Участник:Сальникова Елена

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

«Формирование творческого мышления и познавательной активности учащихся на уроках географии через вовлечение в проектную деятельность кейс – метода ». Сальникова Е.Л., учитель высшей категории МАОУ «Гимназия №76» г. Набережные Челны РТ. Все чаще из уст педагогов высшей школы можно услышать, что развитие образования сегодня невозможно обеспечить, не имея навыков проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. Но, несмотря на обширную известность, наличия в педагогике достаточного числа работ, метод проектов слабо освещен в методической литературе применительно к изучению предметов, в том числе и к географии. Метод проектов сегодня в основном применяется во внеурочной деятельности, воспитательной работе. Однако требования Федерального компонента ставят перед учителями задачу реализации проекта в урочной деятельности учащихся. Необходимость дополнения, корректировки учебно-методического обеспечения и определило выбор методической темы «Формирование творческого мышления и познавательной активности учащихся на уроках географии через вовлечение в проектную деятельность». В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи. Особое внимание в методике проектирования уделяется организации взаимодействия учащихся при проведении исследовательской деятельности. Я считаю, что обучать надо этому как можно раньше. Ведь, по сути, что такое проект? Это способность в повседневной жизни, увидеть ситуацию, оценить ее, выявить проблему. То есть ребят надо научить формулировать свои желания, объяснять какой бы они хотели видеть жизнь вокруг (цель), и научить четко понимать, что для этого нужно сделать, т.е учить ставить задачи. Как достигнуть поставленной цели? Какие средства (ресурсы) для этого будут привлечены? Будут ли это средства информационные, материальные, а возможно и трудовые (одноклассники, учителя, родители и. т.д.) Но также очень важно при проектировании, чтобы те ситуации, которые мы создаем для детей на уроках , имели реальный смысл, не являлись чем- то фантастическим, тогда решать подобные задачи будет интереснее. Особенно в старших классах при изучении экономической географии. Нынешнее поколение учеников уже в школе планируют свою будущую жизнь, каждый желает быть успешным и интересным. К тому же СМИ также играют немаловажную роль в этом стремлении. И почему бы не попробовать себя в роли предпринимателя или любого другого специалиста, который может предсказать развитие того или иного бизнеса. Именно с этой позиции мной разработаны уроки в 8 и 9 классах, когда ученики рассматривают территорию сточки зрения ее рекреационного потенциала или вложения инвестиций. При подготовке рекламного проспекта изучаются все наиболее интересные природные и культурные объекты, а при изучении экономического потенциала территории вся совокупность экономических факторов. То есть изучение материала идет на очень высоком научно-обоснованном уровне. Всем известно, что успех любого урока в первую очередь зависит от мотивации, которую мы можем создать для ученика. Старшим школьникам просто необходимо понимать, как полученные знания или проделанная на уроке работа, им может пригодиться в будущим. Определиться с будущей профессией. Поэтому необходимо продумать проектную деятельность на уроке таким образом, чтобы ученик смог поработать в предложенной ситуации, попытался понять насколько ему это близко, и возможно определиться с выбором будущей профессии. Тема научно- исследовательской работы « Рекреационные ресурсы района и потенциальные возможности их использования» была подсказана самими учениками. Я предложила разобраться в этом вопросе. В преподавании географии, в старших классах, при изучении НРК, где необходимо привлечение большого объема современной информации, а при изучении национально- регионального компонента особенно, возникла практическая потребность создания компьютерных презентаций, одного из типов мультимедийных проектов, помогающих в решении проблемы внедрения в учебный процесс быстро изменяющейся информации о нашем динамично развивающемся мире. Не секрет, что основной проблемой, с которой сталкиваются преподаватели при изучении НРК - это отсутствие учебников. И здесь снова оправдывает себя проектная деятельность. Для обобщения материала в 8 классе по теме «Животный мир РТ » ребята работая в группах, составляют электронный альбом, включая даже видеосюжеты о животных, найденные в сети Интернет. Проект содержит отобранный учебный материал, и спецэффекты, которые сопровождают его показ на экране, хранящиеся в одном файле, созданном с помощью Power Point. Предполагаемая тема проекта может быть связана с учебным предметом, профессиональным интересом, хобби. Опыт применения компьютерных проектов в преподавании географии подчеркнул несомненные достоинства этого приема обучения. Компьютерные проекты, позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде таблиц, схем, диаграмм, графических композиций, карт, фото, видео-слайдов и т.п Вся работа разбивается на этапы, каждый из этапов ограничен временными рамками, которые оговариваются заранее. I этап: Обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации; Создание рабочих групп. На этом этапе учащиеся определяются, как они будут осуществлять проектную деятельность, или объединятся в группы, или будут работать индивидуально. Очень важно, чтобы учащиеся сами объединись в группы, определили их количественный состав. Обычно в группу входят 3-4 ученика, они распределяют свои обязанности: подбор информации, ее обработка, оформление проекта. 3. Самостоятельная работа учащихся над задачами; 4. Промежуточные обсуждения достигнутых результатов; II этап: 1. Подготовка презентации. Работа над проектом может быть разной по продолжительности. В связи с этим можно выделить следующие виды проектов:

   мини-проекты, которые учитель использует на одном - двух уроках;
   краткосрочные проекты, они являются компьютерной поддержкой учителю при изучении темы, занимающей несколько уроков,
   долгосрочные проекты.

III этап - презентационный, на котором проходит защита проектов, где учитывается: 1. Актуальность выдвинутых проблем; 2. Активность каждого участника проекта, толерантность по отношению друг к другу во время работы; 3. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; 4. Межпредметные связи, например география и история, география и экология и т.д.; 5. Эстетика оформления проекта; 6. Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов. Для оценки проектов также возможны разные варианты от открытого голосования, до создания экспертной группы из числа учащихся, с которыми критерии оценки заранее проговариваются. В учебнике по курсу «Экономическая и социальная география мира» в разделе «Зарубежная Европа» крайне мало материала, представлена всего одна страна (Германия), собственно это же можно сказать о других регионах. Более широкое изучение материала представляет интерес по ряду причин: o знакомство с различными странами интересно и увлекательно для учащихся, они получают возможность познакомиться с особенностями каждой страны; o созданные презентации становятся визуальным демонстрационным материалом для уроков географии; o ученики овладевают навыками самостоятельной работы с информацией, методикой презентации, которую смогут применить в своей будущей деятельности; Можно выделить следующие общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности 1. Рефлексивные умения: • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; • умение отвечать на вопрос: Чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; • Умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); • умение находить несколько вариантов решения проблемы; • умение устанавливать причинно – следственные связи. 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умение и навыки работы в сотрудничестве: • умение коллективного планирования; • умение взаимодействовать с любым партнером; • умение взаимопомощи в группе в решении общих задач. 5. Менеджерские умения и навыки: • умение проектировать процесс; • умение планировать деятельность, время, ресурсы; • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). 6. Коммуникативные умения: • умение организовать взаимодействие со всеми участниками проекта; • умение вести дискуссию; • умение отстаивать свою точку зрения; • умение находить компромисс.

      	Работа над информационными проектами позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, организовать сотрудничество с преподавателями (деловой, научный и личностный характер общения), усиливает воспитательный эффект, вызывает желание и дальше осваивать компьютерные технологии и внедрять их при изучении различных учебных дисциплин. Все это формирует ключевые компетенции учащихся: предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные; служит приобретению ими социального опыта.

К тому же кадровая модернизация образования, о которой сейчас говорят, также предполагает проектирование, как одну из важнейших форм деятельности любого человека, учителя, как носителя информации, в первую очередь. Я уверена, что будущее образования так или иначе будет связано с проектированием.

Отзывы учащихся о работе над информационными проектами:

	«При работе над проектом по географии «Культура Японии», я расширила свой кругозор, так как пришлось прибегнуть к  различным источникам информации.   К тому же мне нравиться делать презентации, продумывать дизайн каждого слайда Ведь для этого надо было отобрать важный материал, который отмечал бы национальные и природные особенности  страны».

«Проектная технология развивает самостоятельную деятельность, так как для поиска информации мне пришлось переработать огромное количество литературы. Для поиска информации кроме книг, я использовал ресурсы Интернета, материалы различных электронных энциклопедий. Я выше стал оценивать свои возможности и способности» --Сальникова Елена 14:58, 27 декабря 2010 (UTC)