Мастер-класс Рука помощи или технология педагогической поддержки
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
(→Рефлексия) |
|||
Строка 36: | Строка 36: | ||
'''''Вопрос 1. Перейдите по ссылке "Анализ воспитательной работы" в блог и напишите, пожалуйста, какая из перечисленных выше позиций близка Вам и почему?''''' | '''''Вопрос 1. Перейдите по ссылке "Анализ воспитательной работы" в блог и напишите, пожалуйста, какая из перечисленных выше позиций близка Вам и почему?''''' | ||
- | <rss>http://anvospitanie.blogspot.com/feeds/posts/default|template=Template:Blog1|max= | + | <rss>http://anvospitanie.blogspot.com/feeds/posts/default|template=Template:Blog1|min=3|max=4</rss> |
== Феномен "Проблема" == | == Феномен "Проблема" == |
Версия 19:08, 24 февраля 2009
Авторы: Володина Елена, Баранова Екатерина
Цель мастер-класса:освоение и последующее активное применение технологии педагогической поддержки в практической деятельности педагога-воспитателя
Участники: классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, родители учащихся
Время проведения: 25 февраля (по желанию можно будет продолжить обсуждение интересующих вопросов в блоге "Анализ воспитательной работы")
Предполагается, что в процессе обсуждения и размещения ответов на вопросы (в конце каждого раздела помещен вопрос, ответить на который можно в блоге, перейдя по ссылке "Анализ воспитательной работы"), участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией педагогической поддержки, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка с помощью технологии О.С. Газмана. Продуктом мастер-класса можно будет считать выполненный анализ проблемы по технологии О.С. Газмана (проблему для анализа можно выбрать из предложенного списка или предложить и проанализировать свою проблему).
Дорогие участники мастер-класса, впишите себя в список:
Актуальность темы
Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. От того, насколько педагог-воспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.История вопроса
Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе “Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки”. Разработку концепции продолжили его учени-ки и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, которые совместно с работниками Центра “Педагогический поиск” (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала “Классный руководитель” (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании.
Определение технологии
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера. Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: “… В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации”. Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования). В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Раскрывая сущность явления “педагогическая поддержка”, разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность (“самость”, самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.
Вопрос 1. Перейдите по ссылке "Анализ воспитательной работы" в блог и напишите, пожалуйста, какая из перечисленных выше позиций близка Вам и почему?
Менеджмент воспитания
Феномен "Проблема"
Действия педагога по осуществлению поддержки детей в проблемной ситуации могут стать эффективными тогда, когда учитель будет иметь отчетливые представления о том, что такое проблема, какие условия способствуют ее разрешению, как следует оказывать педагогическую помощь своим воспитанникам. Поэтому предлагаем поразмышлять над следующим: авторы «Психологического словаря» определяют понятие «проблема» таким образом: «Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта».
Вопрос 2. Опираясь на данное определение, сформулируйте важные для педагогической практики выводы о проблеме ребенка.
Вопрос 3. Назовите несколько наиболее сложных и злободневных проблем подростков, обучающихся в современной школе.
Технология осуществления педагогической поддержки
Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и само-реабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика пред-полагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”);
III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Педагогические ситуации
Задание. На основе педагогических ситуаций и отрывка из мультфильма «Лиса и заяц» попробуйте проанализировать проблему и предложить ее решение с помощью технологии педагогической поддержки О.С. Газмана.
Ситуация 1.
Семиклассник Иван отказывается выполнять домашние задания по литературе и посещать занятия по этому предмету.
Ситуация 2.
Пятиклассник Олег проявляет агрессию по отношению к слабым одноклассникам. Он обзывается, портит личные вещи детей. Однажды он сильно толкнул девочку, которая упала и сломала руку. Мальчик твердил, что это случайность и он не хотел причинить ей зло.
Ситуация 3.
Шестиклассница Ира ушла из дома и живет у бабушки. Родители обратились за помощью к классному руководителю после того, как не смогли сами уговорить девочку вернуться домой.
Ситуация 4.
Девятиклассница Юля начала встречаться с парнем, который раньше встречался с ее подругой и одноклассницей Аней. Аня все время стремится навредить Юле, она не может простить ей этого, даже тогда, когда отношения Юли и парня прекратились. Одноклассницы девочек разделились на два враждующих лагеря. Дружеская атмосфера в коллективе оказалась под угрозой.
Ситуация 5.
Ребенок часто не может и не умеет правильно защитить себя от обидчиков. Может ли взрослый помочь ребенку в решении этой проблемы и как?
Фрагмент мультфильма "Лиса и заяц" |
Условия осуществления педагогической поддержки
Учитель может оказать реальную поддержку ученику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются "помогающие отношения" (термин введен Карлом Роджерсом –одним из основоположников гуманистической психологии и педагогики). "Под этими словами, - писал К. Роджерс, - я подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения – это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов". Особый интерес представляет точка зрения этого ученого о возможностях и условиях формирования помогающих отношений. Он называет пять основных условий.Таким образом, для оказания эффективной помощи ребенку в проблемной ситуации педагогу необходимо позаботиться о создании и соблюдении пяти условий:
- восприятие ребенком себя как человека, умеющего и желающего решать собственные проблемы;
- конгруэнтность [1]личности и поведения педагога во взаимодействии со своими воспитанниками;
- безусловно положительное отношение педагога к ребенку;
- эмпатийное понимание ребенка воспитателем;
- ощущение воспитанниками конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.
Принципы педагогического взаимодействия
Успешность формирования перечисленных обстоятельств во многом зависит от сложившегося педагогического кредо воспитателя, фундаментом которого являются основополагающие идеи-принципы построения воспитательных отношений с детьми. Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:
- согласие ребенка на помощь и поддержку;
- опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
- вера в эти возможности;
- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
- совместность, сотрудничество, содействие;
- конфиденциальность;
- доброжелательность и безоценочность;
- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
- реализация принципа "не навреди";
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу-воспитателю более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребенку в проблемной ситуации.
Приемы и методы организации деятельности по педагогической поддержке
а) педагогическое наблюдение;
б) размышления в парах и малых группах;
в) «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»;
г) активное слушание (невербальная эмоциональная поддержка, «Парафраз», «Редакция»);
д) проговаривание
Задание. Дополните, пожалуйста, этот список другими приемами и методами.
Вопросы для обсуждения в течение дня
1. Когда полезные советы взрослых подростку превращаются во вредные?
2. Продолжите, пожалуйста, предложение: «Рука помощи будет принята подростком, если педагог ….».
3. Какие эффективные источники помощи можно предложить подростку в решении той или иной проблемы?
Литература и интернет-ресурсы
- Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3.
- Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
- Воспитание индивидуальности / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
- Газман О.С. Неклассическое воспитание. М., 2002.
- Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Ростов – н/Д, 1995.
- Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2002.
- Немов Р.С. Психологическое консультирование. М., 2001.
- Роджерс К.Р. Становление человека: Взгляд на психотерапию. М., 2001.
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2008.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.
Рефлексия
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о мастер-классе.
- .
- .
- .
- .
- .
- .