Психологическая зависимость подростков от компьютера и Интернет

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Подросток – это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: «Кто я?», «Зачем я?», «Для кого я?» и «Каков я?». Прибавим к этому «чувство взрослости», испытываемое всеми в возрасте 13-16 лет и эффект «раннего взрос-ления», о котором пишут статьи в различных научных и научно-популярных журналах. Подросток в современном мире пытается найти не только ответы на эти вопросы, но и реализовать практически их применение. Не всегда у них (взрослеющих детей) это полу-чается хорошо.


В поиске и осваивании своих возможностей, способностей у современного подро-стка есть множество вспомогательных источников и инструментов - общение с взрослыми и сверстниками, телевидение, печатные издания: газеты, журналы и книги (используемое, увы, в гораздо меньшей степени, чем все остальное). И, конечно же, современные инфор-мационные технологии: компьютер и интернет.


В цепочке «подросток – компьютер – интернет» возможно два варианта развития их взаимосвязи: «положительный» и «отрицательный». В первом случаи, подросток ра-зумно и рационально использует потенциал компьютера и Интернет-ресурсов. В этой си-туации ЭВМ и интернет не будут воздействовать на общее состояние здоровье личности и его отношение к нему, а также не приведут к негативным последствиям в психическом развитии личности подростка.


Во втором случаи при частом использовании компьютера и интернета возникают психологические проявления интернет-зависимости которая вырожается в большом коли-честве проблем поведения и контроля над влечениями. Так, например, доктор Кимберли С. Янг (Kimberley S. Young), выделяет следующие типы зависимости:

  • «пристрастие к виртуальным знакомствам» - избыточность знакомых и друзей в Сети;
  • «навязчивая потребность в Сети» - игра в онлайновые азартные игры, постоян-ные покупки или участия в аукционах;
  • «информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг)» - бесконечные пу-тешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
  • «компьютерная зависимость» - навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки – Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа Star Craft, квесты);


Кроме этих основных зависимостей, которые возможно приобрести, взаимодейст-вуя с интернетом можно выделить много других не менее важных зависимостей и такие как: зависимость от конкретного сайта и сообщества, или (аська, майл-агент), а среди подростков можно проследить стремление к посещению сайтов графоманства и т.д.


Признаки и симптомы различного рода психологической зависимости: от компьютера, сетеголизма и кибераддикции уже известны и разработаны, а нам специалистам образовательной среды (психологам, социальным педагогам и педагогам-предметникам), а так же родителям, в свою очередь, необходимо вовремя их рассмотреть у подростков, тем самым попытаться предупредить развитие психологической зависимости и предло-жить способы по ее устранению.


Таким образом, подросток во взаимодействии с интернетом находится в большой опасности, а со стороны взрослых должен быть всегда контроль.