Уровни развития личности

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Специалисты утверждают, что важнейшим для нравственной характеристики личности является типичный для нее способ отношения к другому человеку. Исходя из этого выделяют несколько уровней развития личности. Первый уровень - эгоцентрический, определяемый преимущественно стремлением к собственной выгоде и манипулированию другими людьми в соответствии со своими эгоистичными целями. В соответствии с этим отношение к другим проявляется как сугубо потребительское. Счастье видится людям такого типа как личное материальное благо, при этом другие представляют для них интерес лишь в той степени, в какой способствуют его достижению.

Более высокий уровень развития личности и межличностных отношений характеризуется как группоцентрический. Молодой человек при этом идентифицирует себя с определенной этнической или социальной группой и его отношение к другим людям определяется тем, входят они в эту группу или нет. Если другой также является членом этой группы, то он достоин проявления нравственных чувств - жалости, принятия, уважения, если же нет - то все эти чувства могут на него не распространяться.

Следующий уровень развития личности и соответственно уровень межличностных отношений характеризуется как гуманистический и именно его должна формировать в своих стенах современная школа. Для человека, который достиг этого уровня - другой человек имеет ценность сам по себе. Только с этого уровня можно вести речь о нравственности, поскольку здесь начинает действовать основное правило гуманистической этики - поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой.

Рядом специалистов выделяется и еще один уровень - духовный или эсхатологический. Человек с таким уровнем развития личности смотрит на других людей не как на конечные и смертные существа, но как на существа, непосредственно связанные с мировым разумом, как на часть вселенной (если же это религиозное сознание - то здесь человек понимается как образ и подобие Бога на земле). При этом другая личность приобретает не только гуманистическую индивидуальную ценность, но ценность как часть общей системы, от благополучия которой зависит благополучие каждого отдельного человека.