Урок Пернатые изобретатели
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
Тема урока
Пернатые изобретатели
Урок окружающего мира в 3-ем классе по Образовательной системе "Школа 2100" (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)
Цель
Познакомиться с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полету.
Развивать УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Задачи
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Личностные :
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)
- планирование (составление плана выполнения задания в группах)
- прогнозирование (выдвижение гипотез о приспоблениях птиц к полету)
- контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)
- коррекция (соотнесения знания, "открытого" детьми, с выводом, данным в учебнике)
- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)
Познавательные:
1.Общеучебные универсальные действия:
- формулирование темы урока
- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
- смысловое чтение как осмысление цели чтения
2.Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков
- синтез как составление целого из частей
- выбор оснований для сравнения
- подведение под понятия, распознавание объектов
- установление причинно-следственных связей,построение логической цепи рассуждений,доказательств
- выдвижение гипотез
3. Постановка и решение проблемы:
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока
Технология проблемно - диалогического обучения
Технология продуктивного чтения
Технология оценки учебных успехов
Технология групповой работы
Ход урока
- Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. Поиграем в зоологическое лото: с одной стороны карточки написано название группы животных, с другой стороны даны признаки новой группы животных. Ученик, отгадавший название группы, переворачивает карточку и читает новое определение.
1) Животные, состоящие из одной клетки.(Простейшие)
2) Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями.(Насекомые)
3) Животные с восемью конечностями, плетут паутину. (Паукообразные)
4) Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Дышат с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру. (Рыбы)
5) Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру. (Земноводные)
6) Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца. (Пресмыкающиеся)
- А другие группы животных есть? (Думаем, что мы не все группы животных изучили)
- Сегодня мы изучим группу животных, представителей которой надо разгадать:
а) Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут – вот беда,
Ему не снять их никогда.(Гусь)
б) И петь не поёт,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус)
в) Скажи ты мне, какой чудак
И днём и ночью носит фрак? (Пингвин)
- О ком мы будем говорить на уроке? На доске изображения гуся, страуса, пингвина.(О птицах)
- Как звучит тема урока в учебнике? (Пернатые изобретатели)
- Что значит изобретать? (Придумывать что-то новое, неизвестное ранее)
- Почему пернатые? (Перья есть только у птиц.)
- Попробуйте дать определение: птицы – это… (Птицы – это пернатые животные, которые умеют летать)
- А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных вы знаете? (Очень многие насекомые, большинство птиц, летучие мыши)
- Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше, чем другие летающие животные! Пикирующий на добычу сокол – сапсан развивает скорость до 300 км/ч, а в горизонтальном полете – до 110 км/ч.
- На какой вопрос мы должны ответить на уроке? (Какие приспособления нужны птицам для полета?)
- А к чему должны были приспособиться птицы? (К воздушной среде)
-Опираясь на картинки, выскажите ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы летать? (Птицы должны иметь обтекаемую форму.У них должны быть крылья. Птицы должны быть сильными и лёгкими)
- Распределитесь в четыре группы по 6 человек. Вам помогут фишки разных цветов. Сегодня у нас будут группы зеленых, желтых, синих и оранжевых. (Ученики распределяются в группы в соответствии с выбранной фишкой)
- Опираясь на текст учебника страницах 104- 105 и наглядные пособия (скелет, кости птиц, перья), в группах составьте список приспособлений, которые помогают птицам летать. Выберите главное на ваш взгляд «изобретение».
- Какие правила работы в группах вам помогут выполнить задание? (Выбрать командира группы и хранителя времени. Говорить по очереди. Выслушать каждого)
- Составьте план выполнения задания. (Прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки, изучить наглядные пособия. Написать список. Принять общее решение. Поместить его на доске. Сесть на свои места)
- Кто может читать текст в группе? (Тот, кто хорошо читает, или читаем по очереди)
- Время работы в группах 10 минут.
- В настоящее время африканские страусы – самые крупные птицы на нашей планете, бывают высотой до 2,7 метра и весом до 90 кг. Они вынуждены очень быстро бегать – до 30 км/ч, так как не могут летать.
- Почему крупному животному летать труднее, чем мелкому? (Работа групп, в результате которой вывешиваются списки приспособлений, которые сравниваются и уточняются в ходе проверки:
1. Чем тяжелее птица, тем больше усилий требуется для полета и для того, чтобы оторваться от земли. Поэтому у птиц легкий скелет. Вместо зубов – лёгкий клюв.
2. Некоторые внутренние органы уменьшены – чем тяжелее птица, тем сложнее летать.
3. Хорошо развиты полётные мышцы.
4.Сердце и легкие совершенны.
5. Благодаря им у птиц обмен веществ идёт быстро, поэтому птицы могут поддерживать постоянную высокую температуру тела, + 40, птицы – теплокровные животные.
6. Для полета нужна энергия, птицы запасают ее в жировых отложениях.
7. Крылья птиц – видоизмененные передние конечности.
Главное изобретение птиц – перья.)
- Почему перья играют такую важную роль в жизни птиц? (Перья позволяют опираться на воздух в полете, поддерживают высокую температуру тела даже в сильные морозы)
- Водные птицы, например гуси, смазывают свои перья жиром, поэтому вода не смачивает их, и птицы могут не только летать, но и плавать.
- Оценим работу групп. Что нужно было сделать? (Написать список «изобретений» птиц, которые помогают им летать. Выделить главное «изобретение»)
- Какой вклад в список «изобретений» сделала каждая из групп? - Кто правильно назвал главное «изобретение»? - Почему работа в группе удалась? - Какие были трудности? (Оценивание работы групп командирами)
- Что происходит в жизни птиц весной? ( Птицы строят гнезда, откладывают яйца, насиживают их)
- Кто ещё откладывает яйца при размножении? (Насекомые, пресмыкающиеся)
- Дома вы выполняли задание 5 на странице 49 в рабочих тетрадях: что могло бы обеспечить детенышам, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и от хищников? Какой ответ выбрали? (Забота родителей может обеспечить детенышам, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и от хищников)
-Сравните, в чем сходство и различие размножения пресмыкающихся и птиц. Что даёт забота о потомстве? (Большинство пресмыкающихся не заботятся о потомстве, и потому выживает очень мало детенышей. Многие птицы не только строят гнезда и насиживают яйца, но и долго опекают вылупившихся птенцов. Поэтому птенцы хорошо растут и чаще выживают)
- Самки императорских пингвинов в суровых условиях антарктической зимы откладывают обычно одно яйцо. Только самоотверженная забота обоих родителей позволяет выжить птенцу.
- Что происходит в жизни птиц осенью? (Многие виды птиц улетают на юг)
- Рассмотрите рисунок на странице 107 в учебнике, какие из этих птиц оседлые, а какие – перелетные. (Оседлые птицы: воробей, поползень, дятел. Перелетные птицы: кукушка, мухоловка, стриж улетают в теплые края, свиристель прилетает на зиму с севера)
- Как вы думаете, с чем может быть связан отлет птиц? (С наступлением холодов пищи становиться все меньше и меньше)
- Назовите других оседлых птиц, которых мы можем встретить в нашей местности. (Голубь, галка, ворона, синица, сорока, клест)
- Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы. Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у вороны И от холода нет обороны…(Н. Рубцов)
- Как можно помочь оседлым птицам зимой? (Устроить зимнюю кормушку: голубям и воробьям – хлеб, синицам – семечки, несоленое сало)
- Физминутка - игра: присесть, если птица перелетная, хлопнуть в ладоши, если – оседлая. Воробей, грач, скворец, поползень, кукушка, ворона, голубь, стриж, синица, свиристель, клест, дятел.
- Рассмотрите рисунки на страницах 108 - 109 учебника: определите по внешнему виду птиц их образ жизни. Назовите приспособления к условиям обитания. (У древесных птиц острые когти, помогающие им лазать по деревьям. У наземных – длинные пальцы. У многих водных – лапы с перепонками, короткие ноги, приспособленные для плавания. У хищных – острый загнутый клюв и когти)
- Полезны или вредны хищные птицы? (В природе все взаимосвязано. Истребление хищных птиц приведет к нарушениям в пищевых цепочках, к нарушению круговорота веществ в экосистемах)
- Одна сова за лето съедает 1000 мышей – полевок, а одна полевка за это время съедает 1 кг зерна.
- Самостоятельно выполните задание 4 на стр. 50 тетради: обозначь цифрами действия, которые могут выполнять эти клювы: 1- долбить, 2- ловить мелких рачков, 3- ловить ночных бабочек, 4- разрывать крупную добычу на части, 5- пить нектар, 6- носить рыбу, 7- разгрызать вишневые косточки, 8- ловить лягушек, 9- искать червей в сырой почве.
- Сверьте свои ответы с ответами на доске: дятел – 1, колибри - 5, дубонос – 7, утка – 2, козодой – 3, бекас – 9, орлан – 4, пеликан – 6, цапля – 8.
- Если вы в задании не сделали ни одной ошибки, вы выполнили задание на 5, 1-2 ошибки соответствуют отметке 4, 3-4 ошибки – отметке 3. Оцените свою работу по алгоритму:
1.Что нужно было сделать?
2. Полностью выполнена работа?
3. С ошибками или без?
4. Самостоятельно или с помощью? (3-5 человек оценивают работу вслух, затем остальные оценивают свою работу, рассуждая про себя по алгоритму)
- Задание сложное, поэтому давайте разберем, где возникли затруднения. (Не знали, чем питаются некоторые птицы)
- Сделайте общий вывод, почему у птиц такие разные клювы? (Форма клюва зависит от способа добывания пищи)
- Где встречаются страусы, пингвины, гуси? (Страусы встречаются в Африке и в Америке, пингвины в Антарктиде, гуси по всему земному шару)
- Какой вывод можем сделать? (Птицы прекрасно приспособились к использованию воздуха и расселились по всему свету)
- Прочитайте вывод учебника на стр. 107, найдите предложение, в котором заключена главная мысль изучаемой темы. (Птицы – лучшие летуны в животном царстве)
- Дома на стр. 50 рабочей тетради выполните два из оставшихся заданий на выбор.