Формы и методы работы с одарёнными детьми и их родителями

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Что такое одарённость?

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Кто такой одарённый ребёнок?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Дополнительное образование – предназначено для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей: 1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области; 2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса); 3) очно-заочные школы; 4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории; 5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; 6) детские научно-практические конференции и семинары. Исходя из того, что дополнительное образование – это система свободного избрания деятельности ребёнком, выражающаяся в удовлетворении его интересов, предпочтений, я рассматриваю его как особый тип образования, опирающийся на потенциал свободного времени ребёнка, сферу, где ребёнок может реализовать своё право на свободный выбор. Именно такая модель свободного выбора и развития реализуется в нашей школе.

Помимо разнообразных форм обучения одарённых детей, в своей практике я использую обучение в малых группах . Если конкретно, то это интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и пресс-центр школьной газеты «Отражение».

Участие школьников в системе школьной журналистики развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяет максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказывается на профессиональном самоопределении.

Структура школьной редакции такова: Во главе стоит редактор. Редакция имеет свой актив или Совет . Кроме редактора (редакторов), в состав Совета входят: корреспонденты, корректоры, верстальщики. Главный редактор утверждается Советом редакции газеты на выборной основе.

Школьная редакция газеты должна иметь «Доску объявлений» или «Уголок информации». Здесь можно вывесить «Список членов редакции» с указанием «занимаемой» должности, представить списки дежурных по редакции, график работы и основные направления деятельности.

Большая роль в подготовке газеты принадлежит репортёрам, корреспондентам, авторам и составителям программ. Они несут ответственность за чистоту и культуру речи, должны свободно владеть словом, уметь взять интервью и провести репортаж. Этому можно научиться, занимаясь в школьном кружке юного журналиста. Основные рубрики : «Учись учиться», «Говорит дежурный класс», «Спортивные новости», «Рассказы о профессиях», «Вести из класса», «Подросток и закон», «В мире книг», «Встречи с прекрасным», «А знаете ли Вы?» и др.

Каждую тему надо стараться облечь в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью), стремиться говорить о серьёзном просто и ненавязчиво.

Подготовка и выпуск газеты требует вовлечения детей в различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, редактора, корректора, верстальщика. В этом году большой помощью для нас является сотрудничество с городским пресс-центром, объединяющим детей разных школ, увлекающихся журналистикой. Всем известна газета «Класс», выпускаемая этим объединением. Занятия для детей проходят по воскресеньям и вторникам. Обучение детей современным технологиям, основным навыкам обработки информации, работа с компьютерными программами.

В результате работы с детьми по выпуску газеты возрастает их мотивация к обучению.

Клуб интеллектуального развития «Что? Где? Когда?», которым я руковожу, существует в МОУ СОШ № 60 в течение трёх лет. Работа даёт результаты: 2 года команда занимала первое место в районе, 1 год – второе. Данным видом деятельности охвачены дети, одарённые в разных областях энциклопедических знаний.

Регулярное проведение занятий клуба и игр в параллелях с пятого по одиннадцатый класс способствует не только всестороннему развитию всех детей, входящих в его состав (поскольку участвуют все желающие), но и, безусловно, выявлению и поддержке одарённых детей. Занятия показывают способность детей не только отвечать на поставленный вопрос, но и делиться своими знаниями в той или иной области. Получение новой информации от сверстника – необычная форма для повышения уровня своего интеллектуального развития, приносящая удовольствие от процесса познания.

Как проходят занятия?

Выделяю три основных варианта: - занятие проходят в виде игры между двумя командами, в которую входят учащиеся из основного и запасного состава. Допустим, даётся правильный ответ. Ребёнок, предложивший этот вариант, начинает сам объяснять всем, что он знает в этой области знаний. Согласитесь, это совсем другое, чем то же самое говорил бы преподаватель.

- занятию предшествует беседа с приглашённым родителем, который обсуждает с детьми вопросы, касающиеся его сферы деятельности. (Вопросы заранее готовлю)

- занятия проходят в виде игры между командой учащихся и командой родителей. Поверьте, это в несколько раз повышает мотивацию к обучению.

Важно отметить, что учащиеся, посвящённые в члены школьного клуба, не обязательно должны являться отличниками – это действительно одарённые дети, способные к нестандартному мышлению, обладающие всесторонними знаниями и умением работать вместе, в команде. {{subst:Шаблон:Портфолио проекта формы и методы работы с одарёнными детьми и их родителями}}