Учим мыслить. Киселева Наталия

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

«Не мыслям учим, а учим мыслить» Э. Кант

С.Л. Рубинштейн, характеризуя психологическую природу мыслительного процесса, указывал: «Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия». Традиционная система обучения в школе, которая до недавнего времени была доминирующей, построена в основном по принципу «слушай меня, повторяй за мной, делай, как я». Это в значительной мере относилось и к математике. При изучении математики ученикам обычно сообщались уже оформленные понятия, уже сформированные истины, уже готовые доказательства, а затем предлагались задачи, для решения которых достаточно лишь применить известные факты. Без ответа оставался извечный вопрос любопытствующего: «А всё-таки, почему же именно так?"

Следствиями такого обучения явились пассивность учащихся, лень, скука, зубрежка, перегрузки, непрочные знания. Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. По этому поводу А. Франц говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Учитель не должен преподносить ученикам истину, а учить её находить.

В течение нескольких лет я работаю над методической темой: «Методы активизации познавательного интереса учащихся при изучении математики». С 2003 года принимаю участие в экспериментах, организованных на базе школы: «Создание пилотных площадок школ высокой информационной культуры», а в настоящее время «Использование ИКТ в учебно – воспитательном процессе». Прошла обучение по программе INTEL «Обучение для будущего». Мне нравится использовать проектную методику в обучении и воспитательной работе. Я поняла, как много значат слова «Спрашивая – обучаю». Их сущность заключается в организации добычи знаний, открытии. Эти ситуации вызывают у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности. Основные приемы, которыми я пользуюсь знакомы всем:

  1. Использование жизненных явлений, фактов, их анализ;
  2. Использование задач межпредметного, профессионального, прикладного характера;
  3. Использование исторического занимательного материала;
  4. Организация практической работы исследовательского характера;

Я хочу привести несколько фрагментов проектов.

Так, изучение темы в курсе геометрии «Тела вращения. Объемы тел вращения» получаются весьма увлекательными, если связать их с реальной жизнью. Вот как может быть представлен в проектах учащихся цилиндр.

Для активизации познавательных интересов учащихся важную роль играет внеклассная работа по предмету. Мы разработали с учащимися проект «Учиться весело – возможно». Я хочу представить вам доказательство одного софизма. Софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного. Каков бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Особенно часто в математических софизмах скрыто выполняются запрещенные действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил.

Наталия Киселева страница консультанта