Свод задач социального педагога. Киселева Наталия

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Свод задач социального педагога



Задачи программы- профилактики правонарушений среди несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений округа: - усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему; - повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в образовательных учреждениях через их взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних при районных управах, с ОППН; - активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка; - привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в учебных заведениях; - повышение самосознания учащихся через разнообразные формы; - развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска" в каникулярное время; - обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних. Организационные мероприятия: - планирование и корректирование работы но профилактике правонарушений совместно с инспекторами ОППН; проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям: систематическая работа со списком и картотекой "трудных" учащихся; участие в проведении операции "Подросток", в проведении "Дней права" совместно с ОППН; использование возможностей ГПД, дополнительного образования, социума в работе с детьми; своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся.

Работа с учащимися:

- создание консультационных пунктов по оказанию учащимся и их родителям информационно-правовой помощи; - изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав всеми в школе; - охват организованным отдыхом и трудом подростков "группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение всего года; организация медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ; - организация занятий для детей и подростков по саморегуляции, по развитию способности правильно выражать эмоции, по овладеванию способами разрешения конфликтов; - организация медико-социально-психолого-педагогической службы по работе с детьми, подростками, родителями и педагогами; - активизация работы прикладных, технических, спортивных туристических кружков; создание молодежных клубов неформального общения; - проведение вечерних дискотек, клубов выходного дня, экскурсий и путешествий в выходные дни.

Работа с семьей:

- выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей; неблагополучных семей. Работа с ними; - организация консультаций специалистов-психологов, педагогов, медиков для родителей: - организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения. Правовой всеобуч учащихся: - проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся; - разъяснение учащимся отьетственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма, о неподобающем поведении вблизи железных дорог; - проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву; - изучение государственных и международных документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка.

правовое и политическое воспитание

ПРАВОВОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Правовое и политическое воспитание призваны стать содержанием организационной сферы жизнедеятельности учащейся молодежи. Школа и другие типы учебных заведений могут и должны стать первым опытом участия молодежи в общественной жизни, целенаправленно включать своих воспитанников в систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном благополучии, но и о процветании своего Отечества. Найти гармонию между уникальностью собственного "Я" и универсальностью общественных требований личность сможет лишь в том случае, если с детских лет ребенок осознает важность таких отношений, как отношения взаимной требовательности, деловой зависимости, самодисциплины, руководства, подчинения. Гражданская направленность всего учебно - воспитательного процесса - это и цель, и средство правового и политического воспитания учащейся молодежи, призванных формировать у личности активную жизненную позицию.

ЦЕЛЬ: приобщить учащуюся молодежь к правовой и политической культуре, целенаправленно ориентируя личность на усвоение всех 4-х её составляющих - знаний, умений, опыта творческой деятельности, а также опыта эмоционально - ценностного отношения.

ЗАДАЧИ: сформировать у учащихся знания и дать им систему представления о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического сознания личности; научить учеников приема безопасного и ответственного поведения, сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности, научить школьников анализировать политическую информацию; сформировать эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны, сформировать толетарность и эмпатию.

СРЕДСТВА И ФОРМЫ правового и политического воспитания школьников, основные приоритетные направления деятельности: Изменение управленческой парадигмы в отношении сотрудничества учителя с учащимися; преодоление авторитарных методов в педагогическом взаимодействии с учеником; технология педагогики ненасилия; создание в образовательном учреждении атмосферы, способствующей свободной дискусси; формирование гражданской позиции педагога; формирование высокой коммуникативной культуры, предполагающей вовлеченность как в систему жизненных отношений (социальная деятельность), так и участие в моделировании образовательного процесса. Выстраивание школьной жизни на основе идеи "Школа - демократическое общество в миниатюре" по следующим направлениям: расширение участия членов школьного коллектива, а также представителей общественности в управлении школой; расширение свободы выбора в учебном процессе; осуществление законотворческой деятельности педагогов и учащихся как основа создания правового пространства школы; создание органов самоуправления школьным коллективом; становление и распространение опыта правового поведения.


ПРИОРИТЕТНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Игровые ситуации с элементами правовых знаний, знакомство с деятельностью судебных и правоохранительных органов, факультативы "Правоведение", "Закон и ты", Закон и право". Школы и лектории правовых знаний, философские часы, беседы, диспуты, дискуссии, конференции, вечера вопросов и ответов, правовые лабиринты на темы: "Общество и дети", " Что значит быть гражданином", "Право в нашей жизни", "Подросток и закон". Встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов. Сюжетно-ролевые игры, разбор проблемных ситуаций, клубные встречи "Тема", уроки правовые видеосалоны. Тематические выставки литературы, выпуск информационных бюллетеней "Право. Закон. Мораль", "Уроки жизни". Работа клубов и отрядов "Юные друзья милиции", "Юные инспектора движения". Встречи с ветеранами, беседы, классные часы: "Положение детей в мире", "Детские международные организации и движения". Конкурсы, викторины: "Планета людей", "Страны и континенты", "Кого можно считать миролюбивым человеком?". Круглые столы: "Я и мир", "Я в мире не один", "Что такое народная дипломатия", "Возможен ли вечный мир", "Диалог с веком". Конкурсы рисунков, фотографий: "Моя планета", "Мир нашему дому". Акции "Мир, в котором мы живём, делаем лучше" (забота о школе, доме, где живём, улице и т.д.) Критерии сформированности: наличие у учащихся правовой и политической информированности, нравственно - правового (ответственного, безопасного поведения), потребности в участии в общественной жизни, как школы, так и микросоциума, проявления позиции гражданина своего Отечества, а также чувства гражданственности.


ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Одним из необходимых компонентов профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений является формирование правовой культуры подростков. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики как знание своих прав и обязанностей, последствий в случае правонарушений, чувство собственного достоинства и уважения окружающих, миролюбие, терпимость.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: поиск таких форм и методов воспитательной работы, которые способствовали бы воспитанию законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: разъяснение учащимся основных положений законодательных актов РФ развитие способностей к адекватной самооценке; самоуважение, самовоспитание формирование личностного иммунитета к воздействию неблагоприятных факторов формирование опыта конструктивной социально значимой деятельности. Правовое просвещение начинается с раннего возраста: игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов социальной защиты; игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе. С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов. Детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропаганды юридических знаний- все это действительные формы повышения правовой культуры детей. Наталия Киселева страница консультанта