Родительское собрание Ох, уж, эти детки!

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор

Участник: Terehova Marianna, учитель истории средней школы № 7 г. Острова Псковской области

Цели собрания:

1)обратить внимание родителей на недисциплинированное поведение детей на уроках и пе-ременах, его негативных последствия;

2)разработать совместно с родителями стратегию и тактику взаимодействия в решении данной проблемы.


Участники:

родители учащихся 8-го класса, классный руководитель, психолог.


Подготовительная работа.

I.Проведение классным руководителем диагностического изучения учащихся, их интере-сов, познавательных потребностей, отношений друг к другу (Используются возможности он-лайн анкетёра Гугл).

II.Оформление учениками «Сундучка достижений» - портфолио класса, в котором есть личная страничка каждого восьмиклассника.

III.Подготовка учителем мультимедийной презентации.

IV.Составление учителем совместно с психологом памятки для родителей.

V.Изготовление и вручение приглашений на родительское собрание с указанием обсуждае-мой проблемы.

Оформление, оборудование, инвентарь:

а)расставленные в классном кабинете столы и стулья для работы трех групп родителей;

б)мультимедийный проектор, подготовленная компьютерная презентация;

в)магниты, магнитная доска;

г)6 листов бумаги формата А3, маркеры трех цветов, таблички и маленькие бумажные по-лоски с надписями: родители, ученики, учителя;

д)зонтик;

е)фисташки (по количеству родителей);

ж)корзинка.


Ход собрания

Ох, уж, эти детки!

Актуализация проблемы

Звучит музыка. Родители, входя в класс, вытаскивают из корзинки полоски бумаги с названием игровых групп («Родители», «Ученики», «Учителя») и садятся за столы, подготовленные для той или иной группы и обозначенные соответствующей табличкой.

Классный руководитель в своем вступительном слове приветствует родителей и предлагает выполнить упражнение «Я хочу подарить Вам зонтик…» (проводится с целью создания благоприятной эмоционально-психологической атмосферы, пробуждения интереса родителей к совместной работе, стимулирования их желания занять активную позицию при обсуж-дении проблемы, включенной в повестку собрания). Учитель со словами: «Я хочу подарить Вам зонтик, потому что очень рада, что Вы пришли сегодня на нашу встречу» передает зонтик одному из родителей и просит его «подарить зонтик» другому участнику собрания, сказав при этом что-нибудь приятное. Таким образом упражнение выполняют все участвующие в родительском собрании. Родители разбиваются на пары. Каждая пара получает по две фисташки в скорлупе и обсуждает в форме диалога называемые педагогом вопросы:

1.Какие фисташки на ощупь?

А КАКИЕ ЛЮДИ НА ОЩУПЬ?

2.У фисташек одинаковые размер и форма?

А У ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВЫЕ РАЗМЕР И ФОРМА?

3.Фисташки одного цвета?

А ЛЮДИ ОДНОГО ЦВЕТА?

4.Есть ли на фисташках трещины или они чуть-чуть расколоты?

А ЛЮДИ МОГУТ ЛОМАТЬСЯ И ТРЕСКАТЬСЯ?

5.Снимите скорлупу. Какие фисташки внутри?

А ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ?

6.Съешьте фисташки. Какие они на вкус – хорошие или плохие?

А МОЖНО ЛИ РАЗДЕЛИТЬ ЛЮДЕЙ НА ХОРОШИХ И ПЛОХИХ?

В результате обсуждения перечисленных вопросов участники делают следующие выводы:

  • все люди разные;
  • они отличаются как внутренне, так и внешне;
  • наши дети тоже разные, но желательно, чтобы при их непохожести друг на друга они соблюдали единые для всех правила для учащихся, что, к сожалению, не удается пока сделать.

Представление результатов диагностики

Классный руководитель, используя подготовленную электронную презентацию, информирует родителей о результатах диагностического изучения учащихся и сложившихся отношений в классном коллективе. Педагог обращает внимание на то, что созданный профильный восьмой класс состоит из учащихся, которые ранее учились не только в разных классных коллективах, но и в разных школах. Поэтому злободневными являются проблемы адаптации учащихся, соблюдения ими правил школьной жизни.


Психолог предлагает участникам собрания выполнить несколько заданий:

1.«Что мне нравится в моем ребенке, так это …». В течение двух минут родителям необ-ходимо письменно перечислить положительные качества, имеющиеся у своего ребенка либо воспринимаемые таковыми. Затем написанное зачитывается. Участники собрания делятся своими переживаниями, чувствами.

2.«Что меня огорчает в моем ребенке, так это …». Задание выполняется аналогично предыдущему.

3.«Нельзя». Одному из родителей необходимо в течение нескольких минут исполнить роль ребенка. Он садится в центре классного кабинета на стул. Ведущий (психолог), рассказывая об этапах развития детей и их познавательных потребностей поочередно связывает шарфом руки сидящего на стуле («нельзя трогать»), его ноги («нельзя ходить»), далее закрывает его уши («не слушай, это не для твоих ушей»), глаза («не смотри, это тебе нельзя смотреть»), и, наконец, завязывает рот («помолчи»). Психолог просит «обвязанного» рас-сказать о чувствах, которые он испытал при исполнении своей роли. Свою точку зрения о запретах высказывают другие родители.

Ролевая игра

Выполненные задания помогают подготовиться родителям к участию в ролевой игре. Каждая из трех групп, образованных еще в начале собрания, получает следующие задания:

I.Группа «Родители».

Ваша задача в соответствии с позицией родителей внести предложе-ния об улучшении дисциплины в классе. Что вы, как родители, можете сделать для реше-ния этой злободневной проблемы? В течение 15 минут запишите, пожалуйста, все идеи, которые придут вам в голову, даже самые фантастичные.

II.Группа «Ученики».

Цель вашей совместной работы – предложить с позиции детей то, что поможет улучшить дисциплину в классе, что для решения этой проблемы должны сде-лать сами учащиеся. В течение отведенного пятнадцатиминутного промежутка времени запишите все идеи, которые у вас появятся, даже нереальные на первый взгляд.

III.Группа «Учителя».

Вам необходимо в соответствии с полученной ролью назвать формы и способы улучшения дисциплины учащихся на уроках и переменах. Что вы, как учителя, можете сделать для решения этой проблемы. Запишите в течение 15 минут все идеи.

После выполнения заданий представители групп зачитывают свои предложения. Листы бумаги, на которых записи сделаны маркером определенного цвета, передаются от одной группы к другой. В них могут быть внесены дополнения, которые записываются маркером другого цвета. Так продолжается до тех пор, пока в группу не возвратится тот лист, который заполнялся ее членами на начальном этапе игры. Все листы вывешиваются на классную доску.

Классный руководитель благодарит родителей за активность и предлагает рассматривать сформулированные игровыми группами советы по улучшению дисциплины как решение со-стоявшегося родительского собрания. Каждый родитель получает памятку.

Памятка родителю

Подростковый возраст – это пик активности, прежде всего физической, время бурной перестройки организма, который «диктует» специфические парадоксы подростковой психики:

- подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, но при этом не зная, что с ней делать; хочет выразить себя, но не знает как;

- подросток стремится иметь свое лицо, выделиться из «толпы», но делает это при полной слитности со своим окружением, стараясь быть как все в компании, в классе, во дворе и т.д.;

- интересно сразу все и ничего;

- хочется всего сразу, и, если позже, то тогда зачем все это;

- при всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в самом себе.

Помня об этих парадоксах, родителю во взаимодействии с подростком целесообразно соблюдать следующие правила:

1.Правила, огорчения, запреты, требования обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

2.Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспита-ния в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

3.Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками.

4.Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

5.Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяс-нительным, а не повелительным.

6.Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Завершается собрание рефлексией. Каждый его участник, выражая свое отношение к произошедшему на собрании, приклеивает к доске или на лист бумаги стик одного из трех цветов, обозначающих следующее:

- розовый – понравилось, такая форма работы интересна и продуктивна;

- желтый – в основном было интересно, но испытывал какой-то дискомфорт;

- зеленый – пустая трата времени, чувствовал себя некомфортно.

Литература

1.Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Про-ект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях». М., 2005.

2.Далинова П.С., Поверинова Н.А. Программа «Школа родительской любви» // Классный руководитель. 2004. № 7.

3.Дереклеева Н.И. Родительские собрания 5-11 классы. М., 2004.

4.Педагогический контроль в процессе воспитания. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2006.

5.Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Новые формы работы с родителями. М., 2005.