Мастер-класс Что делать, когда "слово" уже не действует
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
(→Этап четвертый:Алгоритм действий взрослого по активизации личности "трудного" ребенка к самовоспитанию) |
(→Этап четвертый:Алгоритм действий взрослого по активизации личности "трудного" ребенка к самовоспитанию) |
||
Строка 521: | Строка 521: | ||
* С такими детьми в нашей школе мы используем в работе другие формы: Организация самоуправления в классе, школе («Совет печати и радио» , Совет «Культура и отдых», Совет «Спорт и здоровье», «Совет дисциплины и охраны порядка») и привлечение таких детей в создании и сопровождения сайта класса--[[Участник:Жинкина Любовь Михайловна|Жинкина Любовь Михайловна]],--[[Участник:Кузьмина Надежда Павловна|Кузьмина Надежда Павловна]] | * С такими детьми в нашей школе мы используем в работе другие формы: Организация самоуправления в классе, школе («Совет печати и радио» , Совет «Культура и отдых», Совет «Спорт и здоровье», «Совет дисциплины и охраны порядка») и привлечение таких детей в создании и сопровождения сайта класса--[[Участник:Жинкина Любовь Михайловна|Жинкина Любовь Михайловна]],--[[Участник:Кузьмина Надежда Павловна|Кузьмина Надежда Павловна]] | ||
*Классный руководитель совместно с педагогами дополнительного образования привлекает «трудных» подростков'''демонстративного типа''' личности в организации проведения молодежных акций: музыкальных фестивалей, дискотек, слетов, лотерей и других мероприятий с использованием наглядной агитации: выпуска стенгазет, оформления уголков здоровья, выставок с целью воспитания культуры здоровья школьников.--[[Участник:Канашина Анна Александровна|Канашина Анна Александровна]] | *Классный руководитель совместно с педагогами дополнительного образования привлекает «трудных» подростков'''демонстративного типа''' личности в организации проведения молодежных акций: музыкальных фестивалей, дискотек, слетов, лотерей и других мероприятий с использованием наглядной агитации: выпуска стенгазет, оформления уголков здоровья, выставок с целью воспитания культуры здоровья школьников.--[[Участник:Канашина Анна Александровна|Канашина Анна Александровна]] | ||
+ | * Привлечение детей с '''демонстративным типом''' в совет старшеклассников позволяет: Совет «Наука и образование» (участие в организации предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов и других внеклассных мероприятиях по учебным предметам, работа с нарушителями учебной дисциплины, прогульщиками, оказание помощи отстающим в учебе)способствует самопознанию и рефлексии таких учащихся. Совет «Культура и отдых» (организация и проведение разнообразных культурно–досуговых мероприятий, проведение школьных тематических мероприятий, организация экскурсий и походов в театры, музеи, выставки)- формирует способность к самоанализу, способствует возникновению желания самосовершенствоваться, развивает способность принимать друг друга. Совет «Спорт и здоровье» (подготовка и организация спортивных мероприятий, походов, соревнований по различным видам спорта, участие в городских и окружных соревнованиях между другими школами)- позволяет совершенствовать у учащихся навыки самоанализа, продумать способы избавления от вредных привычек. Совет печати и радио (оформление различных мероприятий, выпуск радиопередачи, выпуск объявлений и сигнальных листов, организация конкурсов классных тематических газет, выпуск школьной стенгазеты "Школьная пора”)- помогает учащимся в самораскрытии, способствует преодолению барьеров в общении, совершенствует навыки общения. Совет по труду и профориентации (проведение субботников и трудовых десантов, контроль в ходе генеральных уборок школы, организация участия в летней трудовой практике, ремонтных бригад, трудоустройство в летний период, участие в профориентационных проектах и ярмарках).Совет дисциплины и охраны порядка (организация дежурства старшеклассников, борьба с нарушителями правил внутреннего распорядка школы, дежурство на школьных мероприятиях).Совет «Забота» (организация работы с младшими школьниками и детьми из дошкольной группы)- воспитывает добрые чувства, развивает творческое воображение, навыки общения со сверстниками и взрослыми.--[[Участник:Жинкина Любовь Михайловна|Жинкина Любовь Михайловна]],--[[Участник:Кузьмина Надежда Павловна|Кузьмина Надежда Павловна]] | ||
* ''Возбудимый тип'' Главными чертами этого типа являются склонность к дисфории (пониженному настроению с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, склонностью к агрессии) и тесно связанной с ней аффективной взрывчатостью. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением прав и интересов возбудимого подростка. При беспрепятственном развитии аффекта бросается в глаза безудержная ярость – угрозы, циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и неспособность учесть превосходящую силу. Если у подростка сформировалось стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений: эгоизм, неуживчивость, равнодушие к переживаниям других. Если в поведении подроста преобладает физическая агрессивность, то при работе с ним необходимо делать опору на такие качества личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу, первенству. Четко выраженный характер социальной значимости выполняемых дел, организация работы в коллективах по 2-3 человека, где время от времени поручается ему руководство работой товарищей, все это способствует изменению отношений к делу вообще, к себе, товарищам, взрослым.-- [[Участник:Кулемина Е.В.| Кулемина Елена Владимировна]] | * ''Возбудимый тип'' Главными чертами этого типа являются склонность к дисфории (пониженному настроению с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, склонностью к агрессии) и тесно связанной с ней аффективной взрывчатостью. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением прав и интересов возбудимого подростка. При беспрепятственном развитии аффекта бросается в глаза безудержная ярость – угрозы, циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и неспособность учесть превосходящую силу. Если у подростка сформировалось стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений: эгоизм, неуживчивость, равнодушие к переживаниям других. Если в поведении подроста преобладает физическая агрессивность, то при работе с ним необходимо делать опору на такие качества личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу, первенству. Четко выраженный характер социальной значимости выполняемых дел, организация работы в коллективах по 2-3 человека, где время от времени поручается ему руководство работой товарищей, все это способствует изменению отношений к делу вообще, к себе, товарищам, взрослым.-- [[Участник:Кулемина Е.В.| Кулемина Елена Владимировна]] | ||
*''Неустойчивый тип:'' Для коррекции поведения таких детей чрезвычайно важен полный контроль за их поведением и деятельностью (прежде всего учебной), система разумно организованных требований. Это должна быть целая система контрольных мер в школьных занятиях, в семье (проверка результативности учебы, совместный труд со взрослыми), наполнение досуга неустойчивого подростка кружковыми занятиями и т.д.).Очень важно, чтобы ужесточение режимных моментов сочеталось с искренней заинтересованностью взрослых (педагогов, родителей) в успехах учащегося, происходило на фоне положительных эмоциональных контактов. Важно (хотя в этом случае и сложно) пробудить у подростка интерес, уважение к своей личности, собственным положительным качествам, своему будущему. В таких условиях (с которыми, кстати, неустойчивые легко смиряются) подросток может длительное время не допускать нарушений в поведении, весьма неплохо учиться. Но как только контроль ослабевает, неустойчивый подросток начинает стремиться в «подходящую компанию». Особенно опасно для неустойчивых подростков такое изменение жизненной ситуации, которое ведет к безнадзорности, обстановке попустительства, открывающих простор для праздности и безделья. Т.е. полная занятость во внеурочное время: кружки, секции, участие в классных и общешкольных мероприятиях. -- [[Участник:Bansh37| Колесникова Татьяна ]] | *''Неустойчивый тип:'' Для коррекции поведения таких детей чрезвычайно важен полный контроль за их поведением и деятельностью (прежде всего учебной), система разумно организованных требований. Это должна быть целая система контрольных мер в школьных занятиях, в семье (проверка результативности учебы, совместный труд со взрослыми), наполнение досуга неустойчивого подростка кружковыми занятиями и т.д.).Очень важно, чтобы ужесточение режимных моментов сочеталось с искренней заинтересованностью взрослых (педагогов, родителей) в успехах учащегося, происходило на фоне положительных эмоциональных контактов. Важно (хотя в этом случае и сложно) пробудить у подростка интерес, уважение к своей личности, собственным положительным качествам, своему будущему. В таких условиях (с которыми, кстати, неустойчивые легко смиряются) подросток может длительное время не допускать нарушений в поведении, весьма неплохо учиться. Но как только контроль ослабевает, неустойчивый подросток начинает стремиться в «подходящую компанию». Особенно опасно для неустойчивых подростков такое изменение жизненной ситуации, которое ведет к безнадзорности, обстановке попустительства, открывающих простор для праздности и безделья. Т.е. полная занятость во внеурочное время: кружки, секции, участие в классных и общешкольных мероприятиях. -- [[Участник:Bansh37| Колесникова Татьяна ]] | ||
Строка 536: | Строка 537: | ||
* Результативность проделанной «работы» с ребенком следующая: ''активизация внутренних ресурсов:'' повышение самооценки и уверенности в себе, терпения, навыков презентации результатов своего труда,умение видеть целое раньше частей, снижение или снятие барьера критичности и страха выглядеть «смешно и глупо»; ''использование ресурсов в классе:'' умение видеть проблемную ситуацию и сохранять эмоциональное равновесие в ней, умение позиционировать свои достижения, повышение социометрического статуса в классе. -- [[Двирная Ольга Владимировна|''Двирная Ольга Владимировна'']] | * Результативность проделанной «работы» с ребенком следующая: ''активизация внутренних ресурсов:'' повышение самооценки и уверенности в себе, терпения, навыков презентации результатов своего труда,умение видеть целое раньше частей, снижение или снятие барьера критичности и страха выглядеть «смешно и глупо»; ''использование ресурсов в классе:'' умение видеть проблемную ситуацию и сохранять эмоциональное равновесие в ней, умение позиционировать свои достижения, повышение социометрического статуса в классе. -- [[Двирная Ольга Владимировна|''Двирная Ольга Владимировна'']] | ||
* '''Демонстративный тип''' личности «трудного» ребенка. Знают: приемы бесконфликтного межличностного общения; уверенного поведения. Могут: распознавать и анализировать свои личностные качества. Умеют: преодолевать трудности, возникающие в процессе общения со сверстниками и решать их конструктивным путем.--[[Участник:Макова|Макова]] 12:15, 26 февраля 2012 (UTC)--[[Участник:Макова Надежда Олеговна|Макова Надежда Олеговна]] | * '''Демонстративный тип''' личности «трудного» ребенка. Знают: приемы бесконфликтного межличностного общения; уверенного поведения. Могут: распознавать и анализировать свои личностные качества. Умеют: преодолевать трудности, возникающие в процессе общения со сверстниками и решать их конструктивным путем.--[[Участник:Макова|Макова]] 12:15, 26 февраля 2012 (UTC)--[[Участник:Макова Надежда Олеговна|Макова Надежда Олеговна]] | ||
- | * | + | * |
*-- [[Участник:Кулемина Е.В.| Кулемина Елена Владимировна]] | *-- [[Участник:Кулемина Е.В.| Кулемина Елена Владимировна]] | ||
*Положительные сдвиги в сознании и в поведении школьника в процессе перевоспитания происходят медленно. Немало времени и сил уйдет и на то, чтобы закрепить эти изменения, придать им необратимый характер. Добиться положительного результата удается не отдельными воспитательными мероприятиями, а целой системой средств, используемых на протяжении длительного периода времени. В такой системе прямое педагогическое воздействие на личность школьника сочетается с мерами по устранению конкретных причин, которые обусловили педагогическую или социальную запущенность, а также с действиями по изменению характера его отношений с окружающими людьми.Перевоспитание не может протекать успешно, если школьника рассматривать только как объект, а не субъект воспитания, если школьник сам не будет стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение трудного школьника в активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха в перевоспитании.-- [[Федосеева Ирина|''Федосеева Ирина Владимировна'']] | *Положительные сдвиги в сознании и в поведении школьника в процессе перевоспитания происходят медленно. Немало времени и сил уйдет и на то, чтобы закрепить эти изменения, придать им необратимый характер. Добиться положительного результата удается не отдельными воспитательными мероприятиями, а целой системой средств, используемых на протяжении длительного периода времени. В такой системе прямое педагогическое воздействие на личность школьника сочетается с мерами по устранению конкретных причин, которые обусловили педагогическую или социальную запущенность, а также с действиями по изменению характера его отношений с окружающими людьми.Перевоспитание не может протекать успешно, если школьника рассматривать только как объект, а не субъект воспитания, если школьник сам не будет стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение трудного школьника в активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха в перевоспитании.-- [[Федосеева Ирина|''Федосеева Ирина Владимировна'']] |
Версия 12:35, 27 февраля 2012
Что делать, когда "слово" уже не действуетВ последнее время проблема общения с "трудными" детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность таких детей неуклонно растет. Если в былые годы "трудными" детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. «Трудные дети». Странное выражение. Особенно, если вспомнить, что говорят: «Дети – цветы жизни», «Дети – это дар», «Дети – это самое главное в жизни». После таких слов задумываешься:
Для кого: для учителей - предметников, воспитателей, педагогов-психологов Цель: обеспечение освоения алгоритма действий взрослого по активизации личности "трудного" ребенка к самовоспитанию. Планируемые результаты: Знают: содержание понятия «трудные» дети; особенности в поведении «трудных» детей и причины их возникновения; необходимые условия развития личности «трудного» ребенка. Могут: эффективно реагировать в ситуациях возникновения «трудностей» у ребенка Умеют: конструктивно выстраивать отношения с «трудными» детьми Задачи мастер-класса: 1. Обсуждение причин возникновения «трудностей» у детей 2. Составление "Банка" рекомендаций для педагогов по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости 3. Совместное составление КОПИЛКИ " Способы, методы, формы, приемы работы с «трудными» детьми» 4. Проигрывание методов и приемов, которые помогают педагогам конструктивно выстраивать отношения с «трудными» детьми
|
О ведущих:
УчастникиЧтобы принять участие в мастер-классе, внесите себя в список участников (если Вы еще не зарегистрированы, то познакомьтесь с информацией как это сделать здесь... Успехов!) При регистрации указываем: ФИО, должность, место работы, населенный пункт (регион), e-mail
|
Этап первый: Осознание проблемыСейчас очень много говорят о том, что нынешнее поколение детей - это трудные дети. Современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», «учащиеся с проблемами». Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста. В связи с этим, встают вопросы:
На эти вопросы мы ответим в ходе прохождения нашего мастер-класса. И в рамках самого первого этапа "Осознания проблемы" мы составим "портрет трудного ребенка", рассмотрим проявления «особенностей» трудного ребенка и проанализируем причины возникновения «трудностей» у детей. Материалы, которые помогут вам:
Дя того, чтобы написать свой ответ: нажмите ссылку "Править" справа от названия "Этап первый: Осознание проблемы". В открывшейся области вводим свой текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу". Свои подробные описания оставляем ниже (не забывайте дописывать все предложения и подписать свой ответ!): Трудный ребенок – это...
Проявления «особенностей» поведения трудного ребенка...
Причины возникновения «трудностей»
|
Этап второй: Благоприятные условия для развития личности «трудного» ребенкаНа 1 этапе "Осознание проблемы" мы проанализировали "портрет трудного ребенка", обозначили проявления «особенностей» трудного ребенка и причины возникновения «трудностей» у детей. В конечном счете, все эти причины можно свести к конкретным психологическим и педагогическим причинам. Поэтому трудные дети — это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был допущен педагогический просчет, педагогическая ошибка, игнорированы принципы и подходы в воспитании «трудных» детей, - дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их личности. Школа была и остается основной социально воспитательной силой, организующей процесс воспитания «трудных» детей. Любая неудача может вызывать появление одной из двух мыслей: 1) Все бесполезно, выхода нет, ничего не получится…; 2) Это не сработало, нужно искать другой путь, решение все равно должно существовать…. Прежде всего, необходимость осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенностям личности школьника, состоянию, в котором он в данное время находится, вследствие чего давали бы максимальный эффект, учитывая принципы и методы и приемы в воспитании «трудных» детей. На данном этапе мастер-класса мы ответим на вопрос: «Что помогает в школе выстроить продуктивный путь работы и общения с "трудными" детьми?» Материалы, которые помогут вам:
Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!):
Какие методы и приемы можно использовать при воспитании "трудного" ребенка (указать 1 метод и расшифровать его)
Как должны быть выстроены отношения между участниками воспитательного процесса (педагог, ученика, родитель)?
|
Этап третий: Примеры из жизниОбратимся к опыту каждого участника и постараемся создать копилку "примеры из жизни" для расширения опыта эффективного реагирования в подобных критических ситуациях, рассмотрим причины возникновения «трудностей» у ребенка и возможную технологию работы педагога с данным ребенком.
|
Этап четвертый:Алгоритм действий взрослого по активизации личности "трудного" ребенка к самовоспитаниюРусским физиологом А.А.Ухтомским была впервые выдвинута гипотеза об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности организма. Согласно этой гипотезе, деятельность мозга опирается на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии требующегося решения. Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей. Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо психогенным, "самопсихическим" развитием, или саморазвитием. Внутренняя часть педагогического процесса — это уже психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. "Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание" (Л.С.Выготский). Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования. А на данном этапе мы будем находить конструктивные методы, техники и приемы, которые эффективно работают на каждом шаге «алгоритма». Воспитательная работа с педагогически запущенными детьми определяется типом личности конкретного ребенка.Классификация типов личности «трудных» детей Материалы, которые помогут вам:
Ситуация: «Ребенок часто находится в состоянии чрезмерной возбудимости, раздражительности, плаксивости. Когда непрерывно находится повод для конфликта, якобы для того, чтобы защитить независимость и актуализировать свою индивидуальность» 1 шаг: Установление контакта с ребенком, нейтрализация его защитных механизмов (методы, приемы, упражнения)
2 шаг: Активизация «внутренних возможностей (ресурсов)» ребенка (методы, приемы, упражнения)
3 шаг: Предоставление пространства для творческой деятельности, учитывая "внутренние возможности" ребенка (Обеспечить возможность подростку проявить себя!) (мероприятия, упражнения, приемы)
4 шаг: Отслеживаем эффективность (удалось или не удалось решить проблему)
|
Банк идейВот и подходит к завершению наш мастер-класс. Ну и для того, чтобы обобщить все полученные в ходе мастер-класса знания и навыки, мы с вами составим ПАМЯТКУ для педагогапо ссылке
|
Что узнали интересного в ходе мастер-класса: Разместите свои мненияСвои мнения о мастер-классе размещайте по ссылке
|