Система непрерывного консультирования родителей в сетевых социально-педагогических сообществах

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Технология консультирования

Консультирование как специальная технология, ориентировано на актуализацию проблемного поля целевой аудитории в целом и отдельного участника сообщества в частности, на поиск «точек роста» и ресурсов, обеспечивающих личностно-профессиональный рост.

На первых этапах реализации проекта был проведен анализ потребностей в развитии сетевых сообществ родителей, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей и педагогов дополнительного образования.

На основе полученных данных были определены:

  • организационные основы формирования и развития сетевого сообщества,
  • виды консультирования,
  • принципы построения сетевого сообщества.


Для отработки схемы взаимодействия основных групп участников сообщества «СоцОбраз» на установочном семинаре 6-8 февраля 2009 года были проведены:

  • оргдеятельностная игра «Проблемные темы эффективного функционирования сетевых педагогических сообществ - педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей и педагогов дополнительного образования»;
  • деловая игра по моделированию деятельности модераторов сообщества «СоцОбраз».

Организационные основы непрерывного консультирования родителей в сетевых социально-педагогических сообществ

  • Сформирована команда организаторов. В сообществе СоцОбраз выделяются четыре ключевых роли, обеспечивающих процесс непрерывного консультирования:
    • сетевые консультанты,
    • комьюнити-менеджеры,
    • педагоги-«активаторы»,
    • модераторы.
  • Системно развивается и информационно наполняется среда для функционирования и дальнейшего развития сетевого сообщества. Идет накопление аналитических и методических материалов, апробируются формы и методы сетевой деятельности, проводится отработка способов и технологий владения медиа и симуляционными виртуальными средами.
  • Определены мотивирующие факторы, способствующие привлечению в социально-педагогическое сообщество участников педагогического процесса (выявление потребностей педагогов целевых групп и диагностирования «проблемного поля» для понимания основ выстраивания непрерывного консультирования в сетевом социально-педагогическом сообществе, аналитическое исследование «родительских» сетей).
  • Созданы условия для инициирования саморазвития сообщества, которое объединяют: региональные и педагогов целевых групп по направлениям профессиональной деятельности. Для этого каждый месяц проводится обучение педагогов целевых групп на дистанционных тренингах по вариативным модулям для развития умения работать в социальных сервисах. В сообществе СоцОбраз самоорганизуются сетевые мероприятия, включающие освоение сервисов и форм их применения, приобретение разнообразного неявного ситуативного опыта и знаний, распределенных в сообществе, содизайн учебного опыта, персонализованного для индивидуальных надобностей и предпочтений.
  • Развиваются сетевые команды региональных координаторов и педагогов целевых групп, способных мультиплицировать деятельность сетевого сообщества, ориентированного на работу с родителями и коллегами. Каждая команда состоит из 5 обученных региональных консультантов и школьных групп: педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Региональные консультанты активно взаимодействуют с федеральными консультантами и переносят опыт взаимодействия на региональный уровень.

Региональные консультанты направляют действия школьных команд, организуют на региональном уровне обучение педагогов целевых групп, направленное на обеспечение содержательных, технологических и технических условий для организации консультирования родителей школьников.

Общая схема команды сетевого сообщества, ориентированного на консультирование родителей

Изображение:Cxema2.jpg

Формирование школьной команды и взаимодействие с региональной командой и федеральными консультантами

Для того чтобы выстроить сетевое взаимодействие с родителями в образовательном учреждении, необходима команда педагогов и консультантов данной школы, которая бы владела сетевыми инструментами и приемами организации разных видов сетевой активности:

  • формирование команды;
  • обучение деятельности в социальных сетях (инструментальные навыки);
  • построение и наполнение школьного сетевого пространства с учетом разнообразных видов взаимодействия в Интернет;
  • знакомство родителей и школьников с созданными сетевыми ресурсами и реализация совместного сетевого взаимодействия;
  • привлечение внешних сетевых консультантов, экспертов и методистов для более полного удовлетворения потребностей родителей в качественном образовании и воспитании своих детей, а педагогов в личностном и профессиональном развитии.


Подготовка и сопровождение таких команд осуществляется в рамках деятельности сообщества СоцОбраз, ориентированного на работу с педагогами и родителями через:

  • дистанционные тренинги и мастер-классы;
  • Интернет-конференции, скайп-чаты и блоги;
  • представление разных форм и инструментов сетевого взаимодействия (в рамках представленной схемы);
  • реализацию потенциала сетевых консультантов, педагогов-«активаторов».


Объединение членов школьных команд в целевые группы сетевого сообщества «СоцОбраз» и работа с сетевыми консультантами сообщества позволяют:

  • выявить и обсудить общие проблемы;
  • высветить приемы и формы успешных практик;
  • сформулировать потребности с целью их удовлетворения через контентное наполнение информационного пространства сообщества;
  • сформулировать запросы и предложения на уровне высшего педагогического образования, социальных институтов, общественных объединений и муниципальных и государственных органов.


Сетевые консультанты играют ведущую роль как в школьных командах, так и в сетевых сообществах «СоцОбраз», т.к развивают проблемное поле как всего сообщества, так и школьных команд, являются экспертами по выявлению потребностей и запросов (родителей, учащихся и педагогов), а также принимают активное участие в построении стратегии развития сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Виды консультирования в сообществе «СоцОбраз»

Проблемно-ориентированное. Акцент делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы: формирование и укрепление способности родителей к адекватным действиям в ситуации, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Приемы, используемые в рамках этого направления, взяты из поведенческой терапии.


Личностно-ориентированное. Нацелено на анализ индивидуальных, личностных причин проблемы, на процесс складывания деструктивных личностных стереотипов и на предотвращение подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Спектр приемов, используемых в рамках этого направления, очень широк.


Решение-ориентированное. Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов родителей для решения проблемы.


Разрабатывая модель сетевого консультирования в социальной сети, мы полагаем, что социальная сеть как интегрированная информационная среда обладает большим образовательным потенциалом, дидактические свойства и функции могут быть выделены педагогами, образовательными учреждениями, родителями. Важно актуализировать потенциал среды в специальной деятельности. В сети «есть все», но этот необъятный объем и составляет главную проблему сети с точки зрения ее потенциала.

Решение задач консультирования потребовало создания:


В результате создается информационно насыщенная среда для самореализации, самоактуализации человеческой личности в значимых для нее областях.

Выбор сфер взаимодействия для реализации целей проекта

  • Викисфера – в процессе дистанционного обучения педагогами целевых групп, из которых выбираются сетевые консультанты для работы

в рамках проекта, обучаемыми была освоена среда коллективного гипертекста - http://socobraz.ru .

  • Блогосфера – созданы блоги консультантов и размещены материалы по проблемам целевых групп, организовано обсуждение участниками обучения.
  • Сфера Google – создаются совместные документы (тексты, презентации, электронные таблицы), опросы, анкеты и обработка результатов средствами инструментов Гугл-докс.
  • Тегосфера - внутри которой освоены возможности публикации видео-материалов на сервисах Ютьюб (наиболее продвинутыми участниками), публикации и обсуждения фотографий с помощью фотоменеджеров Фликр, Пикаса (наиболее продвинутыми участниками).
  • Линкосфера, внутри которой люди устанавливают связи друг с другом и строят социальные сети.

Принципы построения сообщества в информационно насыщенной среде, нацеленного на консультирование родителей в сети

  • учет потребностей целевой аудитории сообщества (педагоги целевых групп и родители);
  • определение идей сообщества
  • выделение\приглашение лидеров мнений (консультантов, ведущих дискуссий)
  • продумывание стимулов для общения аудитории
  • предложение примеров
  • предложение примеров тем, которые вызовут дискуссии
  • выявление форм поддержания взаимодействия и дискуссии и направление их в нужное русло

Учет потребностей целевой аудитории сообщества (педагоги целевых групп и родители)

В ходе встреч, семинаров, опросов были выявлены основные потребности целевой аудитории от деятельности сообщества «СоцОбраз».

Педагоги целевых групп:

  • Потребность развития навыков профессионального сетевого консультанта.
  • Освоение диагностического инструментария и построение различных моделей взаимодействия с родительским сообществом.
  • Информационное обновление о нормативной базе.
  • Обмен опытом решения нестандартных задач.
  • Потребность в среде анонимного общения.
  • Навык сопровождения выбора профиля обучения, профориентации.
  • Вовлечение детей во внеурочную деятельность, с учетом индивидуальных интересов.
  • Поиск путей решения конфликтов между субъектами образовательного процесса (дети, родители, учителя) и др.
  • и т.д.


Родители школьников:

  • Информирование о деятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
  • Знакомство с нормативной базой.
  • Получение рекомендаций о стиле поведения в проблемных ситуациях.
  • Информирование о молодежных течениях, клубах, проектах, доп. образовании, летнем отдыхе и пр.
  • Сближение позиций родителей и детей в совместной деятельности.
  • и т.д.


Определение идей сообщества

Развитие и постоянная поддержка профессиональных сетевых социально-педагогических сообществ на основе социальных сервисов может способствовать созданию условий самореализации педагогов, их профессионального роста, систематической деятельности в Сети и обмену эффективными педагогическими практиками. Благодаря социальным сервисам нового поколения, которые обладают большей доступностью, простотой размещения материалов в любых форматах, открытостью и возможностью расширения форм совместной деятельности можно удовлетворить потребности в сетевом взаимодействии педагогов целевых групп проекта и родителей школьников.


Выделение\приглашение лидеров мнений

В сообществе СоцОбраз выделяются четыре ключевых роли, обеспечивающие процесс непрерывного консультирования родителей:

  • Сетевой консультант
  • Комьюнити-менеджер
  • Педагог-«активатор»
  • Модератор

Сетевой консультант

"Участник проекта, профессионал, оказывающий консультационную дистанционную поддержку членам сообщества - социальным педагогам, психологам, родителям. Консультант наполняет Wiki-среду нормативными документами, методическими материалами, тестами, ссылками на тематические сайты, ведет тематический блог, где проводит консультации по проблемам целевой аудитории. Взаимодействует с родителями школьников по вопросам воспитания и обучения и коллегами по профессиональным вопросам" (Из материалов, разработанных к проекту сообщества "СоцОбраз")


Федеральные сетевые консультанты объединяют вокруг себя профессиональные группы. В сетевом социально-педагогическом сообществе командой федерально-региональных сетевых консультантов из числа педагогических работников (не обязательно школьных, возможно, представителей педагогических университетов, методисты ИПКРО) создается виртуальное пространство, внутри которого происходит деятельность, направленная на поддержание и взаимодействие со школьными командами для взаимоинтересного обмена информацией и ресурсами с коллегами и родителями школьников.


Школьные команды поддерживаются, обучаются, консультируются, привлекают ресурсы, созданные командой федерально-регинальных консультантов с привлечением педагогов целевых групп и родителей.


Сетевой консультант должен быть яркой, харизматичной личностью, способный собирать вокруг себя профессионалов-единомышлеников. Он должен уметь подстроиться под запросы аудитории, быть готовым к принятию идей (от «активаторов» и других участников сообщества).

Проводит анализ контента, на основе которого формирует рекомендации о привлечении спектра специалистов сообщества для решения конкретных проблем.

Консультант создает ситуации диалога, обращения к себе, генерирует, поддерживает темы. Среда для деятельности консультанта: личные блоги, форумы, мастер-классы, педагогические мастерские. Причем мастер-классы и мастерские направлены на повышение квалификации целевой педагогической аудитории, способной впоследствии переносить полученные знания для организации школьных консультационных линий.

Комьюнити-менеджер

"Классический комьюнити-менеджер занимается сопровождением сообществ. Его задача в создании комфортных условий для участников сообщества. Создает каркас сообщества - правила, процессы, ритмы. Он способствует реализации участников, создавая уникальную, особую атмосферу, которая не просто организует людей, а вдохновляет и делает их счастливее от того, что они принадлежат этой группе" (из статьи А. Волкова "Чтобы людям было хорошо внутри сообщества")


Комьюнити-менеджер отслеживает новую информацию, события в сообществе, высвечивает наиболее яркие, размещает ссылки на материалы, обсуждаемые в сообществе, поддерживает инициативы, соединяет контактами людей, занимающихся близкими проблемами. Продумывает стимулирование и мотивацию участников. Это создается через внимание к каждому, освещение плана событий, формирование списка часто задаваемых вопросов, вывод вперед наиболее ярких людей, предложения тем к обсуждению на основе анализа интересов и запросов участников сообщества. Помогает людям строить авторитет, известность и за счёт этого делает сообщество ярче. Показывает образец выполнения правил сообщества.


Педагог-«активатор»

"Педагог, активный сторонник использования информационных технологий, лидер данного направления инновационных изменений". (Из материалов, представленных на конференции Ассоциации RELARN Л.Н.Захаровой, Л.Н.Шиловой, Б.Б.Ярмаховым, Нижний Новгород)


Активаторы инициируют проекты, новые направления деятельности сообщества.


Модератор

Руководитель дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего Internet-форума, электронного листа рассылки. «В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной». Петров А. В., Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации, СПб, «Речь», 2005 г., с. 9


Модерация нужна для поддержания порядка в самом широком смысле. Это означает как упорядочивание содержащейся в сообществе информации, так и контроль обсуждений и поддерживание адекватного стиля общения. Какие бы уважаемые и умные люди не общались — ситуации, требующие вмешательства модератора, возникают почти неминуемо, особенно при открытом доступе к ресурсу.


Продумывание стимулов для общения аудитории

Для стимулирования общения аудитории используются различные техники и приемы:

  • Дискуссии на актуальные темы (блоги, скайп-конференции и т.д.)
  • Мастер-классы
  • Педагогические мастерские
  • Конкурсы
  • Акции
  • Рейтинг лучших материалов
  • Сертифицирование участников и т.д.


Предложение примеров

Анализируя сообщества, нацеленные на взаимодействие с родителями, мы сделали вывод, что потенциальные участники охотнее оставляют вопросы или сообщения в тех блогах и форумах, где до них уже был размещен некоторый материал по теме. Поэтому консультационные линии начинаются размещением материалов (вопросы-ответы) из реального опыта педагогов целевых групп. Этот прием позволяет ориентироваться родителям, коллегам, школьникам в рассматриваемых темах, проблемах, убедиться в квалификации специалистов и т.д.


Предложение примеров тем, которые вызовут дискуссии

Рассмотрим один из вариантов. В задачу психологов, социальных педагогов, классных руководителей входит комплексное сопровождение профильного обучения старшеклассника.


Важно помочь выпускнику основной или средней школы определиться с выбором дальнейшего обучения, профессии. Родители и дети не всегда могут самостоятельно решить данную проблему, т.к. они не всегда знакомы с образовательной структурой, а также важна помощь учащимся в исследовании их интересов и склонностей. Для решения этой проблемы в сообществе совместно с педагогами целевой группы проекта, родителями и школьниками возможна реализация проекта «Психолого-педагогическое сопровождение выбора профиля обучения».


В качестве примера школьными командами при поддержке сообщества заранее размещаются примеры выполненных тестов, их интерпретация, часто задаваемые вопросы и ответы на них и т.д.


Участниками сообщества на обучении по вариативной части разрабатывается к внедрению проект по данной теме. Проект Психолого - педагогическое сопровождение выбора профиля обучения


Выявление форм поддержания взаимодействия и дискуссии и направление их в нужное русло

Информирование родителей через Интернет

Использование школьного сайта, на котором размещена информация о ходе образовательного процесса в школе и о нормативном, кадровом, материальном его обеспечении. Создание специальной рассылки, которая помогает родителям быть в курсе важных событий, акций и мероприятий, которые происходят в городе или в ОУ (принципы эффективного информирования родителей посредством электронной почты: актуальность, конкретность, позитивность, регулярность). На сайте так же размещается информация о социально-педагогических сообществах данного проекта.

Просвещение родителей через Интернет

Размещение на сайте школы интересующих родителей материалов по проблемам образования и воспитания, разработанных как внешними специалистами, так и педагогами ОУ. Здесь же могут быть размещены (или сделаны ссылки на них) материалы юридического характера и федеральные нормативные образовательные документы.

С этой целью уже создана страница сообщества родителей Сообщество родителей

Разработаны проекты:

Родители в итоге смогут:

  1. получить исчерпывающую информацию о психологах, психологических центрах, учреждениях дополнительного образования и т.п. своего региона, муниципалитета;
  2. получить консультацию в дистанционном режиме;
  3. связаться со специалистом с помощью средств дистанционной связи;
  4. оставить отзыв об оказанной услуге.

Сетевое консультирование родителей

Интернет-консультации – важный рычаг для повышения родительской активности. Благодаря такой форме сетевого взаимодействия, устанавливается обратная связь с родителями и появляется возможность отследить характер проблем родителей и уровень их удовлетворенности деятельностью ОУ, а также обсудить перспективы развития. Консультантами, могут стать не только специалисты школыи родители - профессионалы в той или иной области (врачи, юристы, работники сферы культуры и др).


Обучение родителей через Интернет

Это направление можно назвать учебно-методическим сопровождением семьи. Реализуется оно с помощью дистанционных форм и методов обучения. Школьным специалистам необходимо лишь понять, в освоении каких навыков нуждается конкретный родитель и помочь ему стать для своего ребенка и наставником, и другом, и «массовиком-затейником».


На встречах родители все чаще обращаются с просьбой о дистанционном обучении на курсах, тренингах.


Совместная деятельность с родителями в интернете

Данная деятельность может содержать проектировочно-подготовительный этап (с родителями обсуждается тот или иной проект, обмениваются вариантами сценариев и распределяют роли) и проектно-деятельностный (обсуждаемый проект реализуется, а ход и результаты его фиксируются в интернете). Проекты могут быть как с очной составляющей, так и полностью сетевые.


"Движение" в сообществе создаётся за счёт создания самых разных точек для пересечения интересов людей, чтобы им было про что поговорить, где-то принять участие, на что-то посмотреть. Идеальное ведение сообществом учитывает интересы самых разных участников".

"В идеале - устойчивое сообщество" - сообщество, в котором задачи ставятся не "только и не сколько" модератором, а его участниками".


Формы сотрудничества педагогов целевых групп и родителей в сообществе СоцОбраз:

  • Дистанционные консультации, обмен опытом между родителями, между специалистами, консультантами.
  • Библиотека материалов для родителей, рассылки
  • Дистанционные конкурсы.
  • Создание "портрета" ребенка, класса.
  • Рекомендации по решению конкретных проблем, например, как справиться с истерикой и т.д.
  • База валидных тестов, вопросников, анкет.
  • Интерактивная карта идеальных отношений между детьми и родителями.
  • Детско - родительские встречи в сети.
  • Проекты, нацеленные на решение проблем и т.д.
  • Проекты для педагогов целевых групп, в результате которых сообщество будет наполняться полноценными статьями, которые в последствие могут быть использованы при консультировании.
  • Дистанционные тренинги для родителей и детей (оф-лайн и он-лайн).
  • Дистанционные курсы для родителей
  • Интернет-дискуссия на конкретную тему для родителей.
  • Акции.
  • и т.д.


Оценка эффективности

Критерии эффективности проекта

  1. Рост числа педагогов целевых групп, зарегистрировавшихся на ресурсе http://socobraz.ru
  2. Увеличение числа зарегистрированных родителей, консультирующихся в сообществе.
  3. Разнообразие видов деятельности, соответствующих целям и задачам проекта.
  4. Рост количества активных участников консультационных линий и сетевых проектов мастерских, мастер-классов и др.
  5. Увеличение посещаемости системы со стороны родителей и педагогов целевых групп.
  6. Преобладание позитивных отзывов от родителей о проекте.
  7. Увеличение числа позитивных высказываний родителей относительно степени информированности в мире психолого –педагогических услуг.
  8. Преобладание позитивных отзывов от педагогов целевых групп относительно расширения системы профессиональных связей, возникшей, благодаря проекту

Механизмы оценки

  • Анализ данных регистрации в системе, анализ данных посещаемости системы
  • Анализ консультационных линий, сетевых проектов, мастерских, мастер-классов и др.
  • Анализ отзывов родителей, психологов, оставляемых в системе
  • Анкетирование родителей и педагогов


Выводы

Выбранные стратегия и тактика развития сообщества «СоцОбраз» адекватны целям и задачам проекта. За время реализации проекта созданы организационные условия для взаимодействия педагогов целевой группы, для ведения консультирования родителей школьников. Достигнуты следующие эффекты, позволяющие говорить об успешности проекта:

  • Происходит личностное развитие членов сетевого педагогического сообщества, что является приоритетным в его формировании и развитии.
  • Создана «дружественная» платформа, на основе социальных сервисов, что позволило адаптировать внешнее окружение под задачи открытого взаимодействия множества виртуальных личностей – участников педагогического процесса и проявить себя каждой личности.
  • Достигнута сбалансированность между основанным на опыте обучении, направленным наставничеством и коллективной рефлексией
  • В развитии сообщества лежат достаточно простые стратегии поведения отдельных его членов, на базе которых формируется сложное поведение всего сообщества.


Литература

Шнейдер Л.Б., Ш76 Основы консультативной психологии: Учеб. Пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 352с. – (Серия «Библиотека психолога»).