Проект Семья и школа: мост доверия

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск




Содержание

Название проекта

Семья и школа: мост доверия

Решаемая проблема

Несоответствие запросов и потребностей родителей на информирование предоставляемым услугам ввиду их недостаточной доступности и оперативности, ориентированности на определённую категорию родителей (возможность получить консультативную помощь только в анонимном режиме).

Почему эту проблему важно обсуждать и решать

В последнее время среди учащихся школы отмечается тревожная тенденция к нарастанию проявлений агрессии, эгоизма, пренебрежению интересами и ценностями общества, что обусловлено негативными социальными явлениями : кризисом семьи, утратой традиционных нравственных ценностей, увеличением психологических рисков окружающей среды.Отмечается низкая активность родителей в процессе сотрудничества со школой; недостаточная родительская компетентность в решении задач развития детей. В ситуации повышения нестабильности экономической и социальной обстановки в стране, обусловленными кризисными явлениями, проблема создания единой воспитательной среды (семья – образовательное учреждение) представляют особую значимость. В связи с этим возрастает роль сотрудничества семьи и школы как главных институтов социализации формирующейся личности с учётом реалий современной жизни. Ситуация развития общества на данном этапе свидетельствует об усилении тенденции общения, получения информации через Интернет. Поэтому применение дистанционных форм взаимодействия поможет с течением времени расширить контингент родителей, обратившихся за психологической помощью, сделает её более оперативной и доступной.

Целевая группа

Родители учащихся школы

Что участие в проекте даст его участникам

Школа: новый уровень сотрудничества с семьей как единомышленником, союзником и соучастником образовательного процесса, предоставление пространства для совместного взаимодействия.

Родители: возможность получения оперативной и анонимной психологической , информационной поддержки процесса воспитания детей; повышение родительской уверенности, возможность использования дополнительных образовательных ресурсов.

Идея проекта

Гармонизация родительских запросов и потребностей и оказываемых социально-психологических услуг путём создания сетевой консультационной линии.Консультационная линия будет открыта в рамках работы блога школьного психолога (социального педагога)и представлять из себя взаимодействие школьного специалиста и родителей по следующим направлениям: консультирование (по мере поступления вопросов) и просвещение (выбор темы определяется характером родительских запросов и по усмотрению специалиста).

Цель проекта

Цель: Создание дистанционной консультационной линии в образовательном учреждении как средства повышения доступности, оперативности оказываемых социально-психологических услуг.

Задачи:

  1. .Презентация премуществ использования дистанционного взаимодействия для родителей как средства повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития детей.
  2. .Разработка концепции внедрения сетевого взаимодействия (семья – школа) в условиях конкретного образовательного учреждения и её реализация при помощи открытия консультационной линии в блоге школьного психолога (социального педагога).
  3. .Создание условий для повышения удовлетворённости родителей качеством и вариативностью оказываемых социально-психологических услуг, включающих, в том числе,их корректировку, путём получения обратной связи от родителей (анкетирование, анализ отзывов)

Описание проекта

Данный проект направлен на активизацию сотрудничества семьи и школы через дистанционное взаимодействие в рамках психолого-педагогического сопровождения.Проект досточно легко может быть реализован в условиях любого образовательного учреждения (с некоторыми коррективами - и в дошкольном также) при наличии необходимых ресурсов. Создание консультативной линии в блоге школьного психолога (социального педагога) способствует тому, что социально-психологические услуги в оперативном режиме станут доступны более широкому контингенту родителей. В целом, это способствует укреплению отношений сотрудничества семьи и школы, как главной предпосылки успешного обучения и воспитания детей.

Этапы проекта

I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Задачи этапа:Теоретическая разработка проекта

1 фаза.Аналитическая.

Содержание деятельности:Анализ проблемы. Анализ целей,определение стратегии проекта. Анализ ресурсов, необходимых для достижения целей.

2 фаза.Фаза планирования.

Содержание деятельности:Определение составных частей проекта, формулировка целей с точки зрения возможностей их измерения. Определение факторов риска. Определение критериев результативности проекта. Установление последовательности мероприятий, распределение обязанностей в команде.

Предполагаемые результаты деятельности I этапа: Сформирована концепция проекта "Семья и школа: мост доверия".


II этап. ПРАКТИЧЕСКИЙ.

1 фаза.Организационная.

Задачи 1 фазы:Презентация проекта.Формирование положительной мотивации на сотрудничество у участников проекта.Выявление ожиданий родителей по поводу дистанционного консультирования.

Содержание деятельности:Информирование участников по поводу концепции и плана реализации проекта.Анкетирования родителей. Проведение Интернет-конференции.

Предполагаемые результаты деятельности:Положительная мотивация участников проекта на совместную деятельность; организационная готовность к деятельности

2 фаза.Основная.

Задачи 2 фазы:Создание благоприятных условий для формирования сетевого взаимодействия семьи и школы

Содержание деятельности:Создание консультационной линии и работа на ней.

Предполагаемые результаты деятельности:Формирование общественного мнения о преимуществах сетевого взаимодействия семьи и школы. Активное участие родителей в реализации проекта. Повышение мотивации педагогов к участию в сетевом взаимодействии с родителями. Обогащение личного и профессионального опыта участников значимым содержанием.Положительные отзывы родителей о данном направлении работы.

III этап. РЕФЛЕКСИВНЫЙ.

Задачи этапа:Анализ результативности работы по проекту -на целевом уровне (степень достижения поставленных целей и задач); -на ресурсном уровне (нормативно-правовое, методическое, материальное обеспечение); -на деятельностном уровне (динамика и результативность взаимодействия участников проекта).

Содержание деятельности: Обсуждение результатов работы.Анализ отзывов родителей, результатов статистики (количество зарегистрированных пользователей, количество контактов).Обсуждение перспектив использования проекта и его корректировки

Предполагаемые результаты деятельности : обобщение опыта работы по проекту.

Ожидаемые результаты проекта

  1. Организован сетевой тип взаимоотношений семьи и школы: консультационная линия в блоге.
  2. Повышение удовлетворённости родителей качеством и вариативностью оказываемых социально-психологических услуг.
  3. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.

Как будут результаты оцениваться и обсуждаться

Критерии эффективности проекта:

  1. Увеличение числа зарегистрированных пользователей (родителей), использующих сетевое взаимодействие на консультационной линии.
  2. Увеличение посещаемости системы со стороны родителей и представителей общественности.
  3. Преобладание позитивных отзывов от родителей по поводу проекта в комментариях, личных контактах, родительских собраниях.
  4. Увеличение числа позитивных высказываний родителей о проекте по результатам анкетирования.
  5. Преобладание позитивных отзывов о проекте со стороны педагогов и администрации.

Механизмы оценки:

  • Анализ данных регистрации в системе, анализ данных посещаемости системы
  • Анализ отзывов родителей, психологов, оставляемых в системе
  • Анкетирование родителей и педагогов

План реализации проекта

I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - 11-14 октября 2009 г.

II этап. ПРАКТИЧЕСКИЙ - октябрь - ноябрь 2009 г.

III этап. РЕФЛЕКСИВНЫЙ - ноябрь 2009 г.

Каким образом осуществляется привлечение участников к проекту

  • Проведение Интернет-конференции.
  • Проведение тематических обсуждений в блоге для родителей
  • Размещение информации о проекте на школьном сайте и в блоге для родителей с приглашением к участию
  • Проведение презентаций -обсуждений в школах в рамках родительских собраний

Какие риски есть у проекта и как их минимизировать

Риски проекта:

  1. Непродуманность, несоответсвие решения заявленной проблеме.
  2. Недостаточная компетентность родителей во взаимодействии с Интернет-технологиями, отсутствие доступа в Интернет.
  3. Низкая мотивация родителей к участию в проекте.
  4. Недостаточная информированность родителей о проекте.

Пути минимизации рисков проекта:

  1. Тщательный анализ ситуации реализации проекта, поиск оптимальных решений.
  2. Объяснение необходимого алгоритма работы на консультационной линии на родительских собраниях с использованием памяток для начинающих пользователей.
  3. Учёт актуальных потребностей родителей: определение наиболее значимых тем, декларация преимуществ такого вида работы (через классных руководителей, выступления на родительских собраниях,личные контакты с родителями).
  4. Информирование: объявления на стендах,на школьном сайте, в блоге школьного психолога (социального педагога), в СМИ,через участие в Интернет-конференции.

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

Представители школы (психолог, социальный педагог,уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса.)

  1. Необходимый уровень владения информационными технологиями( технологии создания интернет-пректов и отслеживания их эффективности, технологии анализа и обобщения данных и т.д) .
  2. Наличие высокого уровня мотивации работы по проекту, предполагающей использование для его реализации значительного количества времени, в том числе личного.
  3. Наличие профессионального опыта дистанционного консультирования (или активного намерения его приобрести)
  4. Высокий профессионализм (знания, умения, профессиональные качества:гибкость, такт, эмпаия, аналитические способности).

Родители:

  1. Необходимый уровень владения информационными технологиями (или активное намерение его приобрести).

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

Специалисты центра "Семья", КДН,ПДН

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Какие ресурсы нужны, чтобы реализовать проект

  • Наличие доступа в Интернет на рабочем месте у психолога, социального педагога.
  • Наличие доступа в Интернет у родителей учащихся.
  • Наличие высокого уровня мотивации у команды для работы по проекту, предполагающей использование для его реализации значительного количества времени, в том числе личного.
  • Интересные ресурсы (по содержанию проблемы)
  • Ресурсы сетевых сообществ по сходной проблематике

Команда проекта

  • .Свеженцева Аида Георгиевна, педагог-психолог, МОУ Кочковская средняя общеобразовательная школа, Новосибирская область
  • .Юнеева Надежда Викторовна, социальный педагог, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса,МОУ "СОШ № 22",Саратовская область, г. Балаково

Функционал каждого участника в проекте

  • .Разработка концепции.
  • .Участие в реализации.
  • .Рефлексия проекта

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Социальные сервисыЦели использования
Электронные таблицы в Google www.gmail.com .... Регистрация участников сетевого проекта
Анкеты в Google www.gmail.com ..анкетирование родителей
Календарь в Google www.gmail.com ..фиксация ключевых мероприятий проекта
Совместная работа с документами в Google..разработка содержательных схем, выстраивание структур взаимодействия
Вики..совместная работа с документами
Блоги..пространство для создания консультационной линии, рефлексия текущего состояния
Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru, в Блокноте Google www.gmail.com.... размещение ссылок на сайты для родителей с целью далнейшего их использования для продвижения проекта
Видеосервисы в Ютьюб http://youtube.com, Социальная сага, видеоблог ..
Фотосервисы в Фликр http://Flickr.com, Пикаса , Фотодия http://www.fotodia.ru ..фиксация ключевых мероприятий проекта