Проект Карелочка

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Как будет выявляться актуальная проблема для совместного обсуждения и решения

В последнее время многие люди начинают остро ощущать тоску по своим корням. Как не может жить срубленное дерево, так и человек не в состоянии оставаться человеком, если он потерял связь со своими предками, культурой, бытом, языком. Неудивительно поэтому, что в наш век мультимедийных технологий и информационного бума, люди разных профессий и разного достатка проявляют такой интерес к старинному быту, народным ремеслам и промыслам, декоративно-прикладным искусствам, музыкальному и литературному фольклору. На протяжении последних лет неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ "Об образовании", национально-регионального компонента школьного образования. Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Название проекта

ПРОЕКТ: КЛУБ - МАСТЕРСКАЯ "КАРЕЛОЧКА"

Автор: Чупрова Валентина Максимовна - учитель технологии МОУ "Лицей №40", методист Ресурсного центра по технологии

Срок реализации проекта: сентябрь 2008 - декабрь 2011 г.г.

С какими жизненными ситуациями и учебными предметами связан данный проект

Клуб – мастерская «Карелочка» - это эффективная организационная форма для построения позитивного общения и творческого сотрудничества в среде детей, учителей, родителей. Клуб – это место встреч, где можно собраться, обменяться идеями, научиться какому - либо ремеслу, поучаствовать в создании новых выставок. В клубе – мастерской «Карелочка» воспитанники изучают народные ремесла Карелии, традиционные народные блюда, знакомятся с обрядовой поэзией, традициями проведения народных праздников, приобщаются к духовности, любви к литературе, к своей Родине, учатся создавать предметы декоративно - прикладного творчества, делиться своим мастерством – проводить мастер – классы.

Решаемая проблема

Почему эту проблему важно обсуждать и решать совместно и, прежде всего, с родителями учащихся

Организация и практическое внедрение прогрессивных форм воспитания и обучения детей дополнительного образования направленных на развитие личности, исходя из потребностей и интересов детей, их индивидуальных возможностей и способностей

Цель проекта

  • Способствовать повышению эффективности обучения детей в образовательном процессе и во внеклассной деятельности по изучению материальной и духовной культуры Карелии, в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование».
  • Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей воспитанников в самообразовании и получении дополнительного образования.
  • Создание новых и совершенствование существующих форм проведения досуга детей.
  • Оказание образовательных услуг школе: организация и проведение занятий, курсов, мастер - классов, массовых мероприятий (творческих встреч, конкурсов, экскурсий, выставок) для детей и педагогов.
  • Воспитание гражданственности и любви к Родине, родному краю.

Результаты проекта

  • Создание методических разработок, мероприятий, занятий, мастер - классов
  • Создание видеоматериалов проведения народных праздников, конкурсов, мастер - классов
  • Создание банка данных по работе клуба - мастерской "Карелочка" (с использованием ИКТ)
  • Создание учебного диска «Карельская кухня», "Народные праздники"
  • Внедрение и распространение опыта работы в рамках профессионального сообщества
  • Приобщить детей к изучению материальной и духовной культуре Карелии через народные праздники, мастер – классы, экскурсии, выставки
  • Воспитание у детей чувства патриотизма, содействие сохранению культурной и духовно-нравственной среды в Республики Карелия
  • Активизация процессов интеграции деятельности образовательных учреждений, дополнительного образования, учреждений культуры, развитие отношений партнерства в области изучения материальной и духовной культуры Карелии
  • Размещение итогов проекта на веб-сайте
  • Выявление более одаренных детей, которые в будущем способны применить свою одаренность

для формирования благоприятного имиджа республики Карелия, в России и за рубежом.

  • Собранные и полученные материалы будут рекомендованы для изучения регионального компонента по дополнительному образованию

Целевая группа

  • Обучающиеся МОУ «Лицей №40»
  • Обучающиеся МОУ "Университетский Лицей"
  • Обучающиеся МОУ "СОШ №36"
  • Обучающиеся МОУ "СОШ №1"
  • Обучающиеся МОУ "СОШ№46"
  • Обучающиеся МОУ "СОШ №39"
  • Обучающиеся МОУ "СОШ №38"
  • Обучающиеся Дома Творчества №2
  • Обучающиеся Дома Творчества детей и юношества
  • Студенты КГПА
  • Педагоги КГПА
  • Педагоги МОУ г. Петрозавдска
  • Педагоги образовательных учреждений дополнительного образования
  • Научные сотрудники музея - заповедника "Кижи"
  • Мастера центра традиционных ремесел РЦНК
  • Родители

Что даст участникам работа в проекте

Основные направления деятельности клуба - мастерской "Карелочка":

  • Практические занятия по направлениям: рукоделие, кулинария, компьютерное творчество.
  • Проведение мастер – классов по направлениям деятельности.
  • Организация и проведение курсов по направлениям деятельности.
  • Проведение конкурсов, народных праздников, тематических выставок.
  • Участие в школьных, городских и республиканских конкурсах, мероприятиях.
  • Проведение благотворительных акций.
  • Творческие встречи, круглые столы совместно с родителями.
  • Сотрудничество с образовательными учреждениями г. Петрозаводска, КГПА, с центром ремесел г. Петрозаводска и музея – заповедника «Кижи», со специалистами, с мастерами народных ремесел.
  • Сотрудничество с Республиканской Детской библиотекой г.Петрозаводска, музеями.
  • Поездки и экскурсии по памятным местам города, республики.

Досуговый блок:

  • Охватить максимально возможное количество детей, в непосредственной близости от места их проживания.
  • Предоставить детям возможность для развития и реализации творческого потенциала в выбранных видах деятельности по направлениям: кулинария, рукоделие, компьютерное творчество.
  • Системно проводить мероприятия, акции.
  • Создать условия для участия детей в мероприятиях школьного, городского регионального, федерального уровней.
  • Создать условия для формирования и развития у детей активной гражданской позиции, готовности к участию в общественно-полезных, коллективно-творческих делах, социально-значимых проектах.

Социальный блок:

  • Создать условия для признания детьми стиля здорового образа жизни, по пропаганде здорового образа жизни в клубе - студии.
  • Оказывать помощь в профессиональном самоопределении воспитанников.
  • Укреплять институт семьи через активное привлечение родителей к совместной деятельности в клубе - мастерской «Карелочка».

Информационный блок:

  • Обеспечить воспитанников профессионально важной информацией через выпуск информационно-методических материалов, распространение наглядно-агитационных материалов для детей, учителей, родителей.

Рекламный блок:

  • Организовать деятельность рекламных мероприятий по привлечению детей в клубе - мастерской «Карелочка»
  • Освещать деятельность клуба - мастерской "Карелочка" в средствах массовой информации.

Организационный блок:

  • Организовать работу в тесном взаимодействии с родителями, школой, общественностью, с образовательными учреждениями г. Петрозаводска, КГПА, музеем – заповедником «Кижи», со специалистами, мастерами разных видов народных ремесел, для проведения занятий, мастер – классов, конкурсов, экскурсий, праздников, курсов и других мероприятий.
  • Организовать в клубе – мастерской «Карелочка" работу органов детского самоуправления.

Методический блок:

  • Создать методическую копилку современными методиками и технологиями работы клуба – мастерской «Карелочка».
  • Разработать и апробировать новые эффективные формы, методы, технологии работы с разновозрастными группами детей, требующими особого внимания.

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

Программа клуба - мастерской "Карелочка" актуальна, поскольку является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, научиться приготовлению вкусных и питательных блюд, научиться различным компьютерным технологиям, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цель программы:

  • обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;
  • создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (лоскутная пластика, вязание, вышивание, мягкая игрушка, народная кукла, техника изонити, работы с бисером и соломкой и др.); кулинарного искусства, компьютерных технологий;
  • содействие жизненному самоопределению учащихся.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; кулинарии, информационных технологий;
  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, оборудованием, необходимыми в работе;
  • обучить технологиям разных видов рукоделия, приготовлению блюд, работе на компьютере

Воспитательные:

  • приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  • обуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, ин¬теллигентности как высшей меры воспитанности);
  • способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  • развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
  • развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • развивать моторику рук, глазомер.

Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, кулинарного искусства, компьютерных технологий, то есть самореализоваться и самоопределиться

Где это можно узнать

  • интересные ресурсы (по содержанию проблемы)
  • ресурсы сетевых сообществ по сходной проблематике (по представлению возможных путей ее решения)

По каким вопросам осуществляется консультирование учащихся

По каким вопросам осуществляется взаимодействие с родителями учащихся

"А может кто-нибудь еще помнит, как собирались по вечерам семьями, с соседями, с друзьями и пели, плясали, а может даже и под гармошку… А что если так можно и нужно жить, да и отдыхать по-другому - душевно, радостно, интересно."

В нашем клубе - мастерской "Карелочка" для этого организованы разнообразные формы совместной деятельности родителей и учащихся. Это:

  • организация проведения народных праздников на основе фольклора;
  • организация мастер-классов, семейного рукотворчества, как популяризация народных ремесел;
  • организация совместных занятий приготовления традиционых семейных блюд;
  • организация экскурсий, посещение выставок декоративно - прикладного творчества

Каковы пути и средства привлечения родителей к совместной работе

Совместное творчество детей, родителей, учителей.

Сегодня рукоделие переживает новый подъем. Вязать, шить, плести и вышивать стало модно, появляется желание заниматься ручным трудом. Очень важно в современной школе привлекать детей к выполнению общего дела, увлечь детей перспективой получения совместного продукта труда, объединять родителей и детей в едином творческом порыве. Ведь от воспитания в семье зависит многое. Внимание к семейным традициям, воспитание трудолюбия и дисциплины у детей с помощью наглядного примера родителей дает положительный эффект. Семейные традиции чаще всего остаются за гранью исследований, а ведь именно они создают дух семьи, определенную атмосферу взаимодействия. Уважительное отношение педагогов к семейным традициям своих учеников способствует укреплению взаимодействия между учителем и родителями. Ведь недаром говорится, что крепость семьи – это ни когда ее члены смотрят друг на друга, а когда смотрят в одном направлении. Внеклассные мероприятия, посвященные народным праздникам, участниками которых являются учащиеся, учителя, родители и классный руководитель, проходят в теплой семейной обстановке. Эдесь не только можно узнать о традициях народных праздников, но и приготовить праздничные блюда, традиционную народную куклу. Творческое сотрудничество среди детей, учителей, родителей через проведение народных праздников - это позитивная форма общения, которая духовно обогащает и укрепляет институт семьи, связь со школой.

Возможные вопросы для совместного с родителями обсуждения и решения

По каким вопросам осуществляется взаимодействие с коллегами-учителями

Клубная форма организации совместной деятельности педагогов дает возможность организовать непосредственное общение учителей друг с другом. Занятиях клуба, скорее можно назвать встречами, на которых встречаются педагоги, заинтересованно обсуждающие педагогические новинки, ищущие пути достижения педагогических целей. Это самое большое достоинство клуба творческой педагогики - живое, непосредственное общение единомышленников. Через клуб идет обобщение и распространение передового опыта. Происходит это ненавязчиво при живом участии самих педагогов. Это и форма психологической разрядки, отдыха. В этом главное отличие клубной формы работы от всех других форм. Клуб есть клуб. Поэтому на заседаниях клуба звучит музыка, слышится смех.

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

Как будут оцениваться и обсуждаться:

  • результаты проекта

Каковы пути и средства расширения членов сообщества

Методические материалы

  • Буклеты
  • Альбомы
  • Конспекты занятий
  • Мультимедийные материалы
  • Технологические карты

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Социальные сервисыЦели использования
Электронные таблицы в Google www.gmail.com ..
Анкеты в Google www.gmail.com ..
Календарь в Google www.gmail.com ..
Совместная работа с документами в GoogleФормирование отчетов, размещение методических материалов
Вики..
Блоги..
Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru, в Блокноте Google www.gmail.com..
Видеосервисы в Ютьюб http://youtube.com, Социальная сага, видеоблог Размещение видеоматериалов
Фотосервисы в Фликр http://Flickr.com, Пикаса , Фотодия http://www.fotodia.ru ..