Этап второй: Благоприятные условия для развития личности «трудного» ребенка
На 1 этапе "Осознание проблемы" мы проанализировали "портрет трудного ребенка", обозначили проявления «особенностей» трудного ребенка и причины возникновения «трудностей» у детей.
В конечном счете, все эти причины можно свести к конкретным психологическим и педагогическим причинам. Поэтому трудные дети — это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был допущен педагогический просчет, педагогическая ошибка, игнорированы принципы и подходы в воспитании «трудных» детей, - дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их личности. Школа была и остается основной социально воспитательной силой, организующей процесс воспитания «трудных» детей.
Любая неудача может вызывать появление одной из двух мыслей:
1) Все бесполезно, выхода нет, ничего не получится…;
2) Это не сработало, нужно искать другой путь, решение все равно должно существовать….
Прежде всего, необходимость осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенностям личности школьника, состоянию, в котором он в данное время находится, вследствие чего давали бы максимальный эффект, учитывая принципы и методы и приемы в воспитании «трудных» детей.
На данном этапе мастер-класса мы ответим на вопрос: «Что помогает в школе выстроить продуктивный путь работы и общения с "трудными" детьми?»
Материалы, которые помогут вам:
Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!):
Принципы воспитания «трудных» детей (укажите 1 принцип и расшифруйте его)
- Принцип субъектости. Педагог максимально содействует развитию способностей ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно. Этот принцип исключает жесткий приказ, как традиционный метод воздействия, усиливает роль этикета, приближает стиль и формы общения к этическим достижениям современной культуры.Выполнения элементарных норм поведения и выполнение детьми их неукоснительных обязанностей - это гарантируется договором педагога и воспитуемого. В договоре всего два «нельзя»: нельзя посягать на другого человека и нельзя не работать, не развивать себя. Требование их исполнения носит категорический характер. Позиция педагога:создание выбора; осмысливание; оценивание; доверие; сотрудничество. -- Двирная Ольга Владимировна
- Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. Он требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке, прежде всего, лучшее, что позволяет формировать у ребенка позитивные качества и веру в себя. -- Герасимова Наталья
- Принцип личностного подхода в воспитании.-- Федосеева Ирина
- Принцип индивидуализации воспитания детей.Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, т.е. выявление причин трудностей, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности. -- Афанасьева Ирина
- Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка.--Макова 13:47, 19 февраля 2012 (UTC)
- Принцип социального закаливания трудных детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.--Макова Надежда Олеговна
- Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, как-то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.--Кузьмина Надежда Павловна
- Условиями реализации принципа индивидуализации являются:• мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;• определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;• учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;• предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования. --Жинкина Любовь Михайловна
- Условиями реализации Принципа социальной адекватности воспитания являются:• учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;• обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.--Канашина Анна Александровна
- Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика.Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются: стимулирование самопознания учеником своих положительных черт; формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения; постоянное внимание к положительным поступкам ученика; проявление доверия к ученику; формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей; оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач; учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов. --Шувалова Ирина Николаевна
- Принцип ринятия ребенка как данности. Признать в ребенке достоинства человека, сохранять к нему уважение как к личности, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей. Признать его право на самобытность и учить быть самим собой. -- Колесникова Татьяна
- Принцип концентрации внимания детей на прошлых успехах. В беседе с "трудным" ребенком вспомнить пережитые в прошлом ситуации успеха, проанализировать, повторить и закрепить их. Использование данного принципа может стать фундаментом для новых достижений в жизни ребенка. --Шамаева Любовь Александровна
- Принцип субъектости. Педагог максимально содействует развитию способностей ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.--Кулемина Елена Владимировна
- Принцип творчества и успеха - благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о "сильных" сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной "Я-концепции" личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего "Я".—Терехова Раиса Петровна
- Принципы деятельностного подхода: принцип субъективности воспитания, принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены, принцип учета сензитивных периодов развития, принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитывающей деятельности; принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности --Марющенко Ольга Семеновна
- Принцип доверия и поддержки.-Педагогическая деятельность обогащается гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания, в основе которых лежит вера в ребёнка, доверие ему, поддержка устремлений к самореализации и самоутверждению.--Пасечкина Татьяна Николаевна
- Принцип уважительного отношения к личности. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. Правила: организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах. --Калюк Евгения Михайловна
- Принцип сотрудничества- установление в образовательном учреждении отношений взаимопонимания, доверительности и взаимной требовательности между администрацией, преподавателями, мастерами производственного обучения, с одной стороны, и учащимися, с другой. -- Павлова Нинель Васильевна
- Принцип целенаправленности. Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. Правила: развитие интереса к проблеме толерантности; развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности; четкое определение конечного результата воспитательных воздействий; постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся. --Рябинина Елена Валентиновна
- Принцип индивидуализации воспитательно – коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ребёнка, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. -- Бушуев Вадим Викторович
- Принцип ориентации на ценностные отношения (ПОЦО). Ценностные отношения - это устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, который приобретает личностный смысл, нечто значимое для жизни отдельного человека. Для возникновения ценности нужен не столько процесс осмысления, сколько реального проживания, опыт собственной выстраданной иерархии смыслов. Человек часто не осознает каким образом формируется ценностная структура, но она всплывает в моменты выбора, критических ситуациях. Ценностная ориентация - есть путь вхождения в культуру, позволяющий видеть за обыденными действиями драму отношений: занял самое удобное место, улыбаешься вопреки неприятностям, обрадовался оплошности товарища.( из статьи Педагогически запущенные дети и проблема индивидуального подхода в воспитании. добавила Курмаш Елена)
- Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение «трудного» ребёнка. -- Макушева Лариса Юрьевна
- Принцип всестороннего и объективного анализа особенностей поведения трудных детей.Осуществление перевоспитания немыслимо без глубокого анализа поведения трудных детей (особенностей их психики, обусловивших это поведение).-- Мамкичева Ольга Анатольевна
- Формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. -- Чебанова Елена Николаевна
Какие методы и приемы можно использовать при воспитании "трудного" ребенка (указать 1 метод и расшифровать его)
- Общественное поручение.Включая учащихся в различные виды трудовой деятельности, общественная работа имеет очень серьезное значение в деле воспитания целеустремленности, самостоятельности, настойчивости, выдержки и других волевых качеств. Примеры общественных поручений: консультант по предметам, организатор познавательных конкурсов и предметных олимпиад, организатор, член художественного совета, жюри конкурсов и соревнований, организатор досуга школьников, член совета класса, член ученического комитета (совета) школы, член творческой, инициативной группы, совета дела, руководитель мини-кружка для младших ребят, староста класса.Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в поведении ребенка даже незначительные попытки сделать что- то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону. Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в тоже время уметь кое-что прощать, «не заметить». -- Двирная Ольга Владимировна
- Включение трудных учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоко¬нравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой - «труд души». -- Герасимова Наталья
- Переубеждение выступает как самостоятельный метод перевоспитания и одновременно как условие действенности других методов. Поэтому ему придается особое значение. Переубеждение одновременно направлено на изменение сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в результате воздействия на ее сознание возникает чувство неудовлетворенности, отвращение к плохому в себе. Активизируя нравственные чувства, педагог помогает воспитаннику осознать причины эмоциональной неудовлетворенности и изменить образ жизни осмысление воспитанником своего поведения с порцией нравственных требований. Ощущение радости от нравственных поступков и недовольства от безнравственных способствуют формированию социально ценного жизненного опыта.-- Федосеева Ирина
- Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.-- Афанасьева Ирина
- Поощрение - это выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Прием - просьба о помощи. Педагог, для того чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит воспитанника представить себя на его месте и найти способ их решения.Прием - оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций подростка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории. Прием - обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.--Макова 13:59, 19 февраля 2012 (UTC)
- Приучение - это разновидность педагогического требования. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием. Прием - доброго поступка. В процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».Прием - обнажение противоречий Он предполагает разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение. Прием - стратегия жизни. В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.--Макова Надежда Олеговна
- Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.Прием - самоотстранение учителя. После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника. Прием — распределение инициативы предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь -добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.Прием - обмен ролями: учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.Прием - мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.--Кузьмина Надежда Павловна
- требование-одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул. В педагогической практике одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении. Прием -ролевая маска: учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа. Прием - непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соответствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся. Прием - самостимулирование: учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению. Прием - импровизация на свободную тему: учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.--Жинкина Любовь Михайловна
- Метод упражнения - многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - устойчивые качества личности: навыки и привычки.Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример.Прием - инструктирование. На период выполнения того или иного творческого задания, устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.Прием - распределение ролей: четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.Прием - коррекция позиций: тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.). --Канашина Анна Александровна
- Созидательные педагогические приёмы – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1.проявление доброты, внимания, заботы; 2.просьба; 3.поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения --Шувалова Ирина Николаевна
- Метод воспитывающих ситуаций: Это методы организации и поведения воспитанников в специально созданных условиях - ситуациях, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Оценить себя с точки зрения взрослого, уметь встать на чужую позицию и посмотреть на ситуацию со стороны. Колесникова Татьяна
- Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе..--Кулемина Елена Владимировна
- Эффективным является и такой способ воздействия, как моральное принуждение, смысл которого заключается в оценке коллективом учащихся поступков «трудного» ребенка и требовании прекратить недостойное поведение на уроках и во внеурочное время под угрозой изменения социально-психологической позиции в коллективе. -- Пасечкина Татьяна Николаевна
- Целесообразно применять метод «организации поведения», иначе называемый методом приучения и использовать упражнения, способствующие выработке положительных привычек. При применении мер поощрения учителю необходимо учитывать, что наиболее эффективным для них является благодарность от дирекции школы, объявленная перед всеми учащимися.-- Терехова Раиса Петровна
- В связи с трудностью усвоения детьми возбудимого типа прошлого негативного опыта, из педагогических методик перевоспитания рекомендуется применять «упражнение», т. е. организацию повторяющихся действий с целью накопления ими опыта правильного поведения.-- Марющенко Ольга Семеновна
- Фланговый подход - это один из приемов, когда педагог не осуждает проступок воспитанника, а пробуждает в нем гуманные чувства и эмоции, что, в большинстве своем, приводит к стремлениям изменить свое поведение, вести себя адекватно, совершать благородные поступки. -- Шамаева Любовь Александровна
- Укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.-- Рябинина Елена Валентиновна
- Спокойная требовательность;отсутствие раздражительности;тактичное внушение;подсказывание правильных действий;доведение требований до конца;поддержка.--Павлова Нинель Васильевна
- Приемы, способствующие формированию у воспитанников правильного поведения, например, убеждение и личный пример; доверие; моральная поддержка и укрепление веры в свои силы; вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств; нравственное упражнение. -- Бушуев Вадим Викторович
- Важную роль в воспитании играет личный пример и авторитет педагога. Недопустимо добиваться авторитета, нарушая принципы педагогической этики. Например, такими, как преувеличением значимости своего предмета и преуменьшением ценности других; претензиями на свою исключительность и ироническим отношением к другим педагогам; запугиванием учащихся возможностями причинить им неприятности; заигрыванием с учениками, завышение оценок, терпимостью к нарушениям порядка и дисциплины. Истинный авторитет учителя, высокий профессионализм, требовательность, сочетающаяся с доброжелательностью и справедливостью, единство слова и дела, самоотверженное отношение к своей работе - обеспечивают ее успех. Если учитель не проявляет эти качества, то он оказывает отрицательное влияние на учащихся, особенно на тех, кто склонен к нарушению установленных норм. Вред воспитанию школьников наносит педагогическая бестактность, несдержанность, неуважение некоторыми учителями человеческого достоинства учащихся, предвзятое отношение к отдельным ученикам, нежелание считаться с возрастными, половыми и индивидуальными особенностями детской психики. Трудные школьники отличаются повышенной эмоциональностью и обостренным самолюбием. Они остро реагируют на действия педагогов, унижающие или выставляющие их в смешном виде, доказывающие их несостоятельность или оскорбляющие их достоинство. Это вызывает у них протест, проявляющийся иной раз грубым нарушением дисциплины и порядка.-- Федосеева Ирина Владимировна
- Прежде всего, воспитатель должен привнести в жизнь "трудного" ребенка созидательную силу, разрешающую его глубинный конфликт, он должен уметь выполнить функцию "правдивого зеркала", в которое воспитанник может всмотреться, не испытывая тех болезненных неудобств, которые доставляет ему его внутреннее самосозерцание. Он должен прийти в жизнь своего воспитанника как Друг, имея заведомо доброе отношение к нему самому и сострадательное отношение к его состоянию. Воспитатель должен вникнуть в сущность внутренних переживаний "трудного" ребенка, без осуждения и насмешки, подсказать конструктивный выход из разлада с самим собой через обращение ко Христу как своему личному Спасителю и поддержать его на трудном пути становления новой христианской жизни. (из статьи Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми. добавила Курмаш Елена)
- Метод «взрыва». Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал мгновенное разрушение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных переживаний.)-- Макушева Лариса Юрьевна
- «Реконструкция характера» - Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка , сохраняя ценное , устраняя отрицательное.-- Мамкичева Ольга Анатолевна
- Переключение - служит задаче изменения направленности и переориентации воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру.--Чебанова Елена Николаевна
Как должны быть выстроены отношения между участниками воспитательного процесса (педагог, ученика, родитель)?
- Доброта, как одно из главных качеств человеческой культуры, лежит в основе воспитания. -- Двирная Ольга Владимировна
- СОтрудничество, СОтворчество, Совместный поиск. Если школа и семья повернутся лицом друг к другу и будут говорить на одном языке, то тогда существенно изменятся и отношения между детьми и родителями. Это значит, что пространство развития ребёнка будет истинно гуманистическим.-- Герасимова Наталья
- Умение видеть положительное в поведении «трудного», умение опираться и развивать это хорошее — важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.-- Федосеева Ирина
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей; организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; создание условий для благоприятного взаимодействия, преодоление конфликтных ситуаций среди у частников учебно-воспитательного процесса педагогов, детей и родителей; организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания.-- Афанасьева Ирина
- отношения через «СО»: СО-трудничество, СО-перничество, СО-существование, СО-противление, СО-гласование, СО-владение, СО-участие и другие способы бытия--Макова 11:04, 23 февраля 2012 (UTC)
- СО-зерцание, СО-средоточение, СО-отнесение, СО-поставление.Правило позитивности взаимодействия. Всем нам хорошо известно «золотое» правило воспитания: «правило кнута и пряника», или «правило поощрения и наказания». --Макова Надежда Олеговна
- диалогическое общение, где позиции взрослого и подростка равны, больше проявлять свои чувства, важно, чтобы подросток не только взрослого понимал, но и принимал, поняв, а главное, приняв идею, подросток сам будет ее осуществлять, станет нашим единомышленником--Кузьмина Надежда Павловна
- учитывая интересы подростка, предмет разговора должен быть конкретным, затрагивающим суть дела; принимая самостоятельность подростка, не сводить ее к вседозволенности, пусть сам подросток определит время возвращения домой, объем выполнения задания работы--Жинкина Любовь Михайловна
- нельзя касаться личности подростка: возникает круговая оборона, защита своей чести, своего "Я", таким образом трудно вести общения; смотрите на ребенка,подростка как на целеустремленного, прилежного человека, которому, взрослый хочет помочь, не навязывая своих советов, но подводя к определенным выводам исподволь--Канашина Анна Александровна
- «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему --Шувалова Ирина Николаевна
- Правило доверительного взаимодействия: во взаимодействии ребенок ведет себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости будет прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасность. Доверие к миру, конкретной ситуации, другому человеку – это базовая потребность. Она обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией понимания его, заботой о реализации его потребностей. Колесникова Татьяна
- Субъект-субъектную основу диалогического взаимодействия, которая обеспечивается системой занятий со всеми участниками образовательного процесса; включение учащихся в личностно ориентированные педагогические ситуации, которые актуализируют, делают востребованными личностные функции подростков; использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций, социальное проектирование), предполагающих высокую результативность, включенность и активность участников образовательного процесса, взаимообогащение в процессе взаимодействия; соотнесение содержания работы с подростками с возрастной моделью социальной компетентности, ориентация специалиста системы сопровождения в процессе развития социальной компетентности на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых подросток сможет подняться на оптимальный для него уровень развития; ориентация в процессе сопровождения на работу с ценностно-смысловой сферой личности и способы взаимодействия личности в социуме, осуществление педагогами организации целенаправленного осмысления и оценки подростками социальных значений тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формирование их личностных смыслов --Пасечкина Татьяна Николаевна
- Следует выстроить конструктивное взаимодействие: общаться на равных, исключая критические выражения, давая понять, что вы его принимаете, понимаете и уважаете, как уникальную личность. Оценивать трудного ребенка надо независимо от его поведения, ведь он, как никто другой нуждается в справедливой оценке, поддержке и внимании.-- Шамаева Любовь Александровна
- Противоречие между учителем и родителями учащихся возникают по разным причинам В их числе: разопщенность интересов, большое число требований, которые предъявляются сторонами друг к другу.--Кулемина Елена Владимировна
- Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности трудного ребенка. Его должны воспитывать родители, а все социальные институты (та же школа) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. -- Бушуев Вадим Викторович
- -Любовь и принятие таким как есть. Авторитет и пример учителя. Позиция: я вижу твою поблему и хочу помочь тебе, а ты помоги мне в этом. Сказкотерапия. (Курмаш Елена)
- Из системы воспитания необходимо исключить противоречия между словами и действиями учителей
(угрожают, но не наказывают, обещают, но не выполняют, учат одному, а сами поступают иначе). Двойная мораль в ближайшем социальном окружении лишь укрепляет неверные установки и представления.
-- Макушева Лариса Юрьевна
- Остерегаться паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкать раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивать своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращать неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка. -- Чебанова Елена Николаевна
- Не злоупотреблять наказаниями и запретами. Найти причину или причины такого поведения. Помнить, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход. -- Мамкичева Ольга Анатольевна
Какие мероприятия в школе эффективны в воспитании «трудных» детей
- встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях -- Двирная Ольга Владимировна
- широкая и многообразная внеклассная творческая деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.-- Федосеева Ирина
- Правильная организация досуга учащихся с учетом специфики внешкольного общения.Система во взаимодействии школы и других социальных институтов, плановость в этой работе.-- Афанасьева Ирина
- Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков необходим комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов. На уровне школы это, в первую очередь, взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и врача; профилактическое направление работы должно быть приоритетным в работе с детьми и подростками. В первую очередь организация клубов или студий (открытая форма), в работе которых будут участвовать разные дети. Психологический клуб (студия, театр или что-то еще) работает в тематически ориентированном формате, и его цель — позитивизация “Я”. Каждая встреча посвящена какой-то теме (темы могут предлагать ребята, или психолог продумывает темы на год), которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: “Имя”, “Прошлое, настоящее, будущее”, “Достижения”, “Мечты и желания”.• Большие психологические игры . Например, “Кто есть кто в Камелоте?”.• Поиск и подготовка медиаторов из детей и взрослых, помогающих и поддерживающих позитивный образ “Я” в урочное и внеурочное время.Это все — укрепление личностного ресурса. --Макова 14:59, 19 февраля 2012 (UTC)
- Просвещение родителей "трудных" несовершеннолетних, реализуется с целью повышения их психолого-педагогической и правовой грамотности. Очень важно переключить внимание родителей с фиксации на негативном поведении ребенка на себя, на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния. Важно, чтобы родители знали, в связи с чем у их ребенка возникают проблемы, а также о правовой ответственности в ситуации насилия в семье. Работая с родителями, важно помнить, что они, как никто другой, нуждаются в просвещении. Просто необходимой для них является информация о том, какие есть возможности у членов семьи для медицинской или психологической реабилитации, к кому они могут обратиться за бесплатной помощью, какие есть кружки и секции, куда может ходить их ребенок, какие и когда дополнительные занятия по предметам может посещать их ребенок, какие мероприятия в школе помогут им более эффективно взаимодействовать со своими детьми.Кроме того, просто необходимо организовать семейный клуб. --Макова Надежда Олеговна
- Психологическое сопровождение детей с особенностями поведения и развития, их родителей и воспитателей. Диагностика (исследование, изучение)В рамках данного направления задачей педагога-психолога является подробный анализ любого психодиагностического материала с целью выявления проблемных зон, имеющих отношение к эмоциональным, поведенческим, личностным и другим нарушениям, так как данные нарушения являются маркерами социально-опасного положения. Профилактика, просвещение Все мероприятия, которые проводит в своем учреждении педагог-психолог, направленные на сплочение детских коллективов, на раннюю профилизацию, тематические акции и большие психологические игры, носят профилактический характер. Профилактика в отношении "трудных" прежде всего связана с ранним выявлением, а также с просвещением педагогов, родителей и самих несовершеннолетних. Просвещение педагогов — это прежде всего информирование о том, какие существуют признаки, по которым можно увидеть, что ребенок находится в социально опасном положении, правовое просвещение (нормативные документы, уголовная ответственность в ситуации психологического насилия и др.), а также просвещение в области психолого-педагогического знания (специфика "трудных" детей из семей , особенности познавательной сферы этих детей и условия обучения, специфика взаимодействия с родителями из кризисных семей и др.). --Кузьмина Надежда Павловна
- Организуя профилактическую работу, можно использовать следующие формы:-комплексные консультации специалистов для школьников и их родителей, проводимые на основании данных социально-психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики как отдельных учащихся, так и класса в целом;- оздоровление психосоциальной среды развития ребенка;- просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания, половозрастной специфики соматического и психического развития детей и подростков, направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых;- предупреждение психологических перегрузок в процессе обучения, оказывающих негативное влияние на психику ребенка;- проведение социального закаливания детей и подростков с целью подготовки их к стрессовым ситуациям, обучение их рациональным способам снятия психо-эмоционального напряжения в проблемных ситуациях;- психолого-педагогическое изучение и отслеживание ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе, своевременное выявление состояния учащихся, нервно-психических и психосоматических нарушений. Организация психолого-педагогических консилиумов с целью анализа поведения и развития школьников, условий для более полного раскрытия их возможностей;-совместные семинары для учащихся и их родителей, посвященные проблемам девиантного поведения.--Жинкина Любовь Михайловна
- Необходимо проводить также тренинги социальных навыков, которые могут быть направлены:— на формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек, в том числе и употребления ПАВ;— формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.--Канашина Анна Александровна
- Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.). --Шувалова Ирина Николаевна
- Большие возможности для перевоспитания открывает деятельность по интересам, занятия ребят техникой, искусством, спортом, художественной самодеятельностью, играми. Благодаря ей удается рационально организовать свободное время учеников, переориентировать их интересы с отрицательных на положительные. Полезны любые виды положительной деятельности (например, коллекционирование, забота о животных, спорт и др.)Целесообразно привлекать педагогически запущенных школьников к организации общих дел класса. Польза общественной работы общеизвестна. Именно в общественной работе можно улучшить характер межличностных отношений трудных учеников с товарищами по учебе, изменить направленность их личности с эгоистической на коллективистскую. Вовлечь трудных в общественную работу непросто. Им необходимы такие разовые или постоянные общественные поручения, выполняя которые они смогут проявить себя, добиться похвалы, уважения окружающих (не только простого исполнителя, но и активного организатора). Это формирует у них положительные морально-волевые качества: ответственность за свои поступки, товарищество и коллективизм, самодисциплину, навыки подчинения сознательной дисциплине.Успехи в одном из видов деятельности порождают у подростка стремление к утверждению себя и в других видах. Совместная деятельность создает условия для возникновения дружеских связей трудных подростков с положительно характеризующимися сверстниками и взрослыми, что устраняет у них ощущение одиночества, ненужности людям и способствует исправлению, перевоспитанию. Колесникова Татьяна
- Программы социально-педагогического вмешательства на проблемных подростков, которые предусматривают:установление контакта;достижение соглашения; включение в продуктивную творческую и развивающую деятельность в составе различных групп (обучения, в которых идет целенаправленный процесс формирования недостающих социальных навыков; отдыха, позволяющие создавать условия для снижения напряжения, для релаксации, дополнительного развития жизненно важных навыков; социализации, в которых происходит научение (освоение) новым социальным ролям, создаются условия для изменения ролевого поведения, усваиваются новые способы возрастного взаимодействия; коррекции, в которых ориентируются на расширение индивидуального опыта и его уточнение, развитие рефлексивной деятельности .-- Пасечкина Татьяна Николаевна
- Для профилактики и коррекции нарушений поведения детей можно использовать игры-упражения: "Аплодисменты по кругу"(на повышение самооценки), "Что важно для меня?" (на развитие взаимодействия в классе), "Картонные сердечки" (на принятие друг друга). Игры можно проводить в течение дня в классе или как ритуал приветствия или прощания. Для привлечения родителей к профилактике и коррекции поведения воспитанников можно:1) создать в классе "Уголок дисциплины", где будут представлены способы поддержки конструктивного поведения "трудного" ребенка в домашних условиях; 2) организовать тренинги на гармонизацию детско-родительских отношений по технологиям И.В. Волобуевой "Дружная семейка", И. Григори "Связующая нить", так как одна из причин девиантного поведения - проблемная семья; 3)создать в образовательном учреждении библиотечку, фильмотеку для родителей по духовно-нравственному воспитанию, детской психологии. -- Шамаева Любовь Александровна
- Чтобы выбрать тот или иной метод или прием педагогического воздействия необходимо четко представить себе, чего вам необходимо добиться с его помощью.-- Кулемина Елена Владимировна
- Установление наиболее разумного гигиенического режима в школе и семье, при котором чередуются труд и отдых, не допускается перегрузка учебной деятельности, пропаганду медицинских знаний среди учащихся, постоянный медицинский контроль за здоровьем --Павлова Нинель Васильевна
- Социально-психологические тренинги, психодраммы, позволяющие преодолеть ригидность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке воспитанников, затруднения в общении, понимании и восприятии детей и подростков, а так же родителей и коллег.--Калюк Евгения Михайловна
- Аутотренинги по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, снятия синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции низкого социометрического статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками, представителями противоположного пола. --Марющенко Ольга Семеновна
- Тематические викторины, устные журналы; создание антирекламных роликов по проблеме; конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека, демонстрирующее силу человеческого духа -- Рябинина Елена Валентиновна
- нравственные классные часы; интерактивные игры; пресс-конференции, брифинги по данной теме -- Терехова Раиса Петровна
- Правовое просвещение «трудных» подростков, разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников, Организация клубов для «трудных»: выходного дня, на один вечер и др., организация психолого – педагогических консилиумов. -- Бушуев Вадим Викторович
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога, родителей. Индивидуальная работа психолога с такими детьми, консультирование. Тренинги.(Елена Курмаш)
-
-
|