Родительское собрание Воспитание? Начни с себя/Богданов ПЕ

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор

Павел Евграфович Богданов, учитель информатики Пушкиногорской средней школы Псковской области

Форма собрания

дистанционное классное родительское собрание на базе динамического Web-сайта 11-б класса.

Цели собрания:

1) активизировать с помощью информационно-коммуникационных технологий участие одиннадцатиклассников и их родителей в обсуждении и решении проблем жизнедеятельности классного коллектива;

2) содействовать повышению ответственности взрослых и детей за выполнение ими важнейших социальных ролей родителей и учащихся.


Участники

учащиеся 11-го класса и их родители, классный руководитель, психолог, учителя-предметники.


Подготовительная работа

I. На предшествующем собрании классный руководитель информирует родителей о теме, целях, сроках проведения дистанционного собрания, об их роли в его подготовке и проведении.

II. На этом же собрании школьный психолог предлагает родителям ответить на вопросы оп-росника «Родительское отношение к детям».

Опросник

Ответьте, пожалуйста, с помощью утверждений «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к своему ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает все дурное, как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в жизни ребенка.

22. К моему ребенку липнет все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок слишком быстро растет и взрослеет.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство, лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок неспособен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неспособным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ответы на перечисленные вопросы позволяют выявить такие аспекты родительского отношения к детям, как:

- принятие-отвержение (вопросы 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60);

- образ социальной желательности поведения родителя (вопросы 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36);

- «симбиоз» (вопросы 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58);

- «авторитарная гиперсоциализация» (вопросы 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59);

- «маленький неудачник» (вопросы 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61).


III. Ответы родителей на опросник анализируются психологом.

IV. На одном из классных часов классный руководитель проводит тестирование учащихся

Тест «Какой я?»

Выберите, пожалуйста, один из обозначенных буквами ответ на каждый вопрос теста.

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:

а) да;

б) иногда;

в) нет.

22. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

23. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:

а) всегда;

б) иногда;

в) редко.

24. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе с ними и нисколько не обижаюсь:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

25. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает меня;

б) нечто среднее;

в) не беспокоит меня совершенно.

26. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический характер;

б) затрудняюсь ответить;

в) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь.

27. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве;

б) трудно сказать;

в) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой.

28. У меня всегда хватает энергии, когда это необходимо:

а) да;

б) трудно сказать;

в) нет.

29. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим друзьям;

б) никому;

в) в своем дневнике.

30. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противополож-ные тем, в которые я твердо верю:

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

31. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неожиданно-стей, чем с другими людьми:

а) да;

б) трудно сказать;

в) нет.

32. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство лю-дей: а) верно;

б) затрудняюсь ответить;

в) неверно.

33. Я предпочел бы работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и быть среди них;

б) затрудняюсь ответить;

в) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.

34. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко;

б) иногда;

в) часто.

35. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне не-осуществимыми:

а) верно;

б) затрудняюсь ответить;

в) неверно.

36. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

17. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда не лишние;

б) трудно сказать, нужны они или нет;

в) не стоят этого.

18. Мне больше нравится работать с людьми изысканными, утонченными, чем откро-венными и прямолинейными:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

19. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного не удобно для меня:

а) да;

б) иногда;

в) нет.

20. Когда я ложусь спать, я засыпаю:

а) быстро;

б) по-разному;

в) с трудом.

21. Работая в магазине, я хотел бы:

а) оформлять витрины;

б) не знаю;

в) быть кассиром.

22. Я предпочитаю:

а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам;

б) затрудняюсь ответить;

в) советоваться с моими друзьями.

23. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:

а) верно;

б) иногда;

в) неверно.

24. Если люди обо мне плохо думают, то я не стараюсь их переубедить, а продолжаю по-ступать по-своему:

а) да;

б) трудно сказать;

в) нет.

25. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:

а) часто;

б) иногда;

в) редко.

26. Мне бывает скучно.

а) часто;

б) иногда;

в) редко.

27. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:

а) да;

б) трудно сказать;

в) вряд ли.

28. Я думаю, что было бы интереснее быть:

а) ботаником и работать с растениями;

б) не знаю;

в) страховым агентом.

29. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

а) заняться другим вопросом;

б) затрудняюсь ответить;

в) еще раз пытаться решить этот вопрос.

30. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:

а) да;

б) иногда;

в) нет.

Обработка и анализ результатов.

Подсчитывается количество баллов следующим образом:

- ответ «б» всегда оценивается в 1 балл;

- ответ «а» на вопросы с 1 по 7 и с 23 по 30 оценивается в ноль баллов, а на вопросы с 8 по 22 – в два балла;

- ответ «в» на вопросы с 1 по 7 и с 23 по 30 оценивается в два балла, а на вопросы с 8 по 22 – в ноль баллов.

В соответствии с данной шкалой оценки ответов выявляются исследуемые характеристики личности:

1. Замкнутость – общительность. Если сумма баллов при ответе на 1, 7, 9, 13, 19, 25 вопросы не превысила 8 баллов, то вы, скорее всего, не очень нуждаетесь в обществе других людей и по натуре неконтактны. Вполне возможно, что вы скептически относитесь к знакомым и довольно строго судите других. А это, известно, ограничивает круг близких людей, с которыми легко быть откровенным. Если же сумма баллов выше 8, то вы об-щительны и добродушны, открыты и сердечны. Вам свойственны естественность, не-принужденность в поведении, внимательность и мягкосердечие по отношению к людям. На это следует обратить внимание, выбирая специальность. Вам можно рекомендо-вать профессии типа человек — человек, требующие постоянного общения с людьми, коллективных действий.

2. Эмоциональная устойчивость - неустойчивость. Об этом свидетельствует сумма баллов, полученная при ответах на вопросы 2, 5, 8, 14, 20, 26. Если она меньше 7, вы, скорее всего, подвержены влиянию чувств и склонны к быстрой смене настроения. Высокие оценки свойственны людям выдержанным, спокойным, чей взгляд на вещи более реалистичен.

3. Практичность – непрактичность. Если сумма баллов на вопросы 3,6,15,18,21, 27 меньше 7 баллов, вы человек практичный и добросовестный, легко следуете общепринятым нормам, правилам поведения. Хотя, быть может, вам свойственна некоторая ограниченность, заземленность, излишняя внимательность к мелочам. При высоких оценках — у вас богатое воображение и, как следствие, высокий творческий потенциал. Старайтесь все же не витать в облаках. Это часто приводит к житейским неудачам.

4. Расчетливость – бесхитростность. Подсчитайте сумму ответов на вопросы 4, 10, 16, 22 и 28, 24. Если она превышает 5 баллов, вам свойственна расчетливость и вы достаточно проницательны, умеете разумно и без сантиментов оценивать события и окружающих людей. При низких оценках — вполне возможно, вам свойственны прямолиней-ность, естественность, непосредственность в поведении.

5. Самоконтроль – конфликтность. При сумме ответов меньше 7 на вопросы 11, 12, 17, 23, 29, 30 у вас не всегда хорошо обстоят дела с дисциплиной. Обычно таким людям, как вы, присуща внутренняя конфликтность. При суммах свыше 6 баллов вы, наверное, целеустремленный человек, хорошо контролируете свои эмоции и поведение, для вас не пред-ставляет особого труда придерживаться общепринятых правил.

V. Проводится инструктаж с родителями по вопросу регистрации на Web-сайте класса, каждый из них получает Ник для участия в Web-форуме и чат-общении.


Оформление, оборудование, инвентарь

а) Web-сайт класса;

б) домашний компьютер для каждого или группы участников дистанционного родительско-го собрания с возможностью выхода в Интернет;

в) Интернет-ресурсы.


Ход собрания

Дистанционное родительское собрание не должно ограничиваться рамками одного дня, а может проходить в течение двух-трех недель. За 15-20 дней до предполагаемой даты его окончания на Web-сайте класса публикуются:

- информация о теме, целях, сроках проведения и участниках собрания (главная стра-ничка сайта);

- афоризмы о воспитании (ссылка «Для родителей»);

- подборка статей по обсуждаемым проблемам (ссылка «Для родителей»);

- опросник «Родительское отношение к детям» и тест «Какой я?» (ссылка для родителей);

- перечень рекомендуемой для изучения литературы (ссылка «Для родителей»);

- правила участия в Web-форумах (http://eidos.ru/about/forum/index.htm).;

Классный руководитель организует Web-форум для родителей по теме: «Мой ребенок видит мой образ жизни и на его основе формирует свой». Форум включает несколько разделов, имеющих название и «сопровождающихся» мнением классного руководителя.


Web-форум для взрослых

Первый раздел

Название. Каким вы хотите видеть своего ребенка?

Мнение классного руководителя. Уверенным, самостоятельным, творческим, физически и духовно развитым человеком …(предлагаю дополнить). С кого же ему брать пример?

Второй раздел

Название. Задумывались ли вы о том, достойны ли вы своего ребенка?

Мнение классного руководителя. Ребенок «впитывает» образ жизни родителей, а папы и мамы очень часто решают лишь проблемы: как одеть, обуть, накормить, а потом отдохнуть от всего этого. Чего же мы тогда хотим от подрастающего поколения?

Третий раздел

Название. Почему мы должны задумываться о воспитании самих себя?

Мнение классного руководителя. Только при появлении своих детей, когда мы сталкива-емся с проблемами их воспитания и взросления, вновь становятся актуальными вопросы собственного интеллектуального, нравственного и физического развития. Наверное, наши дети – важнейший стимул для продолжения работы над самими собой, над собственным воспитанием. Но правильно ли это?

Четвертый раздел

Название. Как должны соотноситься свобода и ответственность?

Мнение классного руководителя. Конфликтов в общении становится меньше тогда, когда каждая сторона понимает, что ответственна в первую очередь перед собой и не предъявляет претензий к другой. Если в общение вступают два человека, готовые нести ответственность и не перекладывающие ответственность за себя на другого, то вероят-ность конфликта сводится к нулю. А если я общаюсь с человеком, который ответствен-ность за себя нести не хочет, то в данном случае конфликт неизбежен?


Web-форум для детей

Классный руководитель организует Web-форум и для детей по теме: «Мое отношение к прогулам».

Форум включает 3 раздела, имеющие название и «сопровождающиеся» мнением классного наставника.

Первый раздел

Название. Как относитесь к прогулам?

Мнение классного руководителя. По-разному. Многие ребята желают чему-то научиться и понимают, что на занятиях они могут получить знания, стать умнее, взрослее. Но есть и те, кто не стремится получать знания. По отношению к прогулам также по-разному реагируют одноклассники – от восхищения «смелостью» до полного неприятия таких поступков.

Второй раздел

Название. Что именно беспокоит?

Мнение классного руководителя. Одних учеников беспокоит угроза наказания, других – осознание себя неспособными, а третьих – возникновение у родителей, учителей и одно-классников чувства неприятия и непонимания их поведения и отношения к учебе.

Третий раздел

Название. Что делать?

Мнение классного руководителя. Извечный вопрос …

Классный наставник руководит обсуждением вопросов форумов, может вмешиваться в ход обсуждения, имеет право делать замечания участникам форума в случае нарушения сетевого этикета, вносить коррективы, если диалог выходит за рамки выбранного раздела. Со-вместно со школьным психологом классный руководитель анализирует мнения участников форумов.

Учащиеся и их родители имеют право пригласить для участия в форуме любого члена школьного коллектива. Участники могут предлагать темы для обсуждения.

В назначенный день на сайте в разделе «Для родителей» выставляются результаты тестирования, проведенные школьным психологом и классным руководителем. Затем школь-ный психолог и классный руководитель подводят итоги проведенных форумов и публикуют их результаты.

Подведение итогов дистанционного родительского собрания организуется в режиме on-line как чат-общение.

Принимается решение собрания:

1. Провести классное собрание «Ваши впечатления, ваши предложения» с приглашением родителей, школьного психолога для обсуждения хода и результатов дистанционного родительского собрания.

2. Продолжить общение и обсуждение актуальных вопросов в режиме Web-форума.

3. Внести коррективы в план воспитательной работы класса путем разработки и реализации идей, высказанных в процессе дистанционного общения.


Литература и Интернет-ресурсы

1. Будилов В.А. Основы программирования для Интернет / СПб., 2003.

2. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001.

4. Леонтьев Б.В. Web-дизайн: Тонкости, хитрости, секреты. М., 2001.

5. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. М., 2007.

6. http://www.lanserv1.kemsu.ru/obuch3.html

7. http://www.eidos.ru/courses

8. Подборка статей, полученных по рассылке: rassylka@mail.ru