Мастер-класс Роль лидера в формировании образовательного сообщества

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Встреча - это только начало.Сплоченность - это прогресс.Сотрудничество - это успех. Г. Форд

Мастер-класс проведен на заседании Школьного сектора на конференции РЕЛАРН-2010

Авторы и ведущие:

  • Петрова О.Г.
  • Шпарута Н.В.

Содержание

ЦЕЛЬ

Сформировать представления о ключевых областях управления сетевым педагогическим сообществом

Задачи:

  • Актуализировать ожидания (потребности) всех участников сообщества в условиях сетевого взаимодействия,
  • Выявить интересующие участников сетевого сообщества, обозначить пути и способы их обсуждения и решения в сети, в рамках работы сообщества
  • Выработать для развития сообщества, модели деятельности лидеров сообщества

Разминка (5 минут)

Сообщество: Очень нравится, когда я …

Задание "Сетевые лидеры и их роли"

1) Определите ключевыми словами, фразами роль активных участников сообщества (Раздатка №1 ):

  • Модератор
  • Комьюнити-менеджер
  • Активатор
  • Консультант

2) Лидеры и единомышленники

Лидеры выбирают по 1 единомышленнику и перемещаются в "виртуальное" пространство

  • Организация деятельности в сообществе
    • Группа лидеры: что необходимо сделать чтобы как можно больше наблюдателей и гостей стали участниками… лидерами сообщества? Вы лидеры сообщества, вы заинтересованы в развитии, предложите шаги по привлечению участников (опираясь на материалы раздатки), в итоге у вас должно быть больше всего участников
    • Группа потенциальных участников: что должно быть в сообщество стало вашим? Каковы условия, при которых осуществляется переход с уровня на уровень? Приведите примеры

3) Выбираем сообщество и присоединяемся к нему!

4) Экспресс-интервью. Что стало основным критерием выбора сообщества?

Признаки сообщества

  • Смотрим мультфильм "По дороге с облаками"
  • Что было сделано для создания сообщества героями этого мультфильма?

Сообщество живёт и развивается!

  • Определите наиболее актуальную профессиональную проблему, нацеленную на развитие идей "своего" сетевого сообщества и задачу, которая в связи с этим возникает
  • Определите формы деятельности и сетевые активности модератора, комьюнити-менеджера, консультанта, "активатора" вашего сообщества для реализации задачи, которую вы определили
  • После заполнения таблицы разместите наиболее важный пример активности на доске объявлений и представить
  • "Доска объявлений"
  • Кто должен наполнять сетевое педагогическое сообщество и что там должно происходить, чтобы туда хотелось еще раз придти и самому педагогу, и родителям школьников?

Рефлексия. Хокку

Хокку - жанр японской поэтической миниатюры. Не афоризм. Это скорее тонкий луч света, выхватывающий из темноты лист дерева, глаз животного, гребень морской волны, по которым читатель должен восстановить картину всего окружающего мира. Хокку требует от читателя интенсивного домысливания.

Отсечь слова

Ненужное отбросить

Радостно вздохнуть


Чтоб ни случилось,

Но мы уже навсегда — 

Навсегда — вместе



Словарь основных понятий

Деловая игра

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности.

Это средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Признаки деловой игры

Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем(Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989):

  1. Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
  2. Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.
  3. Распределение ролей между участниками игры.
  4. Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
  5. Наличие управляемого эмоционального напряжения.
  6. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
  7. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
  8. Коллективная выработка решений участниками игры.
  9. Многоальтернативность решений.
  10. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Полезные ссылки:

- Что такое деловая игра в Викикпедиии

- Методика организации деловой игры

- Методика организации и понятие деловая встреча

Модератор

Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание».

Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего Internet-форума, электронного листа рассылки. «В Ватикане модератор был лицом, которое указывало на самые существенные положения в речах папы. В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной». Петров А. В., Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации, СПб, «Речь», 2005 г., с. 9


Главное для Модератора - понимать, что во время дискуссии наиболее интересным для ее участников является не Модератор, а сам процесс дискуссии. Модерация нужна для поддержания порядка в самом широком смысле. Это означает как упорядочивание содержащейся в сообществе информации, так и контроль обсуждений и поддерживание адекватного стиля общения. Какие бы уважаемые и умные люди не общались — ситуации, требующие вмешательства модератора, возникают почти неминуемо, особенно при открытом доступе к ресурсу.

Комьюнити-менеджер

"Классический комьюнити-менеджер занимается созданием и сопровождением сообществ.

Задача комьюнити-менеджера - чтобы людям было хорошо внутри сообщества. Создает каркас сообщества - правила, процессы, ритмы.

Базовые правила:

  • внимание к участникам и вывод их вперёд, напоказ друг перед другом. Людям важно, что их видят, уважают, что могут присоединиться и поучаствовать добровольно и по своему усмотрению.
  • создание уникальной атмосферы, которая не просто организует людей, а вдохновляет и делает их счастливее от того, что они принадлежат этой группе.
  • создание звёзд из её участников, помогает людям строить авторитет, известность и за счёт этого делать сообщество ярче.
  • показывает образец выполнения правил сообщества.

Комьюнити-менеджер хоть и главный в сообществе по возможностям и по правам, но фактически ниже всех участников сообщества.

Сообщество - не площадка для реализации амбиций комьюнити-менеджера, а место для создания звёзд и героев, для реализации участников. Комьюнити-менеджер реализуется в каждом участнике. Комьюнити-менеджер создаёт уникальную, особую атмосферу, которая не просто организует людей, а вдохновляет и делает их счастливее от того, что они принадлежат этой группе"

Из статьи А. Волкова "Чтобы людям было хорошо внутри сообщества"

Активатор

"Педагог, активный сторонник использования информационных технологий, лидер данного направления инновационных изменений"

Из материалов, представленных на конференции Ассоциации RELARN Л.Н.Захаровой, Л.Н.Шиловой, Б.Б.Ярмаховым, Нижний Новгород

Консультант

"Участник программы-профессионал, оказывающий консультационную дистанционную поддержку членам сообщества - социальным педагогам, психологам, родителям. Консультант наполняет Wiki-среду нормативными документами, методическими материалами, тестами, ссылками на тематические сайты, ведет тематический блог, где проводит консультации по проблемам целевой аудитории. Взаимодействует с родителями школьников по вопросам воспитания и обучения и коллегами по профессиональным вопросам"

Из материалов, разработанных к проекту сообщества "СоцОбраз"

"Кто в сети Интернет в настоящее время осуществляет сетевые консультации? - Профессиональные группы, которые не связаны классно-урочной системой. Те, для кого консультация - обычная услуга и сетевой или не сетевой сервис - особой разницы нет: психологические службы, музеи, библиотеки, др. Если мы говорим о сетевом социально-педагогическом сообществе, то, скорее всего, ведем речь о команде региональных сетевых консультантов из числа педагогических работников (не обязательно школьных, возможно, представителей педагогических университетов, методисты ИПКРО), которые создают свое виртуальное пространство, внутри которого происходит деятельность, направленная на поддержание взаимоинтересного обмена информацией и ресурсами с коллегами и родителями школьников..."

"Это идеолог проекта, его «сердце-и-ум»..."