Обучаясь обучаем. Н. Киселева

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Обучаясь обучаем

Оглавление

1. 1. Аннотация

2. 2. Актуальность

3. 3. Продуктивность

4. 4. Инновационность

5. 5. Перспективность

1. 5.1. Что предлагается сделать?

2. 5.2. Какие ресурсы необходимы для реализации?

3. 5.3. Прототип?

4. 5.4. С какими идеями внутри документа связана данная идея:


Аннотация


Они могут сделать это потому что уверены, что могут.

Виргилий

Нарастающее непонимание между взрослыми и детьми, стремительное развитие ресурсов Интернет за которыми взрослые не успевают. Проблематичность информатизации образования (из-за отсутствия мотивации и понимания со стороны педагогов, недостаточной образованности родителей). Мы говорим о применении Интернет-практик для реформации школы, забывая о том, что многие школы к таким реформам еще не готовы. Стоит задуматься о том, сколько на самом деле педагогов в каждой школе заинтересованы в использовании Интернет-практик? А сколько родителей понимают, о чем идет речь? На самом деле это происходит не потому, что не хотят, а потому, что не знают как. В таком случае есть резон прибегнуть к помощи тех, кто быстрее разбирается, обучается, кто мобильнее - к помощи учащихся.


Актуальность

Разработка данной идеи - это еще и реализация принципов сотрудничества и взаимопомощи. Говоря о том, что дети ушли далеко вперед в освоении Интернета, разумнее было бы привлекать этих самых детей для обучения педагогов и родителей. Попытки реализации подобных практик в сети Интернет и непосредственно в образовательных учреждениях уже известны. Результаты положительные.

Мы говорим о поиске различных Интернет-практик, которые могли бы быть использованы в образовании, закрывая при этом глаза на тот факт, что большинство педагогов и родителей не смогут активно их использовать, поскольку просто не умеют.

Реализация данной идеи является попыткой преодоления барьера между желаниями и возможностями. Учащиеся школы, которые на сегодняшний день освоили и продолжают осваивать возможности сервисов Интернет, могут стать проводниками и помощниками взрослым на пути этого освоения. Кроме того, в ходе данной реализации данной идеи возникает новый вид взаимодействия взрослый-ребенок, партнерство, сотрудничество, о котором так много говорят в образовании.

Продуктивность

Новая роль учащегося, смена деятельности и, как следствие, новый этап развития взаимоотношений между учащимися, педагогами и родителями.

Цель проекта: Организация учебно-консультационного пункта для взрослых (педагогов, родителей) силами учащихся школы, обучающего работе с ресурсами Интернет, социальными сервисами для поиска новых форм взаимодействия учащихся, педагогов и родителей.

Краткое содержание проекта: организация учебных консультаций, тренингов, курсов для учителей и родителей с переходом на совместную деятельность по реализации различных проектов, инициатив, практик.

Проблемные вопросы:

  • Как в современном информационном обществе найти способы объединения детей и взрослых общими идеями, общим делом?
  • Как организовать новые формы взаимодействия между семьей и школой?
  • Как организовать совместное время общения с родителями, чтобы это было интересно всем?
  • Как помочь сделать учебу интересной?

Задачи, которые решаем:

  1. Организовать учебные курсы (практики) для повышения уровня информационной культуры участников образовательного процесса (родителей, педагогов).
  2. Активизировать совместную работу участников образовательного процесса через создание совместных проектов, инициатив, практик.
  3. Развивать коммуникативные навыки учащихся
  4. Повышать мотивацию к обучению, ведению совместной деятельности детей и взрослых

Инновационность

Создание среды, в которой происходит смена позиций "обучаемого и обучающегося". Партнерские отношения между детьми и взрослыми. Формирование "нового ученика", "нового учителя", "новой школы", основанной на принципах партнерства, демократичности, взаимообучаемости и сотрудничества. По сути, реализация данной идеи - создание школы сотрудничества, где каждый учится у каждого. Идея отвечает следующим вызовам: совместное обучение, взаимообучение, партнерство, сотрудничество, демократизм.

' Перспективность

Результат - реализация совместных практик с использованием ресурсов Интернет. Идея перспективна, поскольку применима для любого учебного заведения, не требует больших денежных инвестиций. Финансирование реализации идеи может содержать следующие аспекты:

  • разработка и публикация учебно-методических материалов для организации обучения;
  • оснащение учреждения оборудованием с доступом в Интернет ( за счет средств учреждения);
  • материальное стимулирование координатору проекта (за счет средств учреждения);
  • стимулирование деятельности участников.

Что предлагается сделать?


Создать модель привлечения учащихся к обучению взрослых (учителей и родителей) работе с ресурсами Интернет.

Разработать структуру учебного курса (выделить тематику, формы и методы, которые можно использовать в обучении, показать идеи и практики, которые можно развивать по окончании реализации подобного курса).

Какие ресурсы необходимы для реализации?

Человеческие ресурсы: наличие обучающих (то есть наиболее подготовленной группы учащихся) и обучаемых (педагогов, родителей, кто нужнается в помощи в освоении Интернет ресурсов).

Технические ресурсы: наличие доступа к сети Интернет, обучающей базы, программы.

Стоит отметить, что программа данного курса - живая структура, которая может меняться в зависимости от потребностей и запросов участников обучения, от уровня и степени подготовки.

Прототип?

Примеры ситуаций, в которых ученики учат учителей. Эта ситуация была предсказана Маргарет Мид еще в начеле 70-х в работе "Культура и преемственность": Сегодня же вдруг во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв-между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ. Сегодняшние дети вырастают в мире, которого не знали старшие, но некоторые из взрослых предвидели, что так будет. Те, кто предвидел, оказались предвестниками префигуративной культуры будущего, в которой предстоящее неизвестно.

Наталия Киселева страница консультанта