Участник:Ларисамихаэлис

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Изображение:DSC07540.JPG

Михаэлис Лариса Николаевна


МОУ СОШ №18

e-mail Iarisa 21245@gmail.com

г. Мурманск пос.Зеленоборский

Учитель биологии



Содержание

Современные подходы к конструированию содержания естественнонаучного образования

Закон об образовании

Государственные образовательные стандарты

Примерные программы по биологии основного общего образования

Примерные программы по биологии среднего (полного) общего образования

Медиа:Рабочая программа по биологии.doc

Учебно-методическое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ

Федеральный перечень учебников на 2009-2010 уч.г.

Методические рекомендации к учебнику

Схема анализа учебника

Автор(ы) учебника- А.А.Плешаков,Н.И.Сонин. Название учебника:"Природоведение"  Учебное пособие для 5 класса (базового уровня). Выходные данные- Москва, "Дрофа"2007 год

Требования, предъявляемые к учебнику *Общая оценка учебника

1.1 Соответствие обязательному минимуму содержания образования- 

Учебник полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования 

1.2 Новизна-новаторское, нетрадиционное изложение (Рубрика после параграфа "Обратитесь к диску") - новый подход к структурированию учебника (привести примеры ) - новое содержание лабораторных работ  (привести примеры) - новые типы заданий (В ЦОРах)

 1.3 Наличие учебно-методического комплекта к учебнику

- Имею методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина "Природоведение" 5 класс авторы В.Н.Кириленкова, В.И. Сивоглазов- У учащихся имееются "Рабочие тетради" автор А.А.Плешаков 

1.4 Соблюдение полиграфических норм - В учебнике используются различные шрифты для выделения основного, дополнительного и пояснительного материала

- рациональное расположение материала на странице 

Материал на страницах учебника расположен рационально и экономично

- наличие цветных иллюстраций 

Учебник изобилует цветными иллюстрациями, что повышает его эффективное усвоение материала учащимися *

Педагогическая оценка. Дидактические принципы

2.1 Научность-соответствие  современным взглядам на содержание биологического  образования-соответствие современной педагогической теории- отражение методов познания - отсутствие теоретических ошибок- корректность формулировок 

2.2 Системный подход к содержанию- содержание учебника в целом- содержание отдельных тем 

2.3 Реализация принципа историзма- достаточная 

2.4 Доступность- Учебник соответствует возрастному уровню интеллекта ученика- нормальный уровень доступности- увлекательность изложения 

2.5 Наглядность представления информации- иллюстрации соответствуют образному строю текста- иллюстрации  в виде изображений реальных предметов, фотографии 

2.6 Отражение межпредметных связей  - В учебнике представлены межпредметные связи с географией, физикой, астрономией, химией, историей.(Например: система мира- астрономия, строение земли - геология, вещества и явления в природе - физика и т.д.)

 2.7 Проблемный подход 

  • Дидактические функции

3.1Возможности дифференциации обучения- В тексте учебника разноуровневость и разноуровневость заданий не присутствует. Дополнительного материала недостаточно.  

3.2 Организация учебной деятельности обучающегосяНаличие различных видов заданий (вопросы)- возможность использования учебника для самостоятельного чтения  Учебник необходимо использовать для самостоятельного чтения!!!

3.3.Формирование приёмов умственной деятельности- анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения, умения выделять главное   Учебник способствует формированию приёмов умственной деятельности:сравнения,классификации,систематизации, обобщение, умения выделять главное  

3.4 Формирование мотивационной сферы- потребность в  биологическом образовании, цели, мотивы  Учебник формирует мотивационные сферы и способствует развитию биологического образования.Все темы учебника имеют цели и мотивы. 

3.5 Освещение роли химии- в промышленности, в сельском хозяйстве, в повседневной жизни человека,-в решении экологических проблем (привести примеры) 

3.6 Возможность использования учебника в различных методических системах и технологиях- ориентация на конкретную технологию- независимость от конкретной технологии 

3.7 Возможность преемственности с другими учебниками Воспитательные и мировоззренческие функции   Учебник 5 класса имеет тесную связь с учебниками 3 и 4 класса "Окружающего мира", так как автор тотже- А.А. Плешаков.Многие темы имеют продолжение и более углублённое изучение в 5 классе.Например: тема "Разнообразие жиаого" 5 класс и в 3 классе "Разнообразие растений"  

4.1 Раскрытие основных мировоззренческих положений на основе ведущих законов и теорий-наличие интеграции естественнонаучного знания.   Создание единой картины природы раскрыто на основных ведущих законах биологии - это клеточная теория, эволюция живого.Они адекватно отражают законы природы.   - направленность на создание научной картины природы- адекватное отражение законов химии 

4.2 Реализация вопросов воспитания культуры учебного труда-структурность изложения В структурности изложения отсутствует пояснения по работе с учебником-наличие пояснений по работе с учебником- оглавления- предметного указателя-условных обозначений к заданиям- ответов к заданиям 

4.3 Духовное воспитание- нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, воспитание потребности в здоровом образе жизни, экологическое   Наиболее развиты в учебнике - эстетическое и экологическое воспитание, а остальные стороны духовного воспитания развиты слабо *Основной текст

5.1 Какие виды текста использованы: a) вводный b) информационный c) обобщающий d) заключительный   В учебнике имеют место все виды текста  

5.2 Какие приёмы изложения использованы: a) описание b) повествование c) объяснение  d) проблемное изложение   Используются все приёмы изложения текста, кроме проблемного изложения

5.3 Отличается ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал?    Текст учебника содержит достаточную информацию, но дополнительного материала мало.

5.4 Каково соотношение фактического и теоретического материала? Насколько оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса химии?*Дополнительный текст

6.1 Какие виды текста представлены: a) познавательные, научно-популярные; b) документальные:         с) фрагменты из художественных произведений?  Больше представлено в учебнике документального текста. Хочется, чтобы было больше научно-популярного текста 

6.2 Каково соотношение основного и дополнительного текстов?    В учебнике в нормальном соответствии представлен основной и дополнительный текст

6.3 В каком виде предлагаются исторические документы (краткие, адаптированные тексты, выдержки, цитаты, развёрнутые, аутентичные тексты и т.д.)    Исторические документы содержат краткую информацию

6.4 Какую роль играет в учебнике дополнительный текст?    Дополнительный материал содержит познавательную направленность*  Пояснительный текст

7.1 Какие виды текста использованы: a) постраничный словарь; b) пояснения в скобках внутри текста; c) подписи к иллюстрациям?   Постраничный словарь отсутствует.Пояснения в скобках и подписи к иллюстрациям в наличии

7.2 Какая информация предлагается в пояснительном тексте к иллюстрациям:познавательная, научно-популярная

7.3 Насколько эффективно используется авторами потенциал пояснительного текста?  Эффективно* Методический аппарат

8.1 К чему относятся вопросы и задания, как они расположены: a) в начале темы, параграфа; b) внутри основного текста; c) после параграфа; d) после темы, раздела, курса; e) к иллюстрациям; f) к документам?  Вопросы и задания расположены в конце параграфа.

8.2 Какие вопросы и задания использованы: a) на воспроизведение информации; b) на преобразование информации; c) на творческую реконструкцию фактов; d) на создание проблемных ситуаций e) другие?   Вопросы и задания направлены на воспроизведение и преобразование информации, на творческую активность учпщихся

8.3 Характеристика  задачного   материала: a) соответствие обязательному уровню b) возможность организации дифференцированного обучения c) наличие занимательных задач d) реализация прикладного аспекта e) количественная характеристика

8.4 Какие виды таблиц предложены: a) хронологические; b) синхронистические; c) сравнительно-обобщающие; d) конкретизирующие; e) иллюстративные f) другие?  Таблицы отсутствуют

8.5 Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью: a) опорные схемы главы, параграфа; b) планы-схемы для организации самостоятельной работы учебником; c) памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий; d) тесты самоконтроля e) другие?*  Иллюстративные материалы"

9.1 Какие виды иллюстраций представлены: a) изобразительные: - учебные рисунки; - репродукции произведений искусства - цветной вкладыш - документальные изображения имеются ко всем параграфам учебника. 

Имеются изобразительные - учебные рисунки, а также условно-гравифичекие карты и картосхемы b) условно-графические:- карты, картосхемы,- картопланы,- схемы,- чертежи? c) другие?

9.2 Каково соотношение различных видов иллюстраций в учебнике? Как оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса?   Иллюстрации учебника соответствуют тексту и возрастным познавательным возможностям учащихся

9.3 Существует ли связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника? Каким образом и с какой целью она осуществляется? 

Иллюстративный материал соответствует основному тексту учебника

9.4  Каково качество полиграфического исполнения иллюстративного материала?    Качество полиграфического исполнения соответствует возрастным особенностям учащихся  *  Аппарат ориентировки

10.1 Где расположено оглавление? Насколько эффективно такое решение?    Оглавление расположено в конце учебника.

10.2 Что в оглавлении помогает учащимся ориентироваться в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности? 

В структуре основного текста учащимся помогает качество полиграфического шрифта

10.3  Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности?

10.4 Как выделяются в учебнике отдельные фрагменты текста? Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта, петита? 

Отдельные фрагменты текста выделены курсивом и петитом

10.5 Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике: a) указатель дат; b) словарь понятий; c) словарь имён; d) глоссарий?   В учебнике отсутствует глоссарий и словарь понятий и имён. Имеется указатель дат.

10.6  Есть ли в учебнике колонтитулы и шмуцтитулы? Какую роль они играют? 

Колонтитуры отсутствуют. Шмуцтитулы имеются. Они помогают лучшей ориентации в данной части учебника

10.7 Как задействованы форзац и нахзац книги? 

Не задействованы

10.8  Есть ли в учебнике библиография?    Нет  Где она расположена?

10.9 Какие материалы, необходимые для самостоятельного изучения, даны в Приложении?

Материально-техническое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ КАБИНЕТА БИОЛОГИИ


               Материально-техническая база кабинета биологии школы № 18.

Кабинет биологии находится на втором этаже, оборудован в соответствии с нормами СанПиНов. Имеется лаборантская. Имеется разнообразный дидактический материал: натуральные объекты, таблицы по разным разделам биологии, дидактические карточки, оборудование для лабораторных работ, влажные препараты. Кабинет представлен видовым разнообразием комнатных растений. Кабинет оформлен стендами, соответствующими требованиям учебно-воспитательного процесса. Из средств ТСО имеется магнитофон.Кабинет снабжён динамическими моделями-аппликациями, гебариями по всем классам.В кабинете имеется много энциклопедической литературы.

Современные формы, методы и средства обучения

Электронное приложение к учебнику "1:С Репетитор" Биология.

Состоит из разделов: ботаника, зоология, человек, общая биология. Есть ссылки на биогрфии учёных.Ярким курсивом отмечены новые понятия. Имеется большой методический материал по каждому разделу. Он краток, лаконичен, доступен. В приложении много схем, таблиц. В начале каждого раздела присутствует оглавление. Приложение хорошо иллюстрированно. Покзаны механизмы действия биологических процессов. Материал приложения озвучен.

                     Полезные ссылки для учителя биологии

КМ-Школа учителей биологии

Образовательные ресурсы интернета. Биология

Сообщество учителей биологии и экологии "БИО-ЭКО"

Методическая копилка

Должностная инструкция учителя биологии

                                 Открытый урок

Среды обитания Презентация к уроку


Медиа:Справка.doc

Схема самоанализа урока

  • Определить место урока в теме и в общем курсе. А также определить насколько ясным стало это место для учащихся после урока.

Этот урок последоватально следует за уроком "Разнообразие живого" и объясняет как организмы приспособились к своим средам обитания.

  • Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.

Цели урок достиг: ученики анализировали, как организмы приспособились к средам обитания, правильно и уверенно отвечали на вопросы в таблице.

  • Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи мате¬риала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответ¬ствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

Материал урока доступен, помогает формировать умение работать с таблицей.


  • Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.

Ученики слушали своих одноклассников, отстаивали свою точку зрения.

  • Продумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития уча¬щихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности уча¬щихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?

Урок соответствовал данному уровню учебной подготовки и развитию учащихся.


  • Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось? При этом надо руководствоваться неотложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного класса с другими классами.

Продуманы были все этапы урока, поэтому ученики были активны, правильно отвечали на вопросы по уроку.

  • Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде “гото¬вых знаний”, до чего, “додумались” сами учащиеся?

Виды работ на уроке менялись и поэтому ученикам было интересно.

  • Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учеб-ный материал урока?
  • Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была оценена на урок, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сдела¬но?

Работа ребят на уроке оценивалась.

  • Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли провере¬но, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?

Домашнее задание было прокомментировано учителем и записано в дневник.

  • Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доб¬рожелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, харак¬тер их общения.

Учащиеся легко шли на контакт с учителем, поэтому в классе сохранялась хорошая рабочая обстановка.

  • Настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Использование проектной методики на уроке и во внеурочной деятельности

'Исследование природных сообществ Белого моря.'

Много лет учащиеся Зеленоборской школы №18 посещали Беломорскую биологическую станцию. В настоящее время они стали исследователями флоры .Под руководством А.Д.Виталь,доктора биологических наук группа ребят собирала ,рисовала,беспозвоночных литорали Белого моря. Другая группа учеников собирали материал в лесу для оформления гербариев.ЦЕЛИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА ББС(Беломорская биологическая станция):изучение литорали Белого моря,сбор учебного материала ,проведение экскурсий,оформление гербариев(как итог работы)растений Мурманской области.А.Д.Виталь провела экскурсию в ботанический сад под открытым небом.Этот сад был оганизован в 1963г. В.Н.Веховым и К.А.Воскресенским .Сад насчитывает 200 видов различных кустарников,деревьев и трав.Экспозиция включает местные виды растений ,тундровую и лесотундровую флору ,а также декоративные и интродуцированные растания.Учащиеся в результате работы изготовили 40 гербариев,выполнили много рисунков и другой учебный материал. ББС МГУ была основана в 1938г.группой сотрудников и Биологического факультета.С 1995г.биостанция носит имя Н.А.Перцова.Он всю жизнь посвятил организации и строительству биостанции.

Учебный проект Биологически активные вещества

Коллекции фотографий

Изображение:IMGP1174.JPG Изображение:Рисунок6.png Изображение:Рисунок9.jpg



Изображение:Рисунок7.png Изображение:Рисунок 23.jpg Изображение:Рисунок25.png

Умные мысли или обсуждение работы на курсах

Уважаемая Лариса Николаевна! Совсем Вы не учитьесь. Напоминаю, до 16 апреля необходимо выполнить шесть заданий. Время бесжалостно уходит, Вы не сможете закончить обучение такими темпами. Пожалуйста, отреагируйте на мое послание! Удачи!!! И.А. Петрова

Уважаемая Лариса Николаевна! Приветствую!! Вижу анализ учебнгика. Отрадно. Пожалуйста, приведите его в читабельное состояние, через двойной интервал, проверте ссылку (у нас не открывается). И интенсифицируйте свое обучение. И.А. Петрова


Лариса Николаевна!!! Это всё, что я смогла сделать... если чё не так... я не виновата!!))

Ирина Алексеевна! Рабочая программа по биологии готова. Проанализируйте. Я старалась.Жду ответа.

Дорогая Лариса Николаевна! Поздравляю с успешным окончанием обучения! Готова торжественно вручить Вам свидетельство! Звоните (раб. тел 31-99-86) и приезжайте! И.А. Петрова