Модернизация сущестствующих программ повышения квалификации

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Методические рекомендации по модернизации существующих программ повышения квалификации работников образования в связи с развитием социально-информационно-коммуникационного пространства для обеспечения деятельности социально-педагогических сообществ в Сети Интернет

Автор: О.Н.Шилова, С.-Петербург

Содержание

Вступление

В системе непрерывного образования все большая роль отводится постдипломному образованию и такому его важному элементу как повышение квалификации.

Постдипломное педагогическое образование в системе непрерывного образования – целенаправленный процесс обогащения и развития компетенций выпускника высшего или среднего профессионального учебного заведения в различных видах педагогической (и сопряженной с ней) деятельности, и сориентированный на профессиональный рост и личностное развитие специалиста.
Повышение квалификации (ПК) – подготовка кадров с целью усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности Глоссарий.ру

В современном постдипломном образовании можно выделить, по крайней мере, две модели подготовки: адаптационная модель, направленная на адаптацию специалиста к условиям работы, и модель профессионального развития, ориентирующая на активность, способность принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор и осуществляемые действия. Сегодня как в профессиональном, так и в постдипломном образовании модель профессионального развития часто лишь декларируется, а осуществляется модель адаптационная, в результате чего образование находится в позиции «догоняющего» те изменения, которые реально происходят в обществе и, соответственно, в профессиональной деятельности. Модель же профессионального развития наиболее полно коррелирует с востребованными учениями и качествами современного специалиста и работника образования, в частности.

Ключевыми характеристиками модели профессионального развития являются:

  1. стремление человека к самореализации, что стимулирует его к выдвижению новых целей и ценностей и проявляется в поиске и освоении принципиально нового;
  2. максимальная ответственность, что обеспечивает возможность делегирования полномочий управления рядовым работникам;
  3. дух команды, сотрудничества, творческая атмосфера;
  4. сочетание автономности и индивидуализма с коллективизмом и командной работой;
  5. самообучаемость;
  6. ценностные ориентации, базирующиеся на социальных целях и этических ценностях;
  7. стремление к нововведениям, в основе которого лежит глубокий анализ противоречий настоящего, что позволяет быстро реагировать на внешние условия и изменять их.

Реализовать эти характеристики при разработке программ повышения квалификации работников образования помогает организация работы сетевых социально-педагогических сообществ, значимость и ценность которых заключаются в том, что к существовавшему ранее вертикальному взаимодействию (преподаватель – слушатель) добавляется существенная для модели профессионального развития возможность горизонтального (слушатель – слушатель) и проблемно-ситуационного сотрудничества (слушатель, преподаватель – эксперт-специалист).

Особенности модернизации программ повышения квалификации

Модернизация (от греч. moderne — новейший) — усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества Глоссарий.ру.

Характерными чертами современной системы повышения квалификации являются: открытость; усиление значения деятельностного, личностного (нацеленность на удовлетворение запросов и потребностей слушателей) и практикоориентированного аспектов в процессе обучения для приобретения личного опыта в решении разнообразных профессиональных задач; повышение роли самообразования для обеспечения возможности непрерывного обучения в течение всей жизни; а также предоставление возможности активного взаимодействия различных категорий слушателей в процессе обучения, консультирования и обмена опытом.

В этой связи отличительными особенностями программ повышения квалификации, на которые следует ориентироваться при их проектировании являются:

  1. опора на компетентностный подход,
  2. принцип модульности, позволяющий развивать и наращивать необходимые компетентности для решения профессиональных задач педагогической деятельности.

Характеристика модульных программ повышения квалификации

Опора на компетентностный подход нацеливает разработчиков программ на выявление актуальных для слушателей компетентностей, постановку задач и планирование образовательных результатов как продуктов деятельности, использование которых на практике приводит к решению профессиональных задач.
Модульное построение программ позволяет:

  • гибко реагировать на запросы общества,
  • гибко реагировать на запросы обучающихся.

Основные черты модульного обучения:

  1. Наличие разработанных в определенной логике учебно-методических материалов.
  2. Открытая образовательная среда.
  3. Акцент на самостоятельной работе обучающегося.
  4. Иная структура деятельности преподавателя.

Важно отметить, что при модульном построении программ учебный материал разбивается на отдельные, относительно завершенные содержательные элементы – модули. Модули образуют целостные фрагменты программ и комплексы задач для решения. Отмечаются следующие достоинства модульного построения программ ПК:

  • модуль рассматривается как целостный фрагмент содержания обучения по программе,
  • модуль можно соединять и сопоставлять с другими модулями, что нацеливает слушателей на изучение дополнительных модулей.

Таким образом, из сопоставимых по смыслу и значению задач можно «выстроить» целостную программу ПК.
Программа может содержать инвариантную часть (состоящую из последовательности модулей, нацеленных на решение общих для всех слушателей задач) и вариативную часть, также состоящую из совокупности модулей, нацеленных, например, на решение специфических задач для определенной категории слушателей.

Индивидуальный образовательный маршрут слушателя выстраивается из необходимости выбора им собственного сочетания инвариантной части с вариативными модулями.
Ценность модульного построения программ ПК в том, что реализуется продуктивность обучения, усиливается вариативная составляющая, способствующая более полному удовлетворению запросов и потребностей обучающихся, интегрируются силы, знания и практический опыт слушателя.

Структура модуля программы повышения квалификации

Следует обратить внимание разработчиков программ ПК на то, что при любом авторском подходе к разработке модульной программы повышения квалификации можно выделить обязательные элементы (части) составляющих ее модулей, которые так или иначе раскрываются в тексте программы.

  1. Ориентационная часть.
    В ней описываются цели и задачи модуля, время, необходимое на его освоение, организационные формы, особенности результатов работы и критерии их оценивания, планируемые результаты обучения в форме продуктов образовательной деятельности, средства обучения, технологии обучения, рекомендуемые источники информации и особенности работы с ними, учебно-тематический план модуля.
  2. Информационная часть.
    Основная задача этой части в концентрированном виде представить определенным образом структурированное учебное содержание. Ценным в этой части является наличие кратких методических рекомендаций слушателю о том, как достичь планируемых результатов.
  3. Коммуникативная часть.
    В этой части отражаются особенности организации обсуждения процесса, промежуточных и итогового результатов освоения модуля, возможности взаимодействия слушателей с преподавателем и между собой как во время пребывания в аудитории, так и дистанционного. Обязательно должен быть определен круг вопросов и проблем для обсуждения (парного, малогруппового, группового), предложены среда и средства организации обсуждений и совместной работы в сети.
  4. Оценочная часть.
    Здесь формулируются критерии оценивания результатов и процесса обучения, при необходимости даются подробные пояснения. Важно, чтобы на основе представленных критериев слушатель смог провести самооценку результатов своей работы.
  5. Рефлексивная часть.

Приводятся задания, вопросы, направленные на осмысление сделанного в модуле, на соотнесение результата с ситуациями реальной педагогической практики, на планирование дальнейшего профессионального развития.

Компетентностный подход для представления результатов освоения программы

Кратко под профессиональной компетентностью понимается способность и готовность личности решать профессиональные задачи. Для разработчиков программ ПК при формулировке ожидаемых результатов обучения это означает, что они должны быть представлены в понятиях компетентности и понятны слушателям.
Разработчикам программ надо четко ориентироваться на то, что слушателям важно понимать:

  1. Какие компетентности они развивают в процессе освоения содержания программы: специальные, информационные, коммуникативные, социальные, т.е. что будут способны проявить, продемонстрировать, представить.
  2. Что будут знать.
  3. Что будут уметь.
  4. Какой опыт приобретут.
  5. Что будут готовы продемонстрировать.

При формулировке результатов необходимо использовать глаголы действия, которые указывают, каким образом слушатели могут подтвердить, продемонстрировать и «увидеть» приобретенные знания. При этом для каждого результата должен использоваться только один глагол, а структура предложения должна быть простой и не допускать двусмысленного или ошибочного истолкования (1). Рекомендуется следующее представление результатов обучения. После успешного завершения модуля слушатель сможет: объяснить, описать, установить соответствие, проиллюстировать, применить, использовать, создать, спроектировать, обосновать, установить приоритеты, оценить и т.п.

Важно отметить, что при опоре на принцип учета опыта, имеющегося у слушателей, не все результаты обучения (особенно при решение творческих, неформализованных задач) могут быть предварительно запланированными. Это может быть отражено в открытых результатах обучения. Например, можно сказать, что слушатели должны быть способны:

  • использовать творческий опыт для создания сред общения, объединяющих различные его формы;
  • критически применять теорию для анализа своего профессионального опыта;
  • оценивать последствия своего личностного профессионального влияния;
  • использовать основанный на размышлениях подход к подготовке, реализации и предоставлению проекта;
  • подтвердить происхождение своих идей ссылками на использованные в работе источники;
  • аккуратно использовать в тексте стандартные ссылки на все использованные источники;
  • и др.

Технологическая поддержка процесса повышения квалификации

В настоящее время возрастает роль образовательных технологий в достижении качества реализации программ повышения квалификации и удовлетворенности слушателей результатами обучения. Разработчик программы ПК и преподаватель, ведущий повышение квалификации, должен знать и понимать тенденции развития современного образования, задачи, через которые эти тенденции конкретизируются и технологии, направленные на эффективное решение задач. Обобщенно это можно представить в следующей таблице (2).

ТенденцияЗадачаТехнологии
Переход от обучения к учениюПоиск организационных форм освоения содержания образования и оценивания в учебном процессеМодульное обучение, организация самостоятельной работы, дистанционное обучение
Изменение задач образования, вязанное с его возрастающей наукоемкостьюОрганизация различных видов деятельностиОрганизация проектной, творческой, исследовательской деятельности
Возрастание роли информации в современном миреОрганизация работы с потоками информацииИнформационные и телекоммуникационные, развития критического мышления, проблемного обучения
Возрастание роли командной работы в современном миреОрганизация группового взаимодействия в образовательном процессеМодерирование, групповая работа, организация дискуссий, дебатов, обучение на основе социального взаимодействия
Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость непрерывного образованияОсуществление ученияРефлексивное обучении, оценивание достижений, самоконтроль, самообразовательная деятельность
Возрастание роли компетентности специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественного развитияРешение профессиональных задачКонтекстное обучение, анализ конкретных ситуаций (кейсы), организация имитационных и деловых игр

Следует подчеркнуть, что приоритет в выборе образовательных технологий при проектировании, модернизации и реализации программ ПК должен лежать в сфере технологий гуманитарных (человек-человек, человек-общество), разнообразие использования которых, особенно в процессе повышения квалификации работников образования, способствует развитию их профессиональной компетентности.

Новые роли преподавателя, ведущего повышение квалификации, в связи с развитием социально-педагогических сообществ

Среди новых ролей преподавателя, ведущего повышение квалификации в условиях развития социально-педагогических сообществ можно выделить следующие: тьютор, фасилитатор, консультант, сетевой педагог, проектировщик образовательных информационных сред, конфликтолог и др.

Разработчикам программ повышения квалификации следует это учитывать, потому что новые роли, новые виды деятельности, которые должен освоить преподаватель, чтобы обеспечить качество реализации программ ПК, являются, с одной стороны, существенными рисками, а, с другой стороны, актуальными точками роста.

Для того чтобы эти точки роста дали свои плоды необходимо продумать систему методических рекомендаций для преподавателя, ведущего обучение по программе, которые могут быть представлены в разных формах, например, заметки для тьютора, подсказки для преподавателя, помощь ведущему, точка опоры и т.п. В идеале методические рекомендации для преподавателя должны быть неотъемлемым элементом учебно-методического комплекса (УМК) программы.

Организация и обеспечение такой помощи имеет большое значение, так как преподаватель, ведущий повышение квалификации, должен сам освоить новые виды деятельности и реально вовлечь в подобную деятельность слушателей. Ведь одна из главных целей программ повышения квалификации работников образования в связи с развитием социально-педагогических сообществ – готовность слушателей активно в таких сообществах участвовать и стать организаторами новых сообществ. В связи с этим, очень важно в период обучения создать сообщество обучающхся по программе и помочь слушателям приобрести опыт работы в этом сообществе, который в идеале может быть пролонгирован и на послекурсовой период, но для этого необходима активная и постоянная работа модератора.

Уже выработана «формула» эффективного сетевого сообщества:

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО = ОБЩАЯ ИДЕЯ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ + ОБЩАЯ СРЕДА ПОЗНАНИЯ И ОБЩЕНИЯ + ПРОСТЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ + ОБМЕН СООБЩЕНИЯМИ + СЕТЕВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ


Для того чтобы эта формула стала действенной, важен опыт работы в сообществе, только он способен содействовать преодолению существующих стереотипов, барьеров, установок, устоявшихся взглядов.

Возможности социально-педагогических сообществ и их особенности

К возможностям социально-педагогических сообществ можно отнести:

  • создание новых возможностей для разнообразного образовательного, воспитательного и социального взаимодействия;
  • доказательство ценности новых подходов к образовательному и социальному взаимодействию;
  • изменение мышления субъектов образовательной среды;
  • изменение практики.

В отечественной и зарубежных системах образования уже накоплен некоторый опыт работы социально-педагогических сообществ. При этом можно видеть, что большая часть из них создается под определенную цель и с достижением этой цели «умирает», но другая часть, пусть и меньшая, продолжает развиваться и расти.

Важно обратить внимание на следующие особенности жизнеспособных сообществ (3):

  • сообщество создается добровольцами;
  • члены сообщества отличаются ценностным отношением к тому, что собрало их вместе;
  • сообщество эмоционально привлекательно для его членов. Эмоциональная привлекательность – катализатор, который влечет людей друг к другу;
  • цели членов сообщества обычно шире, чем цели команд и рабочих групп, собранных под решение конкретной задачи;
  • члены сообщества стремятся походить друг на друга, например, обладать одними и теми же знаниями, типами умений и навыков, каким-то иным общим интересом или связующим их элементом;
  • члены сообщества необязательно должны производить определенные результаты и строго выполнять свои функции в определенные сроки;
  • члены сообщества присутствуют в нем столько, сколько сами захотят.

При проектировании программ ПК, нацеленных на деятельность жизнеспособных социально-педагогических сообществ необходимо иметь ввиду, что для того, чтобы сообщество жило и развивалось необходимо найти не просто задачу для решения или проблему для обсуждения (т.е. создать проектную команду или фокус-группу), а идею жизненно, социально, профессионально и эмоционально значимую для его потенциальных членов. Но идею не пространную и размытую, а понятную и сфокусированную, чтобы люди смогли идентифицировать себя с ней.

Резюме

В итоге, при модернизации программ повышения квалификации работников образования в связи с развитием социально-педагогических сообществ необходимо акцентировать внимание разработчиков на следующих моментах:

  • Использование компетентностного подхода в определении целей, задач и результатов освоения программы ПК и ее модулей.
  • Модульное построение программы ПК, каждый модуль которой направлен на решение конкретной задачи. Структура модуля программы должна способствовать раскрытию и пониманию слушателем содержания модуля, путей и результатов освоения этого содержания, то есть включать:
    • цель освоения программы ПК – развитие профессиональной компетентности;
    • задачи модуля;
    • результаты освоения модуля, выраженные в понятиях компетентности;
    • организацию индивидуальной и коллективной деятельности для достижения намеченных результатов, в том числе сетевой;
    • контрольно-измерительные материалы (критерии, показатели, шкалы…);
    • выбор среды и средств для обсуждения задач, процесса и результатов деятельности и организации коллективной работы слушателей как в аудитории, так и дистанционно;
    • результаты освоения модуля и осмысление их использования в практической работе.
  • Необходимость организации различных видов деятельности слушателей.
  • Организация среды, выбор средств, разработка содержания заданий для:
    • обсуждения (парного, малогруппового, группового) задач, путей и результатов образовательной деятельности на разных ее этапах;
    • совместной работы в сети.

Реализация этого пункта особенно важна при проектировании и модернизации программ повышения квалификации работников образования в связи с развитием социально-педагогических сообществ. Разработчики программ должны тщательно проработать содержание и пути выполнения системы заданий для организации сетевой активности слушателей с позиций:

      • соответствия заданий возможностям и потребностям слушателей;
      • образовательной и социальной значимости;
      • практикоориентированности;
      • учета временного ресурса для их выполнения;
      • трудоемкости для слушателей.

В целом, разработка и модернизация программ повышения квалификации работников образования в контексте данных рекомендаций позволит слушателям приобрести и осмыслить опыт участия в образовательном сообществе слушателей программы и продемонстрировать умения по участию в деятельности сообщества и частично в его модерации.

С примерами программ, повышения квалификации, разработанных с учетом данных рекомендаций, можно познакомиться по адресу:

Реализация программ проводилась в форме дистанционных тренингов (18 часов). Отзывы слушателей, принимавших участие в апробации программ повышения квалификации «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач социального педагога, педагога-психолога, педагога дополнительного образования, классного руководителя», можно посмотреть по адресам:

Литература

  1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М., 2006.
  2. Формирование инновационной системы повышения квалификации сотрудников университета / Под ред. С.Б. Смирнова, Т.В. Щербовой. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
  3. Румизен М.К. Управление знаниями: Пер.с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Астрель», 2004.