Новости фк порту малафеев хочу быть готов к матчу с порту новости порту.

Урок Пернатые изобретатели

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Тема урока

Пернатые изобретатели

Урок окружающего мира в 3-ем классе по Образовательной системе "Школа 2100" (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)

Цель

Познакомиться с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полету.

Развивать УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Задачи

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Личностные :

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)

- планирование (составление плана выполнения задания в группах)

- прогнозирование (выдвижение гипотез о приспоблениях птиц к полету)

- контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)

- коррекция (соотнесения знания, "открытого" детьми, с выводом, данным в учебнике)

- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)

Познавательные:

1.Общеучебные универсальные действия:

- формулирование темы урока

- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков

- синтез как составление целого из частей

- выбор оснований для сравнения

- подведение под понятия, распознавание объектов

- установление причинно-следственных связей,построение логической цепи рассуждений,доказательств

- выдвижение гипотез

3. Постановка и решение проблемы:

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока

Технология проблемно - диалогического обучения

Технология продуктивного чтения

Технология оценки учебных успехов

Технология групповой работы

Ход урока

- Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. Поиграем в зоологическое лото: с одной стороны карточки написано название группы животных, с другой стороны даны признаки новой группы животных. Ученик, отгадавший название группы, переворачивает карточку и читает новое определение.

1) Животные, состоящие из одной клетки.(Простейшие)

2) Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями.(Насекомые)

3) Животные с восемью конечностями, плетут паутину. (Паукообразные)

4) Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Дышат с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру. (Рыбы)

5) Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру. (Земноводные)

6) Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца. (Пресмыкающиеся)

- А другие группы животных есть? (Думаем, что мы не все группы животных изучили)

- Сегодня мы изучим группу животных, представителей которой надо разгадать:

а) Одежда белая, а ножки

Обуты в красные сапожки.

Из моды выйдут – вот беда,

Ему не снять их никогда.(Гусь)

б) И петь не поёт,

И летать не летает.

За что же тогда

Его птицей считают? (Страус)

в) Скажи ты мне, какой чудак

И днём и ночью носит фрак? (Пингвин)

- О ком мы будем говорить на уроке? На доске изображения гуся, страуса, пингвина.(О птицах)

- Как звучит тема урока в учебнике? (Пернатые изобретатели)

- Что значит изобретать? (Придумывать что-то новое, неизвестное ранее)

- Почему пернатые? (Перья есть только у птиц.)

- Попробуйте дать определение: птицы – это… (Птицы – это пернатые животные, которые умеют летать)

- А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных вы знаете? (Очень многие насекомые, большинство птиц, летучие мыши)

- Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше, чем другие летающие животные! Пикирующий на добычу сокол – сапсан развивает скорость до 300 км/ч, а в горизонтальном полете – до 110 км/ч.

- На какой вопрос мы должны ответить на уроке? (Какие приспособления нужны птицам для полета?)

- А к чему должны были приспособиться птицы? (К воздушной среде)

-Опираясь на картинки, выскажите ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы летать? (Птицы должны иметь обтекаемую форму.У них должны быть крылья. Птицы должны быть сильными и лёгкими)

- Распределитесь в четыре группы по 6 человек. Вам помогут фишки разных цветов. Сегодня у нас будут группы зеленых, желтых, синих и оранжевых. (Ученики распределяются в группы в соответствии с выбранной фишкой)

- Опираясь на текст учебника страницах 104- 105 и наглядные пособия (скелет, кости птиц, перья), в группах составьте список приспособлений, которые помогают птицам летать. Выберите главное на ваш взгляд «изобретение».

- Какие правила работы в группах вам помогут выполнить задание? (Выбрать командира группы и хранителя времени. Говорить по очереди. Выслушать каждого)

- Составьте план выполнения задания. (Прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки, изучить наглядные пособия. Написать список. Принять общее решение. Поместить его на доске. Сесть на свои места)

- Кто может читать текст в группе? (Тот, кто хорошо читает, или читаем по очереди)

- Время работы в группах 10 минут.

- В настоящее время африканские страусы – самые крупные птицы на нашей планете, бывают высотой до 2,7 метра и весом до 90 кг. Они вынуждены очень быстро бегать – до 30 км/ч, так как не могут летать.

- Почему крупному животному летать труднее, чем мелкому? (Работа групп, в результате которой вывешиваются списки приспособлений, которые сравниваются и уточняются в ходе проверки:

1. Чем тяжелее птица, тем больше усилий требуется для полета и для того, чтобы оторваться от земли. Поэтому у птиц легкий скелет. Вместо зубов – лёгкий клюв.

2. Некоторые внутренние органы уменьшены – чем тяжелее птица, тем сложнее летать.

3. Хорошо развиты полётные мышцы.

4.Сердце и легкие совершенны.

5. Благодаря им у птиц обмен веществ идёт быстро, поэтому птицы могут поддерживать постоянную высокую температуру тела, + 40, птицы – теплокровные животные.

6. Для полета нужна энергия, птицы запасают ее в жировых отложениях.

7. Крылья птиц – видоизмененные передние конечности.

Главное изобретение птиц – перья.)

- Почему перья играют такую важную роль в жизни птиц? (Перья позволяют опираться на воздух в полете, поддерживают высокую температуру тела даже в сильные морозы)

- Водные птицы, например гуси, смазывают свои перья жиром, поэтому вода не смачивает их, и птицы могут не только летать, но и плавать.

- Оценим работу групп. Что нужно было сделать? (Написать список «изобретений» птиц, которые помогают им летать. Выделить главное «изобретение»)

- Какой вклад в список «изобретений» сделала каждая из групп? - Кто правильно назвал главное «изобретение»? - Почему работа в группе удалась? - Какие были трудности? (Оценивание работы групп командирами)

- Что происходит в жизни птиц весной? ( Птицы строят гнезда, откладывают яйца, насиживают их)

- Кто ещё откладывает яйца при размножении? (Насекомые, пресмыкающиеся)

- Дома вы выполняли задание 5 на странице 49 в рабочих тетрадях: что могло бы обеспечить детенышам, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и от хищников? Какой ответ выбрали? (Забота родителей может обеспечить детенышам, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и от хищников)

-Сравните, в чем сходство и различие размножения пресмыкающихся и птиц. Что даёт забота о потомстве? (Большинство пресмыкающихся не заботятся о потомстве, и потому выживает очень мало детенышей. Многие птицы не только строят гнезда и насиживают яйца, но и долго опекают вылупившихся птенцов. Поэтому птенцы хорошо растут и чаще выживают)

- Самки императорских пингвинов в суровых условиях антарктической зимы откладывают обычно одно яйцо. Только самоотверженная забота обоих родителей позволяет выжить птенцу.

- Что происходит в жизни птиц осенью? (Многие виды птиц улетают на юг)

- Рассмотрите рисунок на странице 107 в учебнике, какие из этих птиц оседлые, а какие – перелетные. (Оседлые птицы: воробей, поползень, дятел. Перелетные птицы: кукушка, мухоловка, стриж улетают в теплые края, свиристель прилетает на зиму с севера)

- Как вы думаете, с чем может быть связан отлет птиц? (С наступлением холодов пищи становиться все меньше и меньше)

- Назовите других оседлых птиц, которых мы можем встретить в нашей местности. (Голубь, галка, ворона, синица, сорока, клест)

- Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы. Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у вороны И от холода нет обороны…(Н. Рубцов)

- Как можно помочь оседлым птицам зимой? (Устроить зимнюю кормушку: голубям и воробьям – хлеб, синицам – семечки, несоленое сало)

- Физминутка - игра: присесть, если птица перелетная, хлопнуть в ладоши, если – оседлая. Воробей, грач, скворец, поползень, кукушка, ворона, голубь, стриж, синица, свиристель, клест, дятел.

- Рассмотрите рисунки на страницах 108 - 109 учебника: определите по внешнему виду птиц их образ жизни. Назовите приспособления к условиям обитания. (У древесных птиц острые когти, помогающие им лазать по деревьям. У наземных – длинные пальцы. У многих водных – лапы с перепонками, короткие ноги, приспособленные для плавания. У хищных – острый загнутый клюв и когти)

- Полезны или вредны хищные птицы? (В природе все взаимосвязано. Истребление хищных птиц приведет к нарушениям в пищевых цепочках, к нарушению круговорота веществ в экосистемах)

- Одна сова за лето съедает 1000 мышей – полевок, а одна полевка за это время съедает 1 кг зерна.

- Самостоятельно выполните задание 4 на стр. 50 тетради: обозначь цифрами действия, которые могут выполнять эти клювы: 1- долбить, 2- ловить мелких рачков, 3- ловить ночных бабочек, 4- разрывать крупную добычу на части, 5- пить нектар, 6- носить рыбу, 7- разгрызать вишневые косточки, 8- ловить лягушек, 9- искать червей в сырой почве.

- Сверьте свои ответы с ответами на доске: дятел – 1, колибри - 5, дубонос – 7, утка – 2, козодой – 3, бекас – 9, орлан – 4, пеликан – 6, цапля – 8.

- Если вы в задании не сделали ни одной ошибки, вы выполнили задание на 5, 1-2 ошибки соответствуют отметке 4, 3-4 ошибки – отметке 3. Оцените свою работу по алгоритму:

1.Что нужно было сделать?

2. Полностью выполнена работа?

3. С ошибками или без?

4. Самостоятельно или с помощью? (3-5 человек оценивают работу вслух, затем остальные оценивают свою работу, рассуждая про себя по алгоритму)

- Задание сложное, поэтому давайте разберем, где возникли затруднения. (Не знали, чем питаются некоторые птицы)

- Сделайте общий вывод, почему у птиц такие разные клювы? (Форма клюва зависит от способа добывания пищи)

- Где встречаются страусы, пингвины, гуси? (Страусы встречаются в Африке и в Америке, пингвины в Антарктиде, гуси по всему земному шару)

- Какой вывод можем сделать? (Птицы прекрасно приспособились к использованию воздуха и расселились по всему свету)

- Прочитайте вывод учебника на стр. 107, найдите предложение, в котором заключена главная мысль изучаемой темы. (Птицы – лучшие летуны в животном царстве)

- Дома на стр. 50 рабочей тетради выполните два из оставшихся заданий на выбор.

Описание возможных сложностей, с которыми могут столкнуться педагоги(психологи) при проведении урока

Памятки, задания, которые предлагаются детям

Как осуществляется оценивание на уроке