Участник:Ирина Новикова

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Изображение:DSC07542.JPG

Новикова Ирина Владимировна

МОУ СОШ №6

e-mailNovikova641@gmail.com

п.Зеленоборский

Учитель биологии

Спорт


Содержание

Современные подходы к конструированию содержания естественнонаучного образования

ГОС. Основное общее.Биология.

ГОС Среднее полное Биология.

Федеральный базисный учебный план. Примерные программы.

Медиа:Программа по биологии.doc

Учебно-методическое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ

Федеральный перечень учебников на 2009-2010 уч.г.

Схема анализа учебника

Автор(ы) учебника С.Г.Мамонтов,В.Б.Захаров,Н.И.Сонин

Название учебника Биология.Общие закономерности.9 класс.

Учебное пособие для 9 класса (базового уровня).

Выходные данные "Дрофа" Москва 2005

Требования, предъявляемые к учебнику

  • Общая оценка учебника

1.1 Соответствие обязательному минимуму содержания образования

- полное

1.2 Новизна

-новаторское - доступность изложения биологических закономерностей для учеников среднего звена, нетрадиционное изложение - удачно изменена последовательность в изучении некоторых тем.Например, в генетике неполное доминирование изучается после первого закона Менделя,что логичнее прежнего изложения.

- новый подход к структурированию учебника - в начале каждой главы учебника введены изученные понятия,которые подробнее раскрыты в данной главе.

1.3 Наличие учебно -методического комплекта к учебнику

- пособие для учителя, для ученика и т.д.

1.4 Соблюдение полиграфических норм

- использование различных шрифтов для выделения основного, дополнительного и пояснительного материала

- рациональное расположение материала на странице

- наличие цветных иллюстраций

  • Педагогическая оценка.

Дидактические принципы

2.1 Научность

-соответствие современным взглядам на содержание основного общего образования

-соответствие современной педагогической теории

- отражение методов познания

- отсутствие теоретических ошибок

- корректность формулировок

2.2 Системный подход к содержанию

- содержание учебника в целом

- содержание отдельных тем

2.3 Реализация принципа историзма

- достаточная

2.4 Доступность

- соответствует возрастному уровню интеллекта ученика

- увлекательность изложения

2.5 Наглядность представления информации

- иллюстрации к образному строю текста: модели, схемы, таблицы

- иллюстрации в виде изображений реальных предметов, фотографии

2.6 Отражение межпредметных связей в разделах "Структурная организация живых организмов","Взаимоотношения организма и среды."


2.7 Проблемный подход

  • Дидактические функции

3.1Возможности дифференциации обучения

- разноуровневость текста, разноуровневость заданий, дополнительный материал

3.2 Организация учебной деятельности обучающегося Наличие различных видов заданий (вопросы, упражнения, задачи, экспериментальные и творческие задания), - возможность использования учебника для самостоятельного чтения

3.3.Формирование приёмов умственной деятельности - анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения, умения выделять главное

3.4 Формирование мотивационной сферы - потребность в биологическом образовании, цели, мотивы

3.5 Освещение роли биологии- в промышленности(генная инженерия), в сельском хозяйстве(селекия растений,животных и микроорганизмов), в повседневной жизни человека(многообразие живого мира), -в решении экологических проблем (охрана природы и основы рационального природопользования).

3.6 Возможность использования учебника в различных методических системах и технологиях - независимость от конкретной технологии

3.7 Возможность преемственности с другими учебниками Воспитательные и мировоззренческие функции

4.1 Раскрытие основных мировоззренческих положений на основе ведущих биологических законов и теорий -наличие интеграции естественнонаучного знания.

- направленность на создание научной картины природы - адекватное отражение законов биологии

4.2 Реализация вопросов воспитания культуры учебного труда -структурность изложения -наличие пояснений по работе с учебником - оглавление -условных обозначений к заданиям

4.3 Духовное воспитание - нравственное, эстетическое, воспитание потребности в здоровом образе жизни, экологическое

  • Основной текст

5.1 Какие виды текста использованы: a) вводный b) информационный c) обобщающий d) заключительный

5.2 Какие приёмы изложения использованы: a) описание b) повествование c) объяснение d) проблемное изложение

5.3 Текст информационной избыточностью не осложнен. Дополнительный материал материал в параграфах под желтыми цифрами.

5.4 Соотношение фактического и теоретического материала- 2:3. Оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса биологии.

  • Дополнительный текст

6.1 Какие виды текста представлены: a) познавательные, научно-популярные; b) документальные:


6.2 Соотношение основного и дополнительного текстов-3:2

6.3 В каком виде предлагаются исторические документы (краткие, адаптированные тексты, выдержки, цитаты)

6.4 Какую роль играет в учебнике дополнительный текст?

  • Пояснительный текст

7.1 Какие виды текста использованы:

a) постраничный словарь; b) пояснения в скобках внутри текста; c) подписи к иллюстрациям

7.2 В пояснительном тексте к иллюстрациям используется научно-популярный стиль.

7.3 Эффективно используется авторами потенциал пояснительного текста.

  • Методический аппарат

8.1 К чему относятся вопросы и задания, как они расположены:

после параграфа; после темы, раздела, курса;. к иллюстрациям;


8.2 Какие вопросы и задания использованы: a) на воспроизведение информации; b) на преобразование информации; c) на творческую реконструкцию фактов; d) на создание проблемных ситуаций


8.4 Какие виды таблиц предложены: a) хронологические; b) синхронистические; c) сравнительно-обобщающие; d) конкретизирующие; e) иллюстративные


8.5 Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью: a) опорные схемы главы, параграфа; b) планы-схемы для организации самостоятельной работы учебником; c) памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий;


  • Иллюстративные материалы

9.1 Какие виды иллюстраций представлены: a) изобразительные: - учебные рисунки; - репродукции произведений искусства- цветной вкладыш - документальные изображения имеются ко всем параграфам учебника.

b) условно-графические: - карты, картосхемы, - схемы,


9.3 Существует связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника. Для глубокого изложения материала.

9.4 Качество полиграфического исполнения иллюстративного материала хорошее.

  • Аппарат ориентировки

10.1 Оглавление расположено в конце учебника,это удобно для быстрого поиска главы,раздела.

10.2 В оглавлении помогает учащимся ориентироваться в структуре основного текста жирный шрифт.

10.3 Рубрика "Вспомните!" обозначена улиткой,вопросы для повторения и задания-крабом.

Материально-техническое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ КАБИНЕТА БИОЛОГИИ


Кабинет биологии находится на втором этаже трёхэтажного здания. Имеется лаборантская с выходом в кабинет и в коридор школы. Место учителя оборудовано кафедрой. Доска металлическая магнитная. Кабинет оснащён комплектами таблиц, влажными препаратами, чучелами птици других животных. Имеется лабораторная посуда для проведения практических и лабораторных работ. В кабинете имеются комплекты учебников и дополнительной литературы. Для контроля знаний есть раздаточный материал, в том числе и сделанный руками учащихся и учителей. Оформлены стенды. Озеленение кабинета проводится силами учеников и учителей. Имеется большое разнообразие видов комнатных растений. Есть школьная теплица.

Современные формы, методы и средства обучения

Электронное приложение к учебнику "Биология-9" использую. "1С.Репетитор.Биология". Диск имеет ряд разделов:общая биология, растения, животные, человек. В приложении имеется огромный теоретический материал, таблицы с наиболее важными сравнительными данными, схемы, рисунки, мультимедийные "живые" картинки. Имеются задания разного уровня сложности, задания и материал для подготовки в ВУЗ. Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ.

КОЛЛЕКЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

САЙТ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ

Сообщество учителей биологии и экологии "БИО-ЭКО"

Урок "Особенности перекрестного опыления цветковых растений в условиях Севера"

Медиа:Конспект_особенности_перекрёстного_опыления.doc

Схема самоанализа урока
  • Урока"Особекнности перекрестного опыления цветковых растений в условиях Севера"относится к теме"Размножение покрытосеменных".На уроке закреплено понятие о цветке как органе семенного размножения.Обьяснены приспособления цветков к различным способам опыления в условиях севера.Результат урока показал усвоение учащимися данного материала.
  • Результат урока соответствует поставленной цели.Причиной успеха считаю провильно подобранную технологию. *Уровень формирования на уроке знаний :логичность подачи материала, научность, доступность,наглядноссть. Уровень формированмя умений: соответ¬ствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений.
  • Данный урок создал особое пространство для развития ума, памяти, внимания,умения работать в группах, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения,для осознания и осмысления собственной деятельности, для формирования интереса к данному предмету.
  • Урок был выстроен оптимально, соответствовал моим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития уча¬щихся, специфике класса.Адекватна была организация деятельности уча¬щихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока.
  • Степень активности учащихся на уроке можно оценить как высокую.На уроке выступали два человека, представляя свою универсальную модель цветка.Остальные учащиеся дополняли и задавали вопросы. Молчащих учеников на уроке не было, т.к. каждому хотелось поделиться полученными знаниями. Все учащиеся получили положительные оценки в конце урока.
  • Темп урока был достаточно высоким. Интерес учащихся к уроку поддерживался на всём его протяжении. В начале урока было повторение, далее изучение нового материала, затем - практическая работа в группах и защита модели.
  • В ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся,учебный материал урока был актуален.Контроль знаний осуществлялся в начале урока и в конце после защиты моделей.
  • Домашнее задание задавалось в конце урока, было записано на доске и продиктованно. Инструктаж был детальным и чётким. Его проверка продумана.
  • Психологическая атмосфера урока, степень доб¬рожелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, харак¬тер их общения были на высоком уровне.
  • Настроение учителя после урока не изменилось. Теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить тепм урока и разбить его на два урока. Повысился интерес к предмету и уроку.

Использование проектной методики на уроке и во внеурочной деятельности

"Выращивание томата"

Сертификаты индивидуальных достижений

Изображение:Img005.jpg

Коллекции фотографий

Умные мысли или обсуждение работы на курсах

Уважаемая Ирина Владимировна, здравствуйте! Вы молодец. Уже проанализировали учебник. Правда не сделали ссылку на сайт издательства "Дрофа". Напоминаю, что за Вами еще четыре задания: нормативные документы, оснащение, урок и проек. Желаю удачи!!! И.А. Петрова

Уважаемая Ирина Владимировна, здравствуйте! Увидела федеральные перечни учебников, хотя предполагались ссылки. Не поняла, что это за справка, очень мелкое изображение. За Вами еще проект и урок с конспектом, дидактикой и анализом. Нет разработанной Вами рабочей программы. Рабочие программы г. Ярославль не очень интересны. Желаю удачи!!! И.А. Петрова

Ирина Алексеевна, не могу выйти в Google. Можно привести на флэшке презентации проектов и урока? Программа подвешена, анализ урока сделан! Справку привезу.


СоцОбраз:Мурманская область