школы | Психолого-педагогические семинары, выпуск "Психологического вестника для учителя", знакомство с промежуточными результатами этапа, их анализ | Предложение администрации форм воздействия, помощи педагогам по результатам анализа запросов в "Скорую помощь" (например, открытое занятие педагогом, у которого более успешно получается внедрение) | Заседания методического совета школы и администрации по составлению программ психолого-педагогического сопровождения внедения инноваций в образовательный процесс |
Участник образовательного процесса | Диагностика | Коррекция | Просвещение | Консультирование | Групповая работа | |
Учащиеся | Мониторинговые исследования | Индивидуальные занятия (по запросу) по развитию основных компетенций УУД ученика | Групповая беседа или игра "Я умею и люблю учиться" | Беседы по результатам продвижения ребенка по его индивидуальной траектории развития | Рефлексия в группах "Калейдоскоп наших успехов" | |
Педагоги | Мониторинговые исследования степени удовлетворенности внедренными стандартами. | Составление дальнейшего маршрута продвижения конкретным педагогам в области внедрения стандартов | Знакомство с результатами внедрения ФГОС и передовым опытом других школ | "Стиль педагога в условиях обновленной школы и готовность к инновационной деятельности" консультации для выбора группы поддержки педагогам, имеющим сложности. | Участие в выборе или создании образовательной программы школы исходя из полученных результатов по внедрению ФГОС и собственных маршрутов продвижения (совмещенный пункт завершающий этап-педагоги-коррекция и завершающий этап-администрация-групповая работа) | |
Родители | Диагностика удовлетворенности родителей обновленной школьной средой. | "Что изменилось в образовательном процессе сегодня". Создание коррекционного уголка.(Связать с пунктом Завершающий этап-родители-групповая работа) | "Как учились мы и как учат наших детей" Сравнительный анализ внедренных ФГОС по источникам (совместить с пунктом завершающий этап-педагоги-просвещение) | Дни открытых дверей-" Прозрачность школы при внедрении ФГОС" " | ОДИ "Родители школьника: трудности и проблемы. Пути решения образовательных сложностей в системе ФГОС " | |
Администрация | Диагностика факторов препятствующих и способствующих педагогической деятельности "Круглый стол для администрации и педагогов" первые итоги внедрения ФГОС совместить с пунктом (завершающий этап-педагоги-диагностика ) | Составление дальнейшего маршрута продвижения администрации в области внедрения стандартов (по запросу)по результатам диагностики препятствующих и способствующих факторов (см.завершающий этап-администрация-диагностика) | Психологический аспект ФГОС. Проблемы. Методы. Пути решения | "Стиль педагога и руководителя в условиях обновленной школы и готовность к инновационной деятельности"(совмещенный пункт завершающий этап-педагоги-консультирование) | Выбор или создание собственной образовательной программы школы исходя из полученных результатов |
Отзывы о плане
- План очень подробный, проработаны все направления психологической деятельности. Но сроки непонятны. И если честно, форма подачи нечитабельна. (Команда 3)
- Понравилось то, что работа психолога по внедрению ФГОСТ включена в основные направления деятельности и рассматривается неразрвно с ними.--Юлия Терешихина 21:39, 18 ноября 2010 (UTC)