Участник:Дети будущего мегаполиса

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Проект Найди свою Гиперборею

Дети будущего мегаполиса


Содержание

Участник Команда "Дети будущего мегаполиса"

Город Екатеринбург

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 138 Орджоникидзевского района города Екатеринбурга

Наши увлечения - любим географию и Табатчикову Ольгу Олеговну, нашего учителя географии и классного руководителя

Почему мы принимем участие в проекте?

Да ведь это же очень интересно! Мы уже принимали участие и в других проектах: ДООГ (Ярославль), "Что скрыто за мемориальной доской?" (Новосибирск), "66.RU" (Екатеринбург) и др.


Познакомьтесь с нашим любимым городом:

Команда Дети будущего мегаполиса /проект Гиперборея

Давайте знакомиться

Мы живем на самой границе – границе Европы и Азии.

Граница: Европа – Азия

В замечательном городе Екатеринбург. Наш город большой, зеленый и очень красивый.

Екатеринбург

Панорама города со стороны городского пруда Герб города Екатеринбурга

Екатеринбург – один из крупнейших городов России, столица Свердловской области и Уральского федерального округа. В административном отношении в состав области входят 30 районов и 47 городов. Кроме того, вся область разделена на 6 управляющих округов.

Екатеринбург основан весной 1723 года и назван в честь Екатерины I.

ПЕСНЯ О МОЕМ ГОРОДЕ

Слова:Григорий Варшавский

Музыка: Евгений Родыгин.

Если вы не бывали в Свердловске,

Приглашаем вас в гости и ждем,

Мы по городу нашему вместе,

Красотою любуясь, пройдем.

Весь он ласковым светом пронизан

И в зеленый оделся наряд,

А вдали, над Уктусом и Визом,

Огоньки горят.

Он и в белую зимнюю пору

Сердцу друга до боли знаком,

Работящий уральский наш город,

Где и песня, и труд — с огоньком.

Новостроек лесами украшен

От Химмаша до Втузгородка,

Льется песня над городом нашим,

Как весна, звонка.

Узнаваемые места нашего города!

Орджоникидзевский район города Екатеринбурга

История строиельства УЗТМ

В грандиозных планах первых пятилеток предусматривалось возведение гигантских металлургических предприятий на территории Урала и Сибири. Для обеспечения их оборудованием требовались машиностроительные заводы соответствующего масштаба. Новый индустриальный район должен был стать машиностроительным центром всего Урало-Кузнецкого угольного бассейна. Не сразу было выбрано место для строительства одного из таких гигантов. Первоначально для его размещения рассматривались: Верх-Исетсткий металлургический завод, Нижний Тагил и даже Челябинск. Но в результате тщательных экономических расчетов строительная площадка была определена за северной окраиной Свердловска. Основным аргументом в пользу такого решения стали залежи торфа, который предполагалось использовать в качестве топлива. 6 сентября 1927 Совет Труда и Обороны утвердил вариант расположения нового завода в Свердловске. Для возведения завода тяжелого машиностроения и соцгорода был выделен участок земли 1748,80 га неподалеку от важного железнодорожного узла, станции Свердловск-1, вблизи источников водоснабжения – озера Шувакиш и Верх-Исетского пруда. Озеро издавна славилось своей вкусной (говорят даже целебной) водой, а от пруда предполагалось протянуть водопровод для технических нужд завода.

Первые подготовительные работы начались зимой 1927 года по решению Уральского областного Совета народного хозяйства (УОСНХ), не дожидаясь окончательного одобрения своих планов правительством страны. Начальником строительства был назначен Александр Петрович БАННИКОВ, главным инженером - Владимир Федорович ФИДЛЕР.

1928-1930. Строительство «Уралмашзавода» было объявлено Всесоюзной ударной стройкой

Возведение «Уралмашзавода» было объявлено Всесоюзной ударной стройкой. 15 июля был заложен первый камень цеха металлических конструкций. Все строилось одновременно – завод и соцгород со своей инфраструктурой: инженерные коммуникации, дороги, административные здания, ремесленное училище, школы, магазины, хлебозавод, больница, детские сады, бани, кинотеатр, стадион, кварталы жилых домов.

В 1928 году для обеспечения строительства необходимыми материалами построена лесопилка, построен кирпичный завод, построена баня. А для создания культурного отдыха было построено каркасное здание клуба для кинопросмотра, художественной самодеятельности и клубных секций.

В июле 1929 года сданы в эксплуатацию цех металлоконструкций и ремонтно-строительный цех.

В январе 1930 года вышли первые номера еженедельной многотиражной газеты «На стройке», которую редактировал сам А.П. Банников. Для улучшения питания организуется сельскохозяйственная ферм.

15 июля 1930 года завершено строительство шоссе в город длиной 6 км (сегодня проспект Космонавтов) и по ней организовано автомобильное движение.

В сентябре 1930 года был пущен питьевой водопровод от озера Шувакиш из скважин глубиной до 90 метров. Вода была чистейшая, не требовалось ни фильтрования, ни химической обработки.

В 1930 году были заложены все основные цеха завода. К этому времени на стройплощадке стали появляться механизмы, способствующие росту производительности: бетономешалки, канавокопатели, экскаваторы и краны.

Соцгород Уралмаш: жилищный вопрос

Летом 1926 года на месте будущего машиностроительного завода вырыты первые четыре землянки рабочих.

В 1928 году бюро по проектированию нового жилого района возглавил Пётр Васильевич ОРАНСКИЙ. Проект соцгорода предусматривал расположение жилого массива к северу от завода. И это не случайно: господствующие ветра здесь западные и северо-западные и поэтому жилой район мало страдает от вредных промышленных выбросов в атмосферу. В 1928 году началось строительство деревянных двухэтажных жилых домов в районе будущих улиц Кировоградской, Красных Борцов, Уральских рабочих.

К ноябрю 1930 года было возведено несколько 4-х этажных кирпичных домов на улице Ильича. Новоселов особенно радовало редкое по тем временам центральное отопление и уж совсем большая редкость – ванны.

Для озеленения улиц соцгорода денег не жалели даже в голодные 30-е годы: везли с Поволжья вагонами ясени, липы, клены, дубы, декоративные кустарники. На заводской территории Уралмашзавода кое-где встречался даже грецкий орех, правда, очень хилый.

1931-1932. Сталинский район

В 1931 году на стройплощадке работало уже до 17 тысяч рабочих В марте месяце на базе «Уралмашиностроя» создан Сталинский район.

29 марта вышел первый номер газеты «Сталинец» (до этого газета называлась «На стройке»).

В 1931 году были сданы в эксплуатацию чугунолитейный цех, промышленный водопровод, модельный и инструментальный цеха.

15 июля прозвучал первый заводской гудок.

Построена водонапорная башня с баком 700 кубометров, самым большим металлическим баком на планете.

В августе сварен газопровод длиной 3 км.

Осенью открыт вечерний институт, в котором начали обучаться 200 человек.

В 1931 году открыто трамвайное движение до вокзала протяженностью 6 км, билет тогда стоил 15 копеек.

В 1932 году сданы в эксплуатацию цеха: механический №1, термический №1, кузнечно-прессовый, механический №2.

Построена ТЭЦ, газо-генераторная станция, гараж, школа фабрично-заводской семилетки, детсад и фабрика-кухня.

В июле закончены работы на звуковом кинотеатре «Темп», хлебозаводе, построена школа №81.

Рождение Эльмаша

11 июня 1932 года было принято постановление №422 о строительстве уральской электромашиностроительной группы заводов «Уралэлектротяжмашина».

В июле 1933 г. был заложен фундамент первого завода - аппаратного. Всего планировалось в рамках проекта построить четыре завода: турбогенераторный, завод гидрогенераторов и крупных машин, аппаратного и трансформаторного.. Началось строительство соцгородка на Эльмаше.

15 июля 1934 года пущено опытное производство завода Уралэлектромашина. Первым директором был назначен Александр Миронович ДУБНЕР.

«Уралэлектромашина» станет самым мощным на Урале многоотраслевым электротехническим комбинатом.

Новый район был назван Куйбышевским.

1933. Ооткрытие "Уралмашзавода"

15 июля 1933 года состоялось торжественное открытие завода «Уралмаш». Заводу было присвоено имя Серго Орджоникидзе. В 1933 году в соцгороде Уралмаш были построены две школы №№68 и 71 и новая баня на 400 человек в час. На 24 улицах установлено 257 фонарей, уложено 16,5 км водопровода, замощено 17 тыс. км дорог, посажено 5000 деревьев, 22 тысячи кустарников и 85 тысяч цветов. Всего в то время в соцгороде было установлено 1100 радиоточек и 625 телефонов.

17 мая 1935 года: день рожденич Орджоникидзевского района

17 мая 1935 года Исполком Свердловского областного Совета народных депутатов принял постановление об образовании в городе четвертого района – Орджоникидзевского за счет разукрупнения Сталинского района. Эта дата ознаменована еще одним важным для жителей района событием – 17 мая 1935 года уралмашевцы принимали первых героев Советского Союза – летчиков Ляпидевского, Водопьянова, Слепнева. Эти люди в исключительно тяжелых погодных условиях сняли участников экспедиции терпящего бедствие парохода «Челюскинец» со льдов Арктики. Вся страна следила за ходом спасательной операции экипажа «Челюскинца». 17 мая с вокзала группа челюскинцев прибыла на Уралмаш, площадь была забита народом, овации невозможно передать.

1941-1945. Великая отечественная война

В годы войны район стал сердцем оборонной промышленности не только города, но и страны. За короткий срок все предприятия района были перепрофилированы на военное производство.

За годы войны на фронт с завода Уралмаш было отправлено 5551 боевая машина (танки Т-34, самоходки СУ-122, Су-85 и СУ-10), тысячи боевых машин, выпущенных на других заводах, были одеты в уралмашевскую броню (корпуса и башни). Кроме того, на «Уралмашзаводе» шел выпуск корпусов тяжелых авиабомб и реактивных снарядов для знаменитых «Катюш».

Каждый четвертый танк в Великую Отечественную войну выходил с двигателем, выпущенным на Турбомоторном заводе.

Каждый 19-й танк, созданный в СССР был собран на Уралмаше. В 1942 году в школе № 77 была создана школа ВВС, где готовили летчиков-штурманов для Красной Армии.

В начале 1943 года формируется уральский добровольческий корпус. На собственные средства орджоникидзевцев было построено три танковых колонны, для чего было собрано 53 млн. рублей. В корпус было зачислено 282 добровольца, в том числе 200 уралмашевцев. Уральский танковый корпус участвовал в боях за освобождение Брянска, Украины и Польши, уральские танкисты штурмовали Берлин.

Уже с августа 1941 года на территории района стали организовывать работу госпиталей, которые разместились в здании гостиницы “Мадрид”, в школах № 80, № 16, № 68.

За годы войны 17 тысяч орджоникидзевцев было удостоено звания Героя Советского Союза, 24 тысячи награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

1946 – 1960. Объединени Уралмаша и Эльмаша

В послевоенные годы промышленность и социальная сфера района продолжили свое динамичное развитие. В районе сформировалось четыре градообразующих предприятия - “Уралмашзавод”, Турбомоторный завод, “Уралэлектроаппарат”, машиностроительный завод им. Калинина. Продукция предприятий района пользовалась спросом во многих странах мира. Орджоникидзевский район стал “промышленным ядром Свердловска.

В 1948 году была пущена первая очередь трамвайной линии на Эльмаш, а в 1949 году поселок Эльмаш был соединён с центром города трамвайной линией.

В 1959 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Орджоникидзевский район (Уралмаш) и Куйбышевский район (Эльмаш) были объединены в один Орджоникидзевский район.

60-е – 90-е годы. ОТ ТРОЛЛЕЙБУСА ДО МЕТРОПОЛИТЕНА

В 60-х гг. на Уралмаше было создано троллейбусное движение.

В эти же годы около деревни Пышма раскинулось мощное тепличное хозяйство Орджоникидзевского совхоза. Отсюда Уралмаш получал ранние овощи с марта-февраля месяца.

В 1964 году завод “Уралэлектроаппарат” переименован в «Уралэлектротяжмаш им. Ленина».

В 1965 году сдана в эксплуатацию экспериментальная школа № 128 на 1600 мест, самая крупная школа в городе, области и республике.

27 апреля 1991 года были пущены три первые станции: “Проспект Космонавтов”, “Уралмаш” и “Машиностроителей”. Следующей вехой стало открытие движения до станции “Уральская” - до железнодорожного вокзала - 22 декабря 1992 года. А ещё через два года - 22 декабря 1994 г. - жители Уралмаша и Эльмаша получили возможность добираться на метро самый центр города - на Площадь1905 г.

Осенью 1996 года был заложен первый камень в основание Храма Рождества Христова. А уже 7 января 1998 года в нём была отслужена первая литургия. Это первая каменная церковь, возведённая в Екатеринбурге за последние 100 лет.


Узнаваемые места нашего района

Мы любим свой город и гордимся им!

Школа № 138 Орджоникидзевского район города Екатеринбурга

Все мы учимся в одной школе – самой замечательной школе № 138. Мы любим свою школу за то, что она самая уютная в мире! В этом году школа выглядит еще лучше: наша школа – юбиляр. Школе исполнилось 30 лет. Она принарядилась, весело блестит своими окнами и стала вовсе не старше, она помолодела. Учащиеся и выпускники приходят в школу с веселыми лицами и радуются, что школа такая молодая. Наша школа № 138

Здравствуй, школа! Ты не просто здание,

Ты для нас всегда, как дом родной.

Выполняем с радостью задания,

Утром ждем свидания с тобой

Комарова Настя, 3 г класс

В столице Урала на улице Шефской

Приветными окнами светится дом,

Дом дружбы, учебы и радости детской,

Его мы любимою школой зовем.

Она наше детство, и память до века

Звучит в нашем сердце как светлый мотив,

Она – наша юность, и стать Человеком

Поможет твой школьный, родной коллектив.

Нас мамы приводят под школьные своды,

И трелью встречает нас первый звонок,

И длится все светлые школьные годы

Душевный и мудрый веселый урок.

Весенним торжественно-праздничным маем

Кончается школьным занятиям срок,

Во взрослую жизнь нас теперь провожает

Желанный и грустный последний звонок.

Уроки открыли нам правду святую,

Той правде, как клятве, нельзя изменять,

Как мать, мы Отчизну должны дорогую

Любить бескорыстно, беречь и хранить.

И.Т. Сычек,

первый директор МОУ СОШ № 138

2004 г., февраль

"Каждый кулик свое болото хвалит"

http://spreadsheets.google.com/viewform?formkey=ckFPNnM0LUdKd3lGZ2k2QUtjMDc2MXc6MA..