Модернизация сущестствующих программ повышения квалификации
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
Методические рекомендации по модернизации существующих программ повышения квалификации работников образования в связи с развитием социально-информационно-коммуникационного пространства для обеспечения деятельности социально-педагогических сообществ в Сети Интернет
Автор: О.Н.Шилова, С.-Петербург
Вступление
В системе непрерывного образования все большая роль отводится постдипломному образованию и такому его важному элементу как повышение квалификации.
Постдипломное педагогическое образование в системе непрерывного образования – целенаправленный процесс обогащения и развития компетенций выпускника высшего или среднего профессионального учебного заведения в различных видах педагогической (и сопряженной с ней) деятельности, и сориентированный на профессиональный рост и личностное развитие специалиста.
Повышение квалификации (ПК) – подготовка кадров с целью усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности Глоссарий.ру
В современном постдипломном образовании можно выделить, по крайней мере, две модели подготовки: адаптационная модель, направленная на адаптацию специалиста к условиям работы, и модель профессионального развития, ориентирующая на активность, способность принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор и осуществляемые действия. Сегодня как в профессиональном, так и в постдипломном образовании модель профессионального развития часто лишь декларируется, а осуществляется модель адаптационная, в результате чего образование находится в позиции «догоняющего» те изменения, которые реально происходят в обществе и, соответственно, в профессиональной деятельности. Модель же профессионального развития наиболее полно коррелирует с востребованными учениями и качествами современного специалиста и работника образования, в частности.
Ключевыми характеристиками модели профессионального развития являются:
- стремление человека к самореализации, что стимулирует его к выдвижению новых целей и ценностей и проявляется в поиске и освоении принципиально нового;
- максимальная ответственность, что обеспечивает возможность делегирования полномочий управления рядовым работникам;
- дух команды, сотрудничества, творческая атмосфера;
- сочетание автономности и индивидуализма с коллективизмом и командной работой;
- самообучаемость;
- ценностные ориентации, базирующиеся на социальных целях и этических ценностях;
- стремление к нововведениям, в основе которого лежит глубокий анализ противоречий настоящего, что позволяет быстро реагировать на внешние условия и изменять их.
Реализовать эти характеристики при разработке программ повышения квалификации работников образования помогает организация работы сетевых социально-педагогических сообществ, значимость и ценность которых заключаются в том, что к существовавшему ранее вертикальному взаимодействию (преподаватель – слушатель) добавляется существенная для модели профессионального развития возможность горизонтального (слушатель – слушатель) и проблемно-ситуационного сотрудничества (слушатель, преподаватель – эксперт-специалист).
Особенности модернизации программ повышения квалификации
Модернизация (от греч. moderne — новейший) — усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества Глоссарий.ру.
Характерными чертами современной системы повышения квалификации являются: открытость; усиление значения деятельностного, личностного (нацеленность на удовлетворение запросов и потребностей слушателей) и практикоориентированного аспектов в процессе обучения для приобретения личного опыта в решении разнообразных профессиональных задач; повышение роли самообразования для обеспечения возможности непрерывного обучения в течение всей жизни; а также предоставление возможности активного взаимодействия различных категорий слушателей в процессе обучения, консультирования и обмена опытом.
В этой связи отличительными особенностями программ повышения квалификации, на которые следует ориентироваться при их проектировании являются:
- опора на компетентностный подход,
- принцип модульности, позволяющий развивать и наращивать необходимые компетентности для решения профессиональных задач педагогической деятельности.
Характеристика модульных программ повышения квалификации
Опора на компетентностный подход нацеливает разработчиков программ на выявление актуальных для слушателей компетентностей, постановку задач и планирование образовательных результатов как продуктов деятельности, использование которых на практике приводит к решению профессиональных задач.
Модульное построение программ позволяет:
- гибко реагировать на запросы общества,
- гибко реагировать на запросы обучающихся.
Основные черты модульного обучения:
- Наличие разработанных в определенной логике учебно-методических материалов.
- Открытая образовательная среда.
- Акцент на самостоятельной работе обучающегося.
- Иная структура деятельности преподавателя.
Важно отметить, что при модульном построении программ учебный материал разбивается на отдельные, относительно завершенные содержательные элементы – модули. Модули образуют целостные фрагменты программ и комплексы задач для решения.
Отмечаются следующие достоинства модульного построения программ ПК:
- модуль рассматривается как целостный фрагмент содержания обучения по программе,
- модуль можно соединять и сопоставлять с другими модулями, что нацеливает слушателей на изучение дополнительных модулей.
Таким образом, из сопоставимых по смыслу и значению задач можно «выстроить» целостную программу ПК.
Программа может содержать инвариантную часть (состоящую из последовательности модулей, нацеленных на решение общих для всех слушателей задач) и вариативную часть, также состоящую из совокупности модулей, нацеленных, например, на решение специфических задач для определенной категории слушателей.
Индивидуальный образовательный маршрут слушателя выстраивается из необходимости выбора им собственного сочетания инвариантной части с вариативными модулями.
Ценность модульного построения программ ПК в том, что реализуется продуктивность обучения, усиливается вариативная составляющая, способствующая более полному удовлетворению запросов и потребностей обучающихся, интегрируются силы, знания и практический опыт слушателя.
Структура модуля программы повышения квалификации
Следует обратить внимание разработчиков программ ПК на то, что при любом авторском подходе к разработке модульной программы повышения квалификации можно выделить обязательные элементы (части) составляющих ее модулей, которые так или иначе раскрываются в тексте программы.
- Ориентационная часть.
В ней описываются цели и задачи модуля, время, необходимое на его освоение, организационные формы, особенности результатов работы и критерии их оценивания, планируемые результаты обучения в форме продуктов образовательной деятельности, средства обучения, технологии обучения, рекомендуемые источники информации и особенности работы с ними, учебно-тематический план модуля. - Информационная часть.
Основная задача этой части в концентрированном виде представить определенным образом структурированное учебное содержание. Ценным в этой части является наличие кратких методических рекомендаций слушателю о том, как достичь планируемых результатов. - Коммуникативная часть.
В этой части отражаются особенности организации обсуждения процесса, промежуточных и итогового результатов освоения модуля, возможности взаимодействия слушателей с преподавателем и между собой как во время пребывания в аудитории, так и дистанционного. Обязательно должен быть определен круг вопросов и проблем для обсуждения (парного, малогруппового, группового), предложены среда и средства организации обсуждений и совместной работы в сети. - Оценочная часть.
Здесь формулируются критерии оценивания результатов и процесса обучения, при необходимости даются подробные пояснения. Важно, чтобы на основе представленных критериев слушатель смог провести самооценку результатов своей работы. - Рефлексивная часть.
Приводятся задания, вопросы, направленные на осмысление сделанного в модуле, на соотнесение результата с ситуациями реальной педагогической практики, на планирование дальнейшего профессионального развития.
Компетентностный подход для представления результатов освоения программы
Кратко под профессиональной компетентностью понимается способность и готовность личности решать профессиональные задачи. Для разработчиков программ ПК при формулировке ожидаемых результатов обучения это означает, что они должны быть представлены в понятиях компетентности и понятны слушателям.
Разработчикам программ надо четко ориентироваться на то, что слушателям важно понимать:
- Какие компетентности они развивают в процессе освоения содержания программы: специальные, информационные, коммуникативные, социальные, т.е. что будут способны проявить, продемонстрировать, представить.
- Что будут знать.
- Что будут уметь.
- Какой опыт приобретут.
- Что будут готовы продемонстрировать.
При формулировке результатов необходимо использовать глаголы действия, которые указывают, каким образом слушатели могут подтвердить, продемонстрировать и «увидеть» приобретенные знания. При этом для каждого результата должен использоваться только один глагол, а структура предложения должна быть простой и не допускать двусмысленного или ошибочного истолкования (1).
Рекомендуется следующее представление результатов обучения. После успешного завершения модуля слушатель сможет: объяснить, описать, установить соответствие, проиллюстировать, применить, использовать, создать, спроектировать, обосновать, установить приоритеты, оценить и т.п.
Важно отметить, что при опоре на принцип учета опыта, имеющегося у слушателей, не все результаты обучения (особенно при решение творческих, неформализованных задач) могут быть предварительно запланированными. Это может быть отражено в открытых результатах обучения. Например, можно сказать, что слушатели должны быть способны:
- использовать творческий опыт для создания сред общения, объединяющих различные его формы;
- критически применять теорию для анализа своего профессионального опыта;
- оценивать последствия своего личностного профессионального влияния;
- использовать основанный на размышлениях подход к подготовке, реализации и предоставлению проекта;
- подтвердить происхождение своих идей ссылками на использованные в работе источники;
- аккуратно использовать в тексте стандартные ссылки на все использованные источники;
- и др.
Технологическая поддержка процесса повышения квалификации
В настоящее время возрастает роль образовательных технологий в достижении качества реализации программ повышения квалификации и удовлетворенности слушателей результатами обучения. Разработчик программы ПК и преподаватель, ведущий повышение квалификации, должен знать и понимать тенденции развития современного образования, задачи, через которые эти тенденции конкретизируются и технологии, направленные на эффективное решение задач. Обобщенно это можно представить в следующей таблице (2).
Тенденция | Задача | Технологии |
---|---|---|
Переход от обучения к учению | Поиск организационных форм освоения содержания образования и оценивания в учебном процессе | Модульное обучение, организация самостоятельной работы, дистанционное обучение |
Изменение задач образования, вязанное с его возрастающей наукоемкостью | Организация различных видов деятельности | Организация проектной, творческой, исследовательской деятельности |
Возрастание роли информации в современном мире | Организация работы с потоками информации | Информационные и телекоммуникационные, развития критического мышления, проблемного обучения |
Возрастание роли командной работы в современном мире | Организация группового взаимодействия в образовательном процессе | Модерирование, групповая работа, организация дискуссий, дебатов, обучение на основе социального взаимодействия |
Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость непрерывного образования | Осуществление учения | Рефлексивное обучении, оценивание достижений, самоконтроль, самообразовательная деятельность |
Возрастание роли компетентности специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественного развития | Решение профессиональных задач | Контекстное обучение, анализ конкретных ситуаций (кейсы), организация имитационных и деловых игр |
Следует подчеркнуть, что приоритет в выборе образовательных технологий при проектировании, модернизации и реализации программ ПК должен лежать в сфере технологий гуманитарных (человек-человек, человек-общество), разнообразие использования которых, особенно в процессе повышения квалификации работников образования, способствует развитию их профессиональной компетентности.
Новые роли преподавателя, ведущего повышение квалификации, в связи с развитием социально-педагогических сообществ
Среди новых ролей преподавателя, ведущего повышение квалификации в условиях развития социально-педагогических сообществ можно выделить следующие: тьютор, фасилитатор, консультант, сетевой педагог, проектировщик образовательных информационных сред, конфликтолог и др.
Разработчикам программ повышения квалификации следует это учитывать, потому что новые роли, новые виды деятельности, которые должен освоить преподаватель, чтобы обеспечить качество реализации программ ПК, являются, с одной стороны, существенными рисками, а, с другой стороны, актуальными точками роста.
Для того чтобы эти точки роста дали свои плоды необходимо продумать систему методических рекомендаций для преподавателя, ведущего обучение по программе, которые могут быть представлены в разных формах, например, заметки для тьютора, подсказки для преподавателя, помощь ведущему, точка опоры и т.п. В идеале методические рекомендации для преподавателя должны быть неотъемлемым элементом учебно-методического комплекса (УМК) программы.
Организация и обеспечение такой помощи имеет большое значение, так как преподаватель, ведущий повышение квалификации, должен сам освоить новые виды деятельности и реально вовлечь в подобную деятельность слушателей. Ведь одна из главных целей программ повышения квалификации работников образования в связи с развитием социально-педагогических сообществ – готовность слушателей активно в таких сообществах участвовать и стать организаторами новых сообществ. В связи с этим, очень важно в период обучения создать сообщество обучающхся по программе и помочь слушателям приобрести опыт работы в этом сообществе, который в идеале может быть пролонгирован и на послекурсовой период, но для этого необходима активная и постоянная работа модератора.
Уже выработана «формула» эффективного сетевого сообщества:
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО = ОБЩАЯ ИДЕЯ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ + ОБЩАЯ СРЕДА ПОЗНАНИЯ И ОБЩЕНИЯ + ПРОСТЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ + ОБМЕН СООБЩЕНИЯМИ + СЕТЕВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ
Для того чтобы эта формула стала действенной, важен опыт работы в сообществе, только он способен содействовать преодолению существующих стереотипов, барьеров, установок, устоявшихся взглядов.
Возможности социально-педагогических сообществ и их особенности
К возможностям социально-педагогических сообществ можно отнести:
- создание новых возможностей для разнообразного образовательного, воспитательного и социального взаимодействия;
- доказательство ценности новых подходов к образовательному и социальному взаимодействию;
- изменение мышления субъектов образовательной среды;
- изменение практики.
В отечественной и зарубежных системах образования уже накоплен некоторый опыт работы социально-педагогических сообществ. При этом можно видеть, что большая часть из них создается под определенную цель и с достижением этой цели «умирает», но другая часть, пусть и меньшая, продолжает развиваться и расти.
Важно обратить внимание на следующие особенности жизнеспособных сообществ (3):
- сообщество создается добровольцами;
- члены сообщества отличаются ценностным отношением к тому, что собрало их вместе;
- сообщество эмоционально привлекательно для его членов. Эмоциональная привлекательность – катализатор, который влечет людей друг к другу;
- цели членов сообщества обычно шире, чем цели команд и рабочих групп, собранных под решение конкретной задачи;
- члены сообщества стремятся походить друг на друга, например, обладать одними и теми же знаниями, типами умений и навыков, каким-то иным общим интересом или связующим их элементом;
- члены сообщества необязательно должны производить определенные результаты и строго выполнять свои функции в определенные сроки;
- члены сообщества присутствуют в нем столько, сколько сами захотят.
При проектировании программ ПК, нацеленных на деятельность жизнеспособных социально-педагогических сообществ необходимо иметь ввиду, что для того, чтобы сообщество жило и развивалось необходимо найти не просто задачу для решения или проблему для обсуждения (т.е. создать проектную команду или фокус-группу), а идею жизненно, социально, профессионально и эмоционально значимую для его потенциальных членов. Но идею не пространную и размытую, а понятную и сфокусированную, чтобы люди смогли идентифицировать себя с ней.
Резюме
В итоге, при модернизации программ повышения квалификации работников образования в связи с развитием социально-педагогических сообществ необходимо акцентировать внимание разработчиков на следующих моментах:
- Использование компетентностного подхода в определении целей, задач и результатов освоения программы ПК и ее модулей.
- Модульное построение программы ПК, каждый модуль которой направлен на решение конкретной задачи. Структура модуля программы должна способствовать раскрытию и пониманию слушателем содержания модуля, путей и результатов освоения этого содержания, то есть включать:
- цель освоения программы ПК – развитие профессиональной компетентности;
- задачи модуля;
- результаты освоения модуля, выраженные в понятиях компетентности;
- организацию индивидуальной и коллективной деятельности для достижения намеченных результатов, в том числе сетевой;
- контрольно-измерительные материалы (критерии, показатели, шкалы…);
- выбор среды и средств для обсуждения задач, процесса и результатов деятельности и организации коллективной работы слушателей как в аудитории, так и дистанционно;
- результаты освоения модуля и осмысление их использования в практической работе.
- Необходимость организации различных видов деятельности слушателей.
- Организация среды, выбор средств, разработка содержания заданий для:
- обсуждения (парного, малогруппового, группового) задач, путей и результатов образовательной деятельности на разных ее этапах;
- совместной работы в сети.
Реализация этого пункта особенно важна при проектировании и модернизации программ повышения квалификации работников образования в связи с развитием социально-педагогических сообществ. Разработчики программ должны тщательно проработать содержание и пути выполнения системы заданий для организации сетевой активности слушателей с позиций:
- соответствия заданий возможностям и потребностям слушателей;
- образовательной и социальной значимости;
- практикоориентированности;
- учета временного ресурса для их выполнения;
- трудоемкости для слушателей.
В целом, разработка и модернизация программ повышения квалификации работников образования в контексте данных рекомендаций позволит слушателям приобрести и осмыслить опыт участия в образовательном сообществе слушателей программы и продемонстрировать умения по участию в деятельности сообщества и частично в его модерации.
С примерами программ, повышения квалификации, разработанных с учетом данных рекомендаций, можно познакомиться по адресу:
- Модуль Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач социального педагога
- Модуль Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач психолога-педагога
- Модуль Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач педагогов дополнительного образования
Реализация программ проводилась в форме дистанционных тренингов (18 часов). Отзывы слушателей, принимавших участие в апробации программ повышения квалификации «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач социального педагога, педагога-психолога, педагога дополнительного образования, классного руководителя», можно посмотреть по адресам:
- Анализ содержания нового модуля и результатов апробации курса
- СоцОбраз:Подводим первые итоги в декабре
Литература
- Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М., 2006.
- Формирование инновационной системы повышения квалификации сотрудников университета / Под ред. С.Б. Смирнова, Т.В. Щербовой. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
- Румизен М.К. Управление знаниями: Пер.с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Астрель», 2004.