Мастер-класс Рука помощи или технология педагогической поддержки

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Рефлексия)
Строка 36: Строка 36:
'''''Вопрос 1. Перейдите по ссылке "Анализ воспитательной работы" в блог и напишите, пожалуйста, какая из перечисленных выше позиций близка Вам и почему?'''''
'''''Вопрос 1. Перейдите по ссылке "Анализ воспитательной работы" в блог и напишите, пожалуйста, какая из перечисленных выше позиций близка Вам и почему?'''''
-
<rss>http://anvospitanie.blogspot.com/feeds/posts/default|template=Template:Blog1|max=5</rss>
+
<rss>http://anvospitanie.blogspot.com/feeds/posts/default|template=Template:Blog1|min=3|max=4</rss>
== Феномен "Проблема" ==
== Феномен "Проблема" ==

Версия 19:08, 24 февраля 2009

Авторы: Володина Елена, Баранова Екатерина

Цель мастер-класса:освоение и последующее активное применение технологии педагогической поддержки в практической деятельности педагога-воспитателя

Участники: классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, родители учащихся

Время проведения: 25 февраля (по желанию можно будет продолжить обсуждение интересующих вопросов в блоге "Анализ воспитательной работы")

Предполагается, что в процессе обсуждения и размещения ответов на вопросы (в конце каждого раздела помещен вопрос, ответить на который можно в блоге, перейдя по ссылке "Анализ воспитательной работы"), участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией педагогической поддержки, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка с помощью технологии О.С. Газмана. Продуктом мастер-класса можно будет считать выполненный анализ проблемы по технологии О.С. Газмана (проблему для анализа можно выбрать из предложенного списка или предложить и проанализировать свою проблему).

Дорогие участники мастер-класса, впишите себя в список:


Содержание

Актуальность темы

Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. От того, насколько педагог-воспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.

История вопроса

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе “Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки”. Разработку концепции продолжили его учени-ки и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, которые совместно с работниками Центра “Педагогический поиск” (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала “Классный руководитель” (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании.

Определение технологии

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера. Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: “… В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации”. Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования). В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Раскрывая сущность явления “педагогическая поддержка”, разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность (“самость”, самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

Вопрос 1. Перейдите по ссылке "Анализ воспитательной работы" в блог и напишите, пожалуйста, какая из перечисленных выше позиций близка Вам и почему?

Менеджмент воспитания

  Веб-презентация проходила в течение 8 дней с 26 ноября по 3 декабря 2020 года. Местом ее проведения традиционно стал блог «Менеджмент воспитания». Фактически этот форум стал последним крупным мероприятием участников межрегионального исследовательского коллектива «Персонифицированная система воспитания ребенка». В нем приняли участие 144 педагога из 11 регионов Российской Федерации и Республики Беларусь, в том числе 3 доктора и 12 кандидатов педагогических, психологических, философских и юридических наук. Количество участников могло быть еще больше, но этому препятствовали обстоятельства, связанные со сложной эпидемиологической ситуацией в стране. На презентацию были представлены внеурочные занятия (классные часы), подготовленные участниками межрегионального исследования для реализации в практической воспитательной деятельности программы «Навигатор саморазвития». Их объединили в 10 модулей. Каждый из них в большинстве случаев содержал 5 разработок. Участники веб-форума  поместили комментарии к представленным воспитательным делам, отметив их сильные и слабые стороны или (и) оставив свои пожелания по их улучшению. Всего было подготовлено и опубликовано 262 комментария. Комментарии распределились между модулями следующим образом: Раздел 1. Развитие самопроцессов ребенка Самопознание (Ивановская обл.) – 36; Самопроектирование (Витебская обл.) – 29; Самостроительство (Псковская обл.) – 23; Самореализация (Псковская обл.) – 25; Самоанализ (Псковская обл.) – 25. Раздел 2. Формирование ценностных отношений Человек и природа (Псковская обл.) – 24; Человек и общество (Витебская обл.) – 18; Человек и деятельность (г. Липецк) – 20; Человек и культура (Псковская обл.) – 36; Человек и его Я (Смоленская обл.) – 26. Количество комментариев на каждый модуль позволяет разработчикам получить дополнительную информацию о возможных вариантах совершенствования созданных ими сценарных планов воспитательных дел. На наш взгляд, авторам, при внесении изменений в свои разработки, надо обратить внимание не только на содержательные аспекты, но и на структуру описания внеурочного мероприятия (рекомендации прилагаются) и даже на количество страниц изложения (не более 3-3.5 страниц). Также считаем, что не следует в конце разработки размещать список литературы, так как он есть в программе «Навигатор саморазвития» (указать литературный источник можно лишь при острой необходимости). Наши пожелания и даже требования связаны с тем, что существуют договоренности о публикации разработок в центральном научно-методическом журнале и об издании их  отдельной книгой. Особое пожелание к витебским коллегам из ИРО – самим определить, какая разработка из представленных на одну тему станет частью названных публикаций, а какая будет опубликована в Республике Беларусь. Срок окончательной доработки материалов к публикации - 31 марта 2021 года. Если кто-то сможет это сделать раньше, то направляйте свои разработки на наш электронный адрес. За ходом веб-презентации наблюдали не только из Российской Федерации  и Республики Беларусь, но и из таких государств, как Украина, США,  Германия, Болгария,  Нидерланды, Румыния, ОАЭ, Египет и др. Было зарегистрировано более 4700 просмотров страниц веб-презентации. Анализ результатов веб-презентации свидетельствует о сделанном важном шаге к продуктивному завершению межрегионального исследования «Персонифицированная система воспитания ребенка» - подготовке методического пособия для педагогов по данной проблеме. Очень важно, что у участников веб-форума сформировалось чувство удовлетворенности процессом и результатами совместной деятельности. Об этом свидетельствуют оставленные в блоге сообщения. Например:  «Я, как постоянный участник веб-презентаций хочу поблагодарить и организаторов данного мероприятия (кафедру теории и методики воспитания Псковского института повышения квалификации работников образования), и всех участников, коллег из других регионов. Подобные встречи дают нам неоценимый опыт... - опыт повышения своей квалификации, опыт взаимодействия с другими регионами, понимание того, как мы движемся по пути персонификации. В ходе изучения разработок я вижу кропотливую работу коллег, начинаю понимать еще более значимость педагога в вопросах воспитания подрастающего, нового поколения. Наша встреча, наша веб-презентация «Формы внеурочной деятельности по обеспечению процесса саморазвития школьников" - это СОБЫТИЕ. Яркое, запоминающееся, дающее стимул к дальнейшему своему совершенствованию. Успехов всем в завершении разработок! Пусть все они будут как хрустальные туфельки (как отметила Елена Синева). И до новых встреч!». (Г.И. Васильева, Пушкинские Горы, Псковская обл.).  «Впервые стала участником такого мероприятия, как веб-презентация. Получила интересный опыт в оперативном обмене информации между авторами и заинтересованными участниками. Во всех модулях представлен колоссальный авторский материал. Все материалы очень любопытные и оригинальные. Было интересно читать отзывы на свой материал, появились идеи по совершенствованию своей разработки. Данный подход в подаче материала, в виде веб-презентаций, позволил всем пообщаться, высказать свое мнение, пусть даже на расстоянии. Это было современно и оперативно! Ежедневная сводка по результатам предыдущего дня мотивировала и поддерживала интерес. На мой взгляд, такая работа способствует творческому и современному развитию педагогов. Спасибо организаторам и всем участникам!» (О.Ю. Иванова, Псков).  «Огромная благодарность кафедре теории и методики воспитания Псковского института повышения квалификации работников образования за предоставленную возможность познакомиться с палитрой работ настоящих профессионалов в деле воспитания. Коллегам-участникам исследования - за желание не стоять на месте, следуя современным вызовам времени. Очень понравилась рубрика: "Если есть необходимость вспомнить", в которой можно было познакомиться с содержанием каждого модуля и структурой описания воспитательного дела, перед тем, как осмыслить разработки воспитательных дел.  Когда представляю ту огромную работу, которую проделал исследовательский коллектив за годы, посвященные этой теме, испытываю гордость и восхищение от того, что имею возможность прикоснуться к опыту и творческой подаче лучших педагогических идей. Такие формы работы, как веб-форум, позволяют продемонстрировать большому количеству заинтересованных сторон то, что вектор воспитания в современном обществе развивается в нужном направлении. Удачи всем участникам исследования на завершающем этапе работы!» (М.М. Терехова, г. Липецк). Организаторы веб-форума благодарят руководителей и членов региональных исследовательских коллективов за активное и творческое участие в работе данного научно-методического мероприятия и надеются, что его итоги помогут в деятельности по обновлению и повышению качества процесса воспитания детей. Структура описания воспитательного делаИтоги веб-презентации 2020 года  


Феномен "Проблема"

Действия педагога по осуществлению поддержки детей в проблемной ситуации могут стать эффективными тогда, когда учитель будет иметь отчетливые представления о том, что такое проблема, какие условия способствуют ее разрешению, как следует оказывать педагогическую помощь своим воспитанникам. Поэтому предлагаем поразмышлять над следующим: авторы «Психологического словаря» определяют понятие «проблема» таким образом: «Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта».

Вопрос 2. Опираясь на данное определение, сформулируйте важные для педагогической практики выводы о проблеме ребенка.

Вопрос 3. Назовите несколько наиболее сложных и злободневных проблем подростков, обучающихся в современной школе.

Технология осуществления педагогической поддержки

Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и само-реабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика пред-полагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”);

III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Педагогические ситуации

Задание. На основе педагогических ситуаций и отрывка из мультфильма «Лиса и заяц» попробуйте проанализировать проблему и предложить ее решение с помощью технологии педагогической поддержки О.С. Газмана.

Ситуация 1.

Семиклассник Иван отказывается выполнять домашние задания по литературе и посещать занятия по этому предмету.

Ситуация 2.

Пятиклассник Олег проявляет агрессию по отношению к слабым одноклассникам. Он обзывается, портит личные вещи детей. Однажды он сильно толкнул девочку, которая упала и сломала руку. Мальчик твердил, что это случайность и он не хотел причинить ей зло.

Ситуация 3.

Шестиклассница Ира ушла из дома и живет у бабушки. Родители обратились за помощью к классному руководителю после того, как не смогли сами уговорить девочку вернуться домой.

Ситуация 4.

Девятиклассница Юля начала встречаться с парнем, который раньше встречался с ее подругой и одноклассницей Аней. Аня все время стремится навредить Юле, она не может простить ей этого, даже тогда, когда отношения Юли и парня прекратились. Одноклассницы девочек разделились на два враждующих лагеря. Дружеская атмосфера в коллективе оказалась под угрозой.

Ситуация 5.

Ребенок часто не может и не умеет правильно защитить себя от обидчиков. Может ли взрослый помочь ребенку в решении этой проблемы и как?

Фрагмент мультфильма "Лиса и заяц"

Условия осуществления педагогической поддержки

Учитель может оказать реальную поддержку ученику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются "помогающие отношения" (термин введен Карлом Роджерсом –одним из основоположников гуманистической психологии и педагогики). "Под этими словами, - писал К. Роджерс, - я подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения – это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов". Особый интерес представляет точка зрения этого ученого о возможностях и условиях формирования помогающих отношений. Он называет пять основных условий.Таким образом, для оказания эффективной помощи ребенку в проблемной ситуации педагогу необходимо позаботиться о создании и соблюдении пяти условий:

  1. восприятие ребенком себя как человека, умеющего и желающего решать собственные проблемы;
  2. конгруэнтность [1]личности и поведения педагога во взаимодействии со своими воспитанниками;
  3. безусловно положительное отношение педагога к ребенку;
  4. эмпатийное понимание ребенка воспитателем;
  5. ощущение воспитанниками конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.

Принципы педагогического взаимодействия

Успешность формирования перечисленных обстоятельств во многом зависит от сложившегося педагогического кредо воспитателя, фундаментом которого являются основополагающие идеи-принципы построения воспитательных отношений с детьми. Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:

  • согласие ребенка на помощь и поддержку;
  • опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
  • вера в эти возможности;
  • ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
  • совместность, сотрудничество, содействие;
  • конфиденциальность;
  • доброжелательность и безоценочность;
  • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
  • реализация принципа "не навреди";
  • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу-воспитателю более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребенку в проблемной ситуации.

Приемы и методы организации деятельности по педагогической поддержке

а) педагогическое наблюдение;

б) размышления в парах и малых группах;

в) «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»;

г) активное слушание (невербальная эмоциональная поддержка, «Парафраз», «Редакция»);

д) проговаривание


Задание. Дополните, пожалуйста, этот список другими приемами и методами.


 


Вопросы для обсуждения в течение дня

1. Когда полезные советы взрослых подростку превращаются во вредные?

2. Продолжите, пожалуйста, предложение: «Рука помощи будет принята подростком, если педагог ….».

3. Какие эффективные источники помощи можно предложить подростку в решении той или иной проблемы?


 


Литература и интернет-ресурсы

  • Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3.
  • Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
  • Воспитание индивидуальности / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
  • Газман О.С. Неклассическое воспитание. М., 2002.
  • Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Ростов – н/Д, 1995.
  • Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2002.
  • Немов Р.С. Психологическое консультирование. М., 2001.
  • Роджерс К.Р. Становление человека: Взгляд на психотерапию. М., 2001.
  • Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2008.
  • Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.


Рефлексия

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о мастер-классе.

  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .

Подведение итогов мастер-класса авторами и ведущими