Тренинг Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач педагогов дополнительного образования/15-17 декабря 2008

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
Дорогие коллеги!

Мы рады приветствовать Вас на межрегиональном тренинге для педагогов дополнительного образования и классных руководителей!

Надеемся, что обучение будет интересным и познавательным!

Обучение на тренинге связано с осмыслением и решением ряда задач профессиональной деятельности с опорой на современные средства организации совместной сетевой работы (средства социального Интернета (Веб 2.0).

Во время обучения Вы самостоятельно сможете выбирать способы решений и средства для реализации поставленных задач. В завершении каждого этапа Вам будут предложены вопросы, которые позволят Вам провести саморефлексию. У Вас будет возможность обменяться опытом, обсуждать, планировать.

Предусмотрены разные формы обучения – индивидуальное, что позволит сделать собственный выбор, групповое, что позволит убедиться в обоснованности выбранных решений и оценивать преимущества и недостатки осваиваемых средств взаимодействия.

Оценивание деятельности будет проводиться на основе критериев, предложенных в заданиях.

Изучение каждого модуля будет завершаться индивидуальной рефлексией в курса. Также вы можете обсудить проблемы дополнительного образования в блоге "Дополнительное образование и социализация молодежи" и взаимодействие родителей и школы в блоге Школа и Родители: социальное партнёрство

Вам необходимо будет ответить на вопросы с позиции координатора сетевого сообщества, который в будущем может использовать разработанные в процессе работы материалы, апробированные средства и сервисы для работы с детьми, родителями, другими работниками образования.

О задачах сетевого сообщества:

Владимир Игишев - консультант сетевого сообщества педагогов дополнительного образования проекта «СоцОбраз» программы НФПК «ИНФОРМИКА» о задачах деятельности сообщества, проблемах и перспективах развития российской системы дополнительного образования.


Обсуждения на тренинге

Продолжительность тренинга – 3 дня.

Тренинг проводится 15-17 декабря 2008 г.

Форма обучения: дистанционная.

Отчетными материалами являются:


Предлагаем также принять участие в мастер-классах


Для работы на тренинге необходимо:
  • для обсуждений и рефлексии на тренинге организуются Skype-конференции. Если вы еще не пользовались этим сервисом, то необходимо установить эту бесплатную программу на свой компьютер Skype
  • заранее установить скайп-контакт с тренером. Для этого (после установки и регистрации в Skype) надо через функцию "Добавить контакт" вести в строку поиска скайп-имя тренера wpkorop и запросить установить контакт
МодулиВремяРезультат
Подготовительный этап Регистрация в сообществе "СоцОбраз", в Google, в Открытом классе.до 15 декабря.1.Регистрация в сообществе "СоцОбраз", Заполнение личной страницы участника.

Помощь: 12 шагов навстречу wiki.iot

2. Регистрация в http://Google.com

3. Создание ссылки на страницу участника тренинга.

Модуль 1. Профессиональные задачи педагогов дополнительного образования, решаемые через организацию совместной деятельности в сетевых сообществах. Поиск идей для деятельности сообщества 15 декабря. Скайп-чат в 11.00 (вр.мск)1. Участие в скайп-чате.

2. Вклад в коллективную вики-статью (создан список задач, которые решает педагогов дополнительного образования), участие в обсуждении деятельности других групп.

3.Созданна анкета средствами Интернет (Анкетёр, Гугл).

4.Выполнены задания рефлексии в блоге курса

Модуль 2. Планирование проекта16 декабря1. Выбрана тема проекта.

2. Создана страница портфолио проекта, на которой размещен план проекта и полезные ссылки на ресурсы.

3. Выполнены задания рефлексии в блоге курса

Модуль 3. Взаимное обсуждение и рецензирование работ16-17 декабря1. Участие в обсуждении проекта, прокомментированы проекты.

2. Участие в скайп-конференции

Итоговое задание17 декабря1. Эссе размещено для педагогов дополнительного образования в блоге"Дополнительное образование и социализация молодежи", для классных руководителей в блоге Школа и Родители: социальное партнёрство

2. Создан и размещён план привлечения родителей к работе сообщества

3. Участие в написании коллективной вики-статьи, которая поможет развитию нового сообщества педагогов дополнительного образования и классных руководителей

Содержание

Цель

создание условий для развития у педагогов дополнительного образования специальных компетенций, востребованных в связи с появлением возможностей решать ряд профессиональных задач, направленных на развитие обучающихся и саморазвитие, через организацию и участие в сетевых социально-педагогических сообществах, а также участие в деятельности реального сетевого сообщества, члены которого разделяют общие интересы в определенной области деятельности и стремятся работать вместе.

Задачи

  1. Подготовка педагогов дополнительного образования к осуществлению сетевого взаимодействия с учащимися, родителями, коллегами-педагогами по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью педагога дополнительного образования.
  2. Создание условий для осознания педагогами дополнительного образования ответственности за деятельность и развитие сообщества, выбранную стратегию, тактику, формы работы и инструментарий управления сообществом.
  3. Развитие умений:
    • выбирать значимую проблему, отвечающую смыслу и масштабу сообщества;
    • формулировать диагностично описанную цель, перечень задач по конкретизации цели;
    • определять пути и минимальный набор средств для организации разных видов консультирования членов сообщества;
    • организовывать и проводить сетевые мероприятия информационного, образовательного, диагностического, творческого и др. характера;
    • фиксировать и делать открытыми опыт и суждения, возникшие в ходе обсуждения выбранной проблематики;
    • «видеть» сообщество и как единую группу, работающую по выбранной проблематике, и как сообщество индивидуальностей, привносящих свой уникальный опыт в общую «сетевую копилку».
  4. Подготовка педагогов дополнительного образования к осуществлению осознанного выбора различных Интернет-сервисов и инструментов социальных сетей (вики, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, форумы, чаты и пр.) в целях эффективного сетевого взаимодействия, адекватно задачам общения и взаимодействия


Ведущие тренинга


Короповская Вера, преподаватель, скайп-контакт: wpkorop

Наталия Киселева, преподаватель, скайп-контакт: nkiselevaaa
Владимир Геннадьевич Игишев, консультант, дополнительное образование, igishev@km-school.ru Келеева Татьяна Николаевна, консультант, классные руководители, ktn66@mail.ru

Рабочие страницы участников тренинга

Списки участников обучения-педагогов целевой группы проекта, декабрь 2008 года

Здесь размещаем ссылки на страницы участников:

  1. Петрова Галина Анатольевна, Карельский государственный педагогический институт
  2. Кнауб Василий Теодорович, Красноярский краевой ИПКиПП РО
  3. Кондратенко Ирина Владимировна, директор МОУ СОШ № 289 город Заозерск Мурманской области
  4. Лысая Ирина Ивановна,МОУ СОШ № 289 город Заозерск Мурманской области
  5. Белобородова Ирина Юрьевна, , МОУ СОШ № 289 город Заозерск Мурманской области
  6. Морозова Дина Александровна, СОШ № 7 город Апатиты Мурманской области
  7. Розенштейн Александр Михайлович, г. Кировск Мурманской области МОУ ДОД Центр детского творчества "Хибины"
  8. Николаева Зоя Владимировна, Серёдкинская СОШ Псковский район
  9. Терентьева Ирина Ивановна, Москвинская СОШ Псковского района
  10. Соколова Галина Алексеевна, МОУ ДОД ДДТ"УСПЕХ
  11. Чепкасова Елена Валерьевна, МОУ-СОШ №1, Арамиль

Вопросы для скайп-чата

  1. Попробуйте сформулировать основные цели и задачи обучения на тренинге
  2. Что Вы ожидаете от тренинга?
  3. Какие возможности социальных сервисов Вам знакомы?
  4. Если Вы используете социальные сервисы, то приведите примеры из вашего опыта?
  5. Приведите положительные моменты использования социальных сервисов для формирования сетевого портфолио? Какие отрицательные?

Протокол Скайп-чата педагогов дополнительного образования 15 декабря 2008


Подготовительный этап

Регистрация в вики-среде

Кузнецова Софья Владимировна

  • На странице участника запишите общие сведения о себе (Фамилия, Имя, Отчество, должность, место работы, город, профессиональные и жизненные интересы, контактная информация для осуществления межличностного и группового взаимодействия)
  • Добавьте в самом конце страницы категорию в соответствии с представляемой целевой группой: [[Категория:Педагог дополнительного образования]] или [[Категория:Классный руководитель]]
  • На странице участника создайте ссылку на страницу коллективного портфолио, для этого скопируйте название страницы, выделите и нажмите кнопку АВ на панели инструментов вики-редактора. Должно получиться так [[ Коллективное портфолио обучения педагогов дополнительного образования/15-17 декабря 2008]].
  • Познакомьтесь с краткой информацией о работе с Вики "12 шагов навстречу wiki.iot"

Регистрация в Google

  1. Создайте аккаунт Google, который будет являться пропуском ко всем требуемым службам Google. Удобнее всего пройти процедуру регистрации в почтовой службе Google - Gmail (регистрация).
  2. Войдите в почтовую программу [1]
  3. Воспользуйтесь возможностью встроенного чата и пригласите в него коллег по курсу. Можете попробовать также возможности видео и аудио общения.
  4. Познакомьтесь в блоге с информацией "Что такое службы Google"

Регистрация в Открытом классе

  1. Зарегистрируйтесь на сайте "Открытый класс" и присоединитесь к сообществам "СоцОбраз"

Участие в скайп-чате

Обсуждение целей и задач обучения по программе будет проходить с использованием программы Skype. Вам необходимо скачать эту программу себе на компьютер, зарегестрироваться, установить контакт с тренером (скайп-контакт: wpkorop)

  • Справка по работе с программой Skype

Модуль 1. Профессиональные задачи педагога дополнительного образования, решаемые через организацию совместной деятельности в сетевых сообществах. Поиск идей для деятельности сообщества

Задание 1. Анализ должностных инструкций и деятельности педагога дополнительного образования

ЗадачаЧто необходимо выполнить
Проанализируйте должностные инструкции и задачи педагога дополнительного образования (ссылки на некоторые полезные ресурсы ниже)Составьте свой список задач, сгруппировав по категориям:
  • задачи по работе с детьми,
  • задачи по работе с родителями,
  • задачи по работе с коллегами педагогами, школьным психологом, администрацией учебного заведения.
Представьте задачи на своей личной страничке или в опубликованном для всеобщего доступа Гугл-доксеВпишите ссылку на сформулированные, сгруппированные и размещенные в сети задачи педагога дополнительного образования на страницу Коллективное портфолио обучения педагогов дополнительного образования/15-17 декабря 2008
Объединитесь в группы по 3-4 человека, просмотрите документы друг друга и впишите задачи в общий разделВ результате коллективно создается свод задач по категориям в разделе Задачи педагога дополнительного образования на странице Коллективное портфолио обучения педагогов дополнительного образования/15-17 декабря 2008
Рефлексия процесса обучения и итоговПерейдите на страницу БЛОГА

Ответьте на предложенные вопросы с позиции координатора сетевого сообщества, который в будущем может использовать разработанные в процессе работы материалы, апробированные средства и сервисы для работы с детьми, родителями, другими работниками образования.

Ссылки для педагогов доп. образованияСсылки для классных руководителей
*Должностные обязанности педагога дополнительного образования *Должностные обязанности классного руководителя с сайта Uroki.net

Задание 2. Анкеты

Современный Интернет-инструментарий позволяет легко разрабатывать анкеты, содержащие разнотипные вопросы, и рассылать анкеты респондентам.

ЗадачаЧто необходимо выполнить
Знакомство с Интернет-инструментами для анкетированияПознакомиться с описанием работы по созданию:

Помощь по работе с сервисами по ссылке.

Разработка анкет1. Создать анкеты (на одном из предложенных сервисов):
  • Анкеты для учащихся, родителей, коллег и др.
  • Перечень потребностей опрошенных людей во взаимодействии с социальным педагогом, педагогом-психологом и другими субъектами среды (с представлением в коллективном портфолио)

2. Разместить ссылки на созданные анкеты в коллективном портфолио

Знакомство с анкетами, которые создали ваши коллеги, участники тренингаПримите участие в анкетировании по анкетам коллег, разместить ссылки на наиболее удачные анкеты на вашу личную страничку.

Рефлексия процесса и результатов обучения

В блоге курса ответьте на следующие вопросы с позиций потенциального организатора и координатора сообщества:

  • Что было самым интересным в Модуле 1?
  • Что было самым сложным в Модуле 1?
  • Какую новую информацию по функциям и задачам Вашей целевой группы удалось найти в Интернет, в результате обсуждения с коллегами по учебной группе?
  • Какие задачи занятия помогло эффективно и полно решить совместное обсуждение в Интернет?

Модуль 2. Планирование проекта психолого-педагогической направленности с целью организации сетевого взаимодействия его участников

Подумайте, почему важна организация проектной деятельности?

Выскажите свое мнение ниже (не забудьте поставить автоматическую подпись):



ЗадачаЧто необходимо выполнить
Знакомство с информацией о проектной деятельности
  • Ответить на вопрос: Почему важна организация проектной деятельности? (необходимо вписать в соответствующую рубрику выше)
  • Выберать тему проекта из списка ниже или предложите свою
Создание вики-статьи проекта
Разработка сценария проекта
  • Продумать идею, этапы проекта
  • Заполнить все рубрики вики-статьи? посвящённой вашему проекту
Рефлексия процесса обучения и итогов
  • Перейти на страницу блога
  • Ответить на предложенные вопросы с позиции координатора сетевого сообщества, который в будущем может использовать разработанные в процессе работы материалы, апробированные средства и сервисы для работы с детьми, родителями, другими работниками образования.

Также вы можете обсудить проблемы дополнительного образования в блоге "Дополнительное образование и социализация молодежи" и взаимодействие родителей и школы в блоге Школа и Родители: социальное партнёрство

Полезная информация

Требования к проектам:

  • Актуальность и значимость для социализации и развития детей
  • Наличие потребности обсуждать и решать возникшую проблему у родителей
  • Социальная направленность
  • Обеспечение взаимодействия детей и взрослых
  • Связь с жизнью дома, в школе и в обществе

Возможная тематика проектов:

  • Какие кружки, секции, студии, клубные объединения могут работать в образовательном учреждении?
  • Как обеспечить заинтересованное и активное участие учащихся в школьных внеклассных мероприятиях?
  • Как использовать информационные технологии в дополнительном образовании (виртуальные выставки, виртуальные музеи, виртуальные экскурсии и путешествия и др.)?
  • Как обеспечивать поддержку одаренных и талантливых воспитанников?
  • Как помочь ребенку правильно выбрать направление дополнительного образования?

Итак, проектная деятельность важна потому, что именно через проектную технологию можно осуществлять коллективную деятельность в сообществе:

  • Работа группируется вокруг важной и значимой проблемы.
  • Обеспечивается взаимодействие взрослых и детей, они работают в единой команде.
  • Работа направлена на улучшение социальной ситуации дома, в школе и в обществе.

Справедливы слова С.Пейперта: «Люди учатся лучше в том случае, если они работают над созданием конкретного объекта и у них есть объекты для деятельности и для размышления над этой деятельностью»

Рефлексия процесса и результатов обучения

В блоге курса ответьте на следующие вопросы с позиций потенциального организатора и координатора сообщества:

  • Что было самым интересным в Модуле 2?
  • Что было самым сложным в Модуле 2?
  • Какой проект Вы запланировали, чем был обусловлен выбор?
  • Какую помощь может оказать сетевое сообщество в реализации Вашего проекта?

Модуль 3.

ЗадачаЧто необходимо выполнить
Осмысление роли проектной деятельности в развитии сообщества
  • Сформулируйте развёрнутые ответы на вопросы для анализа плана предлагаемого проекта в разделе Коллективное портфолио обучения педагогов дополнительного образования/15-17 декабря 2008, также поучаствуйте в ЧАТЕ 17 ДЕКАБРЯ В 15:00 MCK
  • Вопросы:
    • Каковы задачи сообщества, реализующего проект? (понятные и прозрачные)
    • Какова выгода участия в этом сообществе для его потенциальных членов? Или что им даст работа в сообществе?
    • Как привлечь родителей к реализации проекта, как мотивировать их?
    • Как члены сообщества участвуют в планировании проекта?
    • Как дать понять членам сообщества, что они должны делать вместе, что могут сообщать друг другу такого, что полезно для всех?
    • Каков планируемый продукт деятельности сообщества?
    • Как адекватно оценивать и стимулировать работу сообщества?
    • Какие еще ресурсы Интернет (содержательного, консультативного, рефлексивного и т.д. характера) можно привлечь для реализации проекта?
Самоанализ проекта
  • Проанализируйте собственный проект по следующим критериям
    • Актуальность и значимость для развития интересов и способностей детей, удовлетворения их познавательных и образовательных потребностей
    • Обоснованность необходимости совместного решения проблемы в сообществе
    • Актуализация потребности обсуждать и решать возникшую проблему у родителей
    • Образовательная направленность
    • Обеспечение взаимодействия детей и взрослых (инструментально и содержательно)
    • Связь с жизнью дома, в школе и в обществе
Знакомство с проектами коллег
  • Продумайте идею, этапы проекта
  • Заполните все рубрики вики-статьи
Рефлексия процесса обучения и итогов
  • Перейдите на страницу блога
  • Ответьте на предложенные вопросы с позиции координатора сетевого сообщества, который в будущем может использовать разработанные в процессе работы материалы, апробированные средства и сервисы для работы с детьми, родителями, другими работниками образования.

Также вы можете обсудить проблемы дополнительного образования в блоге "Дополнительное образование и социализация молодежи" и взаимодействие родителей и школы в блоге Школа и Родители: социальное партнёрство

Итоговое задание

ЗадачаЧто необходимо выполнить
Осмысление результатов обучения и взаимодействия с коллегами по учебе и координатором
  • В [2] разместите эссе «Что дало мне обучение на тренинге?»
  • В эссе важно отразить следующие позиции:
    • Что нового я научился делать
    • Что мне особенно удалось, как по линии разработки содержания проекта, так и по линии взаимодействия с коллегами по группе и координатором
    • Какие проблемы остались
    • В чем я вижу суть сетевого взаимодействия с родителями учащихся и коллегами учителями
    • Каковы пути поддержания жизнеспособности сетевых сообществ
Определение перспектив развития сообщества, создание плана возможных мероприятий

Предложите план привлечения родителей к работе сообщества, заполните таблицу на странице Коллективное портфолио обучения педагогов дополнительного образования/15-17 декабря 2008

Подготовка материала-«трамплина» для развития сообщества

Участвуйте в написании коллективной вики-статьи Планирование развития сетевого сообщества педагогов дополнительного образования, которая поможет развитию нового сообщества психологов, по следующим разделам:

  • основы «кодекса» сообщества, как общей совокупности ценностей его работы, правил, разделяемых убеждений (форма представления по выбору слушателя);
  • рассказ-трамплин – простой и короткий рассказ, позволяющий аудитории совершить «прыжок» и понять, в чем суть деятельности Вашего сообщества, а также наглядно представить, как может решаться актуальная для сообщества проблема;
  • предложите свои разделы вики-статьи.

Творческие решения приветствуются!


Рекомендуемая литература и ссылки

Дневники