Этап второй: Благоприятные условия для развития личности «трудного» ребенка
На 1 этапе "Осознание проблемы" мы проанализировали "портрет трудного ребенка", обозначили проявления «особенностей» трудного ребенка и причины возникновения «трудностей» у детей.
В конечном счете, все эти причины можно свести к конкретным психологическим и педагогическим причинам. Поэтому трудные дети — это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был допущен педагогический просчет, педагогическая ошибка, игнорированы принципы и подходы в воспитании «трудных» детей, - дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их личности. Школа была и остается основной социально воспитательной силой, организующей процесс воспитания «трудных» детей.
Любая неудача может вызывать появление одной из двух мыслей:
1) Все бесполезно, выхода нет, ничего не получится…;
2) Это не сработало, нужно искать другой путь, решение все равно должно существовать….
Прежде всего, необходимость осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенностям личности школьника, состоянию, в котором он в данное время находится, вследствие чего давали бы максимальный эффект, учитывая принципы и методы и приемы в воспитании «трудных» детей.
На данном этапе мастер-класса мы ответим на вопрос: «Что помогает в школе выстроить продуктивный путь работы и общения с "трудными" детьми?»
Материалы, которые помогут вам:
Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!):
Принципы воспитания «трудных» детей (укажите 1 принцип и расшифруйте его)
- Принцип субъектости. Педагог максимально содействует развитию способностей ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно. Этот принцип исключает жесткий приказ, как традиционный метод воздействия, усиливает роль этикета, приближает стиль и формы общения к этическим достижениям современной культуры.Выполнения элементарных норм поведения и выполнение детьми их неукоснительных обязанностей - это гарантируется договором педагога и воспитуемого. В договоре всего два «нельзя»: нельзя посягать на другого человека и нельзя не работать, не развивать себя. Требование их исполнения носит категорический характер. Позиция педагога:создание выбора; осмысливание; оценивание; доверие; сотрудничество. -- Двирная Ольга Владимировна
- Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. Он требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке, прежде всего, лучшее, что позволяет формировать у ребенка позитивные качества и веру в себя. -- Герасимова Наталья
- Принцип личностного подхода в воспитании.-- Федосеева Ирина
- Принцип индивидуализации воспитания детей.Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, т.е. выявление причин трудностей, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности. -- Афанасьева Ирина
- Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка.--Макова 13:47, 19 февраля 2012 (UTC)
- Принцип социального закаливания трудных детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.--Макова Надежда Олеговна
- Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, как-то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.--Кузьмина Надежда Павловна
- Условиями реализации принципа индивидуализации являются:• мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;• определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;• учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;• предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования. --Жинкина Любовь Михайловна
- Условиями реализации Принципа социальной адекватности воспитания являются:• учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;• обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.--Канашина Анна Александровна
- Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика.Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются: стимулирование самопознания учеником своих положительных черт; формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения; постоянное внимание к положительным поступкам ученика; проявление доверия к ученику; формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей; оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач; учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов. --Шувалова Ирина Николаевна
- Принцип ринятия ребенка как данности. Признать в ребенке достоинства человека, сохранять к нему уважение как к личности, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей. Признать его право на самобытность и учить быть самим собой. -- Колесникова Татьяна
- Принцип концентрации внимания детей на прошлых успехах. В беседе с "трудным" ребенком вспомнить пережитые в прошлом ситуации успеха, проанализировать, повторить и закрепить их. Использование данного принципа может стать фундаментом для новых достижений в жизни ребенка. --Шамаева Любовь Александровна
- Принцип субъектости. Педагог максимально содействует развитию способностей ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.--Кулемина Елена Владимировна
- Принцип творчества и успеха - благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о "сильных" сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной "Я-концепции" личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего "Я".—Терехова Раиса Петровна
- Принципы деятельностного подхода: принцип субъективности воспитания, принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены, принцип учета сензитивных периодов развития, принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитывающей деятельности; принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности --Марющенко Ольга Семеновна
- Принцип доверия и поддержки.-Педагогическая деятельность обогащается гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания, в основе которых лежит вера в ребёнка, доверие ему, поддержка устремлений к самореализации и самоутверждению.--Пасечкина Татьяна Николаевна
- Принцип уважительного отношения к личности. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. Правила: организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах. --Калюк Евгения Михайловна
- Принцип сотрудничества- установление в образовательном учреждении отношений взаимопонимания, доверительности и взаимной требовательности между администрацией, преподавателями, мастерами производственного обучения, с одной стороны, и учащимися, с другой. -- Павлова Нинель Васильевна
- Принцип целенаправленности. Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. Правила: развитие интереса к проблеме толерантности; развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности; четкое определение конечного результата воспитательных воздействий; постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся. --Рябинина Елена Валентиновна
-
-
-
-
Какие методы и приемы можно использовать при воспитании "трудного" ребенка (указать 1 метод и расшифровать его)
- Общественное поручение.Включая учащихся в различные виды трудовой деятельности, общественная работа имеет очень серьезное значение в деле воспитания целеустремленности, самостоятельности, настойчивости, выдержки и других волевых качеств. Примеры общественных поручений: консультант по предметам, организатор познавательных конкурсов и предметных олимпиад, организатор, член художественного совета, жюри конкурсов и соревнований, организатор досуга школьников, член совета класса, член ученического комитета (совета) школы, член творческой, инициативной группы, совета дела, руководитель мини-кружка для младших ребят, староста класса.Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в поведении ребенка даже незначительные попытки сделать что- то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону. Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в тоже время уметь кое-что прощать, «не заметить». -- Двирная Ольга Владимировна
- Включение трудных учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоко¬нравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой - «труд души». -- Герасимова Наталья
- Переубеждение выступает как самостоятельный метод перевоспитания и одновременно как условие действенности других методов. Поэтому ему придается особое значение. Переубеждение одновременно направлено на изменение сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в результате воздействия на ее сознание возникает чувство неудовлетворенности, отвращение к плохому в себе. Активизируя нравственные чувства, педагог помогает воспитаннику осознать причины эмоциональной неудовлетворенности и изменить образ жизни осмысление воспитанником своего поведения с порцией нравственных требований. Ощущение радости от нравственных поступков и недовольства от безнравственных способствуют формированию социально ценного жизненного опыта.-- Федосеева Ирина
- Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.-- Афанасьева Ирина
- Поощрение - это выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Прием - просьба о помощи. Педагог, для того чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит воспитанника представить себя на его месте и найти способ их решения.Прием - оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций подростка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории. Прием - обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.--Макова 13:59, 19 февраля 2012 (UTC)
- Приучение - это разновидность педагогического требования. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием. Прием - доброго поступка. В процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».Прием - обнажение противоречий Он предполагает разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение. Прием - стратегия жизни. В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.--Макова Надежда Олеговна
- Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.Прием - самоотстранение учителя. После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника. Прием — распределение инициативы предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь -добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.Прием - обмен ролями: учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.Прием - мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.--Кузьмина Надежда Павловна
- требование-одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул. В педагогической практике одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении. Прием -ролевая маска: учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа. Прием - непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соответствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся. Прием - самостимулирование: учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению. Прием - импровизация на свободную тему: учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.--Жинкина Любовь Михайловна
- Метод упражнения - многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - устойчивые качества личности: навыки и привычки.Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример.Прием - инструктирование. На период выполнения того или иного творческого задания, устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.Прием - распределение ролей: четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.Прием - коррекция позиций: тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.). --Канашина Анна Александровна
- Созидательные педагогические приёмы – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1.проявление доброты, внимания, заботы; 2.просьба; 3.поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения --Шувалова Ирина Николаевна
- Метод воспитывающих ситуаций: Это методы организации и поведения воспитанников в специально созданных условиях - ситуациях, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Оценить себя с точки зрения взрослого, уметь встать на чужую позицию и посмотреть на ситуацию со стороны. Колесникова Татьяна
- Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе..--Кулемина Елена Владимировна
- Эффективным является и такой способ воздействия, как моральное принуждение, смысл которого заключается в оценке коллективом учащихся поступков «трудного» ребенка и требовании прекратить недостойное поведение на уроках и во внеурочное время под угрозой изменения социально-психологической позиции в коллективе. -- Пасечкина Татьяна Николаевна
- Целесообразно применять метод «организации поведения», иначе называемый методом приучения и использовать упражнения, способствующие выработке положительных привычек. При применении мер поощрения учителю необходимо учитывать, что наиболее эффективным для них является благодарность от дирекции школы, объявленная перед всеми учащимися.-- Терехова Раиса Петровна
- В связи с трудностью усвоения детьми возбудимого типа прошлого негативного опыта, из педагогических методик перевоспитания рекомендуется применять «упражнение», т. е. организацию повторяющихся действий с целью накопления ими опыта правильного поведения.-- Марющенко Ольга Семеновна
- Фланговый подход - это один из приемов, когда педагог не осуждает проступок воспитанника, а пробуждает в нем гуманные чувства и эмоции, что, в большинстве своем, приводит к стремлениям изменить свое поведение, вести себя адекватно, совершать благородные поступки. -- Шамаева Любовь Александровна
- Укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.-- Рябинина Елена Валентиновна
- Спокойная требовательность;отсутствие раздражительности;тактичное внушение;подсказывание правильных действий;доведение требований до конца;поддержка.--Павлова Нинель Васильевна
-
-
-
-
-
Как должны быть выстроены отношения между участниками воспитательного процесса (педагог, ученика, родитель)?
- Доброта, как одно из главных качеств человеческой культуры, лежит в основе воспитания. -- Двирная Ольга Владимировна
- СОтрудничество, СОтворчество, Совместный поиск. Если школа и семья повернутся лицом друг к другу и будут говорить на одном языке, то тогда существенно изменятся и отношения между детьми и родителями. Это значит, что пространство развития ребёнка будет истинно гуманистическим.-- Герасимова Наталья
- Умение видеть положительное в поведении «трудного», умение опираться и развивать это хорошее — важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.-- Федосеева Ирина
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей; организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; создание условий для благоприятного взаимодействия, преодоление конфликтных ситуаций среди у частников учебно-воспитательного процесса педагогов, детей и родителей; организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания.-- Афанасьева Ирина
- отношения через «СО»: СО-трудничество, СО-перничество, СО-существование, СО-противление, СО-гласование, СО-владение, СО-участие и другие способы бытия--Макова 11:04, 23 февраля 2012 (UTC)
- СО-зерцание, СО-средоточение, СО-отнесение, СО-поставление.Правило позитивности взаимодействия. Всем нам хорошо известно «золотое» правило воспитания: «правило кнута и пряника», или «правило поощрения и наказания». --Макова Надежда Олеговна
- диалогическое общение, где позиции взрослого и подростка равны, больше проявлять свои чувства, важно, чтобы подросток не только взрослого понимал, но и принимал, поняв, а главное, приняв идею, подросток сам будет ее осуществлять, станет нашим единомышленником--Кузьмина Надежда Павловна
- учитывая интересы подростка, предмет разговора должен быть конкретным, затрагивающим суть дела; принимая самостоятельность подростка, не сводить ее к вседозволенности, пусть сам подросток определит время возвращения домой, объем выполнения задания работы--Жинкина Любовь Михайловна
- нельзя касаться личности подростка: возникает круговая оборона, защита своей чести, своего "Я", таким образом трудно вести общения; смотрите на ребенка,подростка как на целеустремленного, прилежного человека, которому, взрослый хочет помочь, не навязывая своих советов, но подводя к определенным выводам исподволь--Канашина Анна Александровна
- «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему --Шувалова Ирина Николаевна
- Правило доверительного взаимодействия: во взаимодействии ребенок ведет себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости будет прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасность. Доверие к миру, конкретной ситуации, другому человеку – это базовая потребность. Она обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией понимания его, заботой о реализации его потребностей. Колесникова Татьяна
- Субъект-субъектную основу диалогического взаимодействия, которая обеспечивается системой занятий со всеми участниками образовательного процесса; включение учащихся в личностно ориентированные педагогические ситуации, которые актуализируют, делают востребованными личностные функции подростков; использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций, социальное проектирование), предполагающих высокую результативность, включенность и активность участников образовательного процесса, взаимообогащение в процессе взаимодействия; соотнесение содержания работы с подростками с возрастной моделью социальной компетентности, ориентация специалиста системы сопровождения в процессе развития социальной компетентности на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых подросток сможет подняться на оптимальный для него уровень развития; ориентация в процессе сопровождения на работу с ценностно-смысловой сферой личности и способы взаимодействия личности в социуме, осуществление педагогами организации целенаправленного осмысления и оценки подростками социальных значений тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формирование их личностных смыслов --Пасечкина Татьяна Николаевна
- Следует выстроить конструктивное взаимодействие: общаться на равных, исключая критические выражения, давая понять, что вы его принимаете, понимаете и уважаете, как уникальную личность. Оценивать трудного ребенка надо независимо от его поведения, ведь он, как никто другой нуждается в справедливой оценке, поддержке и внимании.-- Шамаева Любовь Александровна
- Противоречие между учителем и родителями учащихся возникают по разным причинам В их числе: разопщенность интересов, большое число требований, которые предъявляются сторонами друг к другу.--Кулемина Елена Владимировна
-
-
-
-
Какие мероприятия в школе эффективны в воспитании «трудных» детей
- встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях -- Двирная Ольга Владимировна
- широкая и многообразная внеклассная творческая деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.-- Федосеева Ирина
- Правильная организация досуга учащихся с учетом специфики внешкольного общения.Система во взаимодействии школы и других социальных институтов, плановость в этой работе.-- Афанасьева Ирина
- Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков необходим комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов. На уровне школы это, в первую очередь, взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и врача; профилактическое направление работы должно быть приоритетным в работе с детьми и подростками. В первую очередь организация клубов или студий (открытая форма), в работе которых будут участвовать разные дети. Психологический клуб (студия, театр или что-то еще) работает в тематически ориентированном формате, и его цель — позитивизация “Я”. Каждая встреча посвящена какой-то теме (темы могут предлагать ребята, или психолог продумывает темы на год), которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: “Имя”, “Прошлое, настоящее, будущее”, “Достижения”, “Мечты и желания”.• Большие психологические игры . Например, “Кто есть кто в Камелоте?”.• Поиск и подготовка медиаторов из детей и взрослых, помогающих и поддерживающих позитивный образ “Я” в урочное и внеурочное время.Это все — укрепление личностного ресурса. --Макова 14:59, 19 февраля 2012 (UTC)
- Просвещение родителей "трудных" несовершеннолетних, реализуется с целью повышения их психолого-педагогической и правовой грамотности. Очень важно переключить внимание родителей с фиксации на негативном поведении ребенка на себя, на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния. Важно, чтобы родители знали, в связи с чем у их ребенка возникают проблемы, а также о правовой ответственности в ситуации насилия в семье. Работая с родителями, важно помнить, что они, как никто другой, нуждаются в просвещении. Просто необходимой для них является информация о том, какие есть возможности у членов семьи для медицинской или психологической реабилитации, к кому они могут обратиться за бесплатной помощью, какие есть кружки и секции, куда может ходить их ребенок, какие и когда дополнительные занятия по предметам может посещать их ребенок, какие мероприятия в школе помогут им более эффективно взаимодействовать со своими детьми.Кроме того, просто необходимо организовать семейный клуб. --Макова Надежда Олеговна
- Психологическое сопровождение детей с особенностями поведения и развития, их родителей и воспитателей. Диагностика (исследование, изучение)В рамках данного направления задачей педагога-психолога является подробный анализ любого психодиагностического материала с целью выявления проблемных зон, имеющих отношение к эмоциональным, поведенческим, личностным и другим нарушениям, так как данные нарушения являются маркерами социально-опасного положения. Профилактика, просвещение Все мероприятия, которые проводит в своем учреждении педагог-психолог, направленные на сплочение детских коллективов, на раннюю профилизацию, тематические акции и большие психологические игры, носят профилактический характер. Профилактика в отношении "трудных" прежде всего связана с ранним выявлением, а также с просвещением педагогов, родителей и самих несовершеннолетних. Просвещение педагогов — это прежде всего информирование о том, какие существуют признаки, по которым можно увидеть, что ребенок находится в социально опасном положении, правовое просвещение (нормативные документы, уголовная ответственность в ситуации психологического насилия и др.), а также просвещение в области психолого-педагогического знания (специфика "трудных" детей из семей , особенности познавательной сферы этих детей и условия обучения, специфика взаимодействия с родителями из кризисных семей и др.). --Кузьмина Надежда Павловна
- Организуя профилактическую работу, можно использовать следующие формы:-комплексные консультации специалистов для школьников и их родителей, проводимые на основании данных социально-психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики как отдельных учащихся, так и класса в целом;- оздоровление психосоциальной среды развития ребенка;- просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания, половозрастной специфики соматического и психического развития детей и подростков, направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых;- предупреждение психологических перегрузок в процессе обучения, оказывающих негативное влияние на психику ребенка;- проведение социального закаливания детей и подростков с целью подготовки их к стрессовым ситуациям, обучение их рациональным способам снятия психо-эмоционального напряжения в проблемных ситуациях;- психолого-педагогическое изучение и отслеживание ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе, своевременное выявление состояния учащихся, нервно-психических и психосоматических нарушений. Организация психолого-педагогических консилиумов с целью анализа поведения и развития школьников, условий для более полного раскрытия их возможностей;-совместные семинары для учащихся и их родителей, посвященные проблемам девиантного поведения.--Жинкина Любовь Михайловна
- Необходимо проводить также тренинги социальных навыков, которые могут быть направлены:— на формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек, в том числе и употребления ПАВ;— формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.--Канашина Анна Александровна
- Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.). --Шувалова Ирина Николаевна
- Большие возможности для перевоспитания открывает деятельность по интересам, занятия ребят техникой, искусством, спортом, художественной самодеятельностью, играми. Благодаря ей удается рационально организовать свободное время учеников, переориентировать их интересы с отрицательных на положительные. Полезны любые виды положительной деятельности (например, коллекционирование, забота о животных, спорт и др.)Целесообразно привлекать педагогически запущенных школьников к организации общих дел класса. Польза общественной работы общеизвестна. Именно в общественной работе можно улучшить характер межличностных отношений трудных учеников с товарищами по учебе, изменить направленность их личности с эгоистической на коллективистскую. Вовлечь трудных в общественную работу непросто. Им необходимы такие разовые или постоянные общественные поручения, выполняя которые они смогут проявить себя, добиться похвалы, уважения окружающих (не только простого исполнителя, но и активного организатора). Это формирует у них положительные морально-волевые качества: ответственность за свои поступки, товарищество и коллективизм, самодисциплину, навыки подчинения сознательной дисциплине.Успехи в одном из видов деятельности порождают у подростка стремление к утверждению себя и в других видах. Совместная деятельность создает условия для возникновения дружеских связей трудных подростков с положительно характеризующимися сверстниками и взрослыми, что устраняет у них ощущение одиночества, ненужности людям и способствует исправлению, перевоспитанию. Колесникова Татьяна
- Программы социально-педагогического вмешательства на проблемных подростков, которые предусматривают:установление контакта;достижение соглашения; включение в продуктивную творческую и развивающую деятельность в составе различных групп (обучения, в которых идет целенаправленный процесс формирования недостающих социальных навыков; отдыха, позволяющие создавать условия для снижения напряжения, для релаксации, дополнительного развития жизненно важных навыков; социализации, в которых происходит научение (освоение) новым социальным ролям, создаются условия для изменения ролевого поведения, усваиваются новые способы возрастного взаимодействия; коррекции, в которых ориентируются на расширение индивидуального опыта и его уточнение, развитие рефлексивной деятельности .-- Пасечкина Татьяна Николаевна
- Для профилактики и коррекции нарушений поведения детей можно использовать игры-упражения: "Аплодисменты по кругу"(на повышение самооценки), "Что важно для меня?" (на развитие взаимодействия в классе), "Картонные сердечки" (на принятие друг друга). Игры можно проводить в течение дня в классе или как ритуал приветствия или прощания. Для привлечения родителей к профилактике и коррекции поведения воспитанников можно:1) создать в классе "Уголок дисциплины", где будут представлены способы поддержки конструктивного поведения "трудного" ребенка в домашних условиях; 2) организовать тренинги на гармонизацию детско-родительских отношений по технологиям И.В. Волобуевой "Дружная семейка", И. Григори "Связующая нить", так как одна из причин девиантного поведения - проблемная семья; 3)создать в образовательном учреждении библиотечку, фильмотеку для родителей по духовно-нравственному воспитанию, детской психологии. -- Шамаева Любовь Александровна
- Чтобы выбрать тот или иной метод или прием педагогического воздействия необходимо четко представить себе, чего вам необходимо добиться с его помощью.-- Кулемина Елена Владимировна
- Установление наиболее разумного гигиенического режима в школе и семье, при котором чередуются труд и отдых, не допускается перегрузка учебной деятельности, пропаганду медицинских знаний среди учащихся, постоянный медицинский контроль за здоровьем --Павлова Нинель Васильевна
- Социально-психологические тренинги, психодраммы, позволяющие преодолеть ригидность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке воспитанников, затруднения в общении, понимании и восприятии детей и подростков, а так же родителей и коллег.--Калюк Евгения Михайловна
- Аутотренинги по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, снятия синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции низкого социометрического статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками, представителями противоположного пола. --Марющенко Ольга Семеновна
- Тематические викторины, устные журналы; создание антирекламных роликов по проблеме; конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека, демонстрирующее силу человеческого духа -- Рябинина Елена Валентиновна
- нравственные классные часы; интерактивные игры; пресс-конференции, брифинги по данной теме -- Терехова Раиса Петровна
-
-
-
-
|