Проект: Подростковая тревожность

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск




Содержание

Название проекта

Подростковая тревожность

Решаемая проблема

Высокий уровень общей тревожности неблагоприятно влияет на продуктивность учебной деятельности учащихся подросткового возраста, на их личностное развитие, общение со взрослыми и сверстниками.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать

Исследование психических состояний тревожности является актуальной проблемой современной психологической науки. Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы как за рубежных, так и отечественных психологов. Как устойчивая черта личности, тревожность – это повышенная склонность испытывать тревогу реальных или воображаемых опасностей. Она может быть вызвана невротическим конфликтом, эмоциональными и невротическими срывами, психосоматическими заболеваниями. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью оказываются, тем самым, в ситуации "заколдованного" круга, когда тревожность ухудшает возможности учащихся, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, ещё более усиливает эмоциональное неблагополучие. Тревожность, как устойчивое состояние, препятствует ясночти мысли, эффективности общения, предприимчивости, создает трудности при знакомстве с новыми людьми. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью, впечатьлииельностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем, у них возникает ожидание неблагополучия со стороны других. Они очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднение. Тревожный ребенок имеет неадекватную самооценку: заниженную/завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение - приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учебе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация. Более того, подростковая тревожность может стать личностной особенностью.

Целевая группа

участники среды вики, а также те, кто компетентен в данном вопросе или желает получить нужную информацию по проблеме тревожности детей подросткового возраста (учителя, родители)

Что участие в проекте даст его участникам

Получение необходимой информации для общего осведомления о проблеме подростковой тревожности, а также возможные варианты коррекции тревожности и направления работы по данной проблеме.

Идея проекта

Профилактика тревожности детей подросткового возраста, снижение выского уровня тревожности благодаря комплексной работе психологов, родителей, учителей данной категории детей. Получение дополнительной информации по проблеме подростковой тревожности тем, кому она необходима.

Цель проекта

Снижение уровня подростковой тревожности. Помощь родителям и учителям в коррецкии тревожности детей. Также на основе предоставленного мною материала по данной проблеме, получить новую, дополинтельную информацию для планируемой реализации следующего проекта.

Описание проекта

Проект включает в себя теоретическую базу, но основе которой сформируется более общее и конкретное предствавление о тревожности детей подросткового возраста, о причинах появления выского уровня тревожности и последствиях, о том, как проводить профилактику, коррекционные занятия и основные направления работы родителей, учителей, психологов по данной проблеме.

Этапы проекта

1. Описание проблемы подростковой тревожности.

2. Общая характеристика школьников подросткового возраста с высоким уровнем тревожности.

3. Рассмотрение причины возникновения тревоги.

4. На основе анкеты-опроса описать представления родителей и учителей по проблеме тревожности детей подросткового возраста.

5. Основные направления коррекционной работы, описание основных методов на основе психологических научных подходов.

6. Психопрофилактика появления высокого уровня тревожности детей, в частности подросткового возраста.

7. Разработка памяток по профилактике тревожности детей, также консультирование учителей и родителей детей подросткового возраста с высоким уровнем личной, школьной, ситуативной тревожностью, психотерапевтическая работа с данной категорией детей.

Ожидаемые результаты проекта

Сформировать у родителей и учителей реальное представление о проблеме тревожности детей подростоквого возраста, об угрозе высокого уровня тревожности для личностного развития детей. На основе информации об основных методах профилактики и коррекции высокого уровня тревожности снизить его до "нормы" с помощью совместной работы психологов, родителей и учителей.

Как будут результаты оцениваться и обсуждаться

После проведения профилактических и коррекционных занятий родителей и учителей с группой подростков, имеющих высокий уровенть тревожности, будет использована исследовательская работа, направленная на выявление снижения уровня школьной, личной и ситуативной тревожности данной категорией детей, также, возможно, ислледование, на основе наблюдения за подростками в ситуациях, вызывающих повышение уровня тревожности (стрессовые ситуации: ситуация обучения, общения со значимыми лицами и др.), опросов роидителей, учителей, использование методик на изучение личностных характеристик детей как до проведения проекта, так и после, для выявления различий.

План реализации проекта

1. Вводная часть.

  • Теоретическое обоснование проблемы тревожности детей подросткового возраста, предоставление информации учителям и родителям о негативном влиянии высокого уровня тревожности для личностного развития детей данной категории.

2. Обучение родителей и учителей основным методам профилактических работ по устранению появления выского уровня тревожности, а также основным методам коррекционных занятий, направленных на снижение высокого уроня общей тревожности.

3. Помощь родитлеям и учителям в работе по снижению высокого уровня подростковой тревожности и её профилактике.

4. Разработка и предоставление буклетов с рекомендациями по профилактике выского уровня школьной, личной, ситутивной тревожности, и с "советами" о том, что делать, когда ребёнок испытывает тревогу в бытовых и в стрессовых ситуациях.

  • Примечание: до и после реализации проекта, провести исследование по выявлению высокого уронвя треожвности детей подростковго возраста, а также исследование на изучение личносных характеристик, коррелирующих с тревожностью.

Каким образом осуществляется привлечение участников к проекту

Привлечение участников к проекту палнируется проводить после проведения опроса по данной проблеме детей подросткового возраста, родителей, учителей и предоставления полученной информации на основе данного опроса родителям и учителям. Проект планируется реализовать по запросу учителей, родителей; в результате исследования школьного психолга.

Какие риски есть у проекта и как их минимизировать

  • отказ учителей и родителей в участии в данном проекте по личным причинам.
  • Не до конца проведенные коррекционные и профилактические занятия с детьми, что может неблагоприятно повлиять на снижение уровня тревожности и даже увеличить его.

Минимизировать риски проекта можно благодаря совместноорганизованной работе психолога, учителей и родителей в достижении общей цели.

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

Необходимо:

  • свободно владеть знаниями о характеристиках детей подросткового возраста, о тревожности, причинах её появления, последствиях влияния высокого уровня тревожности на личность;
  • иметь опыт консультирования и проведения тренинговых, дискуссионных занятий, в частности по конкретной проблеме.

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

1. Психолог

2. Медицинсий работник (педиатр/терапевт, невропатолог, психотерапевт и др.)

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Какие ресурсы нужны, чтобы реализовать проект

  • Желание помогать родителям, учителям, детям в данной проблеме.
  • Психологические знания о подростковой тревожности.
  • Базы для проведения исследований и корреционных занятий.
  • Огранизация совместной работы учителей, психологов, родителей и детей.

Команда проекта

  • . Сидоренко Оксана
  • .
  • .

Функционал каждого участника в проекте

  • . Реализация проекта
  • .
  • .

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Социальные сервисыЦели использования
Электронные таблицы в Google www.gmail.com ..
Анкеты в Google www.gmail.com ..
Календарь в Google www.gmail.com ..
Совместная работа с документами в Google..
Вики..
Блоги..
Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru, в Блокноте Google www.gmail.com..
Видеосервисы в Ютьюб http://youtube.com, Социальная сага, видеоблог ..
Фотосервисы в Фликр http://Flickr.com, Пикаса , Фотодия http://www.fotodia.ru ..