Сообщество практики

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Термин community of practice - «сообщество практики» или «сообщество обмена знаниями» впервые использовали Дж. Лав и Э. Венгер для того, чтобы обозначить группу людей, вовлеченных в совместную деятельность. В дальнейшем концепция сообщества обмена знаниями получила развитие в работах Венгера и активно использовалась для анализа отношений, которые складываются внутри организаций и сетей самого разного типа. Одно из основных положений, на которых базируется теория сообщества практики, состоит в том, что знания всегда осваиваются в определенном контексте. Для освоения знаний очень важно создать условия для участия новичка в реальной деятельности.

  • Знания и практические навыки людей тесно связаны с областью применения этих знаний и навыков.
  • Познание не может быть оторвано от тех условий, той ситуации, в которой оно происходит.
  • Невозможно обладать абстрактным знанием, которое не было бы связано с конкретным контекстом.
  • Для того чтобы освоить средство, мало его получить в свое распоряжение и начать им пользоваться. Необходимо еще воспринять культуру использования этого средства. Для этого необходимо вступить в сообщество, где это средство используются.
  • Обучение в значительной мере есть процесс социализации, в ходе которого люди учатся говорить, читать, писать, становятся школьниками, сотрудниками офиса, исследователями.


Изображение:Newbies-aut.gif

Дж. Ги в Экологии игр отмечает значение группы: Значение социального окружения для учебы - я могу заниматься изучением полетов птиц, но мои знания расширяются общением с другими людьми, которые занимаются сходной практикой и входят в сообщество практики орнитологов. Человек може быть членом Swat-группы и тогда модели поведения, стратегии выхода из ситуаций, способы и особенности примения разных типов оружия и спецсредств он узнает от своей группы. И это же верно по отношению к любой группе - учителей, учеников начальной школы, игроков футбольной команды, шайки грабителей и т.д. Хорошая учеба предполагает участие в групповой деятельности и в групповом обсуждении.

Связующая роль объектов

Сообщество образуется через совместную деятельность и совместное использование предметов и средств. Карен Цетина обращает внимание на то, что объекты замещают людей как партнеров по взаимодействию и во все большей мере опосредуют человеческие отношения, делая последние зависимыми от них.

Простого вхождения внутрь сообщества, когда новички постепенно перемещаются с периферии к центру сообщества и занимают все более устойчивое положение не происходит.

Нам необходимы объекты, при помощи которых мы взаимодействуем, поэтому к фигурке человечка мы должны добавить кирпичик-объект.

Изображение:Boywithbrick.jpg

Cоциальные сети создаются вокруг общих практик и люди объединяются и связываются через объекты. Это могут быть реальные объекты. Например, сеть автомобилистов может свободно существовать и на форумах – им всегда есть что рассказать друг другу и поделиться опытом в использовании своих автомобилей. Это могут быть виртуальные объекты или средства и тогда обсуждаются практики использования средства, фотографии на Фликр, способы прохождения игры, происходит обмен найденными в сети материалами и так далее. Сеть в отсутствие связующих объектов и практик формируется достаточно сложно. Можно придти, задать свой вопрос, получить ответ и больше никогда сюда не возвращаться. И всегда есть вопрос, что же дальше? В чем состоят правила игры, в которую мы играем внутри социальной сети и кто здесь оказывается победителем. Такие вопросы возникают внутри социальной сети LinkedIn – кто победитель? Тот, кто набрал наибольшее количество связей?

Изображение:Science-community.gif

Для того чтобы освоить средство, мало его получить в свое распоряжение и начать им пользоваться. Необходимо еще воспринять культуру использования этого средства. Для этого необходимо вступить в сообщество культуру, где это средство используются. Обучение в значительной мере есть процесс социализации, в ходе которого люди учатся говорить, читать, писать, становятся школьниками, сотрудниками офиса, исследователями и т.д. Люди легко объединяются в профессиональные сообщества благодаря вещам и средствам, которыми они пользуются. На следующей схеме люди объединяются вокруг средств, которые они используют в своей повседневной исследовательской деятельности и мы по объектам деятельности можем увидеть химиков, биологов и программистов.

Следующая схема относится к недавно созданному сообществу Скретч. Схема организации сетевого сообщества Скретч, когда связи между авторами формируются через взаимодействие с проектами и фрагментами кода программы. На каждый проект можно посмотреть и можно использовать готовые блоги, чтобы создать свой собственный проект.

Изображение:Scratch-comm-links.jpg

  • Люди воображают и представляют, что именно они хотят сделать и получить в результате
  • Создают проект, основанный на своих представлениях
  • Играют с результатами своей деятельности
  • Делятся результатами своей деятельности с другими людьми
  • Обдумывают и обсуждают свои результаты
  • Обсуждение и обдумывание приводит к новым представлениям и новым проектам.

Изображение:Spiral.png