Психологический семинар для педагогов Когда не знаешь как себя вести

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Тема мероприятия

Когда не знаешь как себя вести ...

Целевая группа

Учителя-предметники

Время необходимое для проведения мероприятия

1 час

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Двирная Ольга Владимировна КГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа" педагог-психолог.

Форма реализации - групповое консультирование педагогов и проведение мастер-класса

Краткая аннотация к мероприятию

Проблема «Агрессивные дети» особенно актуальна в системе «подросток-педагог». Конфликты в школе остаются одной из центральных проблем и, с одной стороны, показателем недостаточно высокой квалификации учителя, поскольку умение наладить конструктивное взаимодействие с ребенком является одним из важнейших профессионально важных качеств; с другой, - взаимодействие, выстроенное на противостоянии, подавлении не создает условий для развития личности, обладающей конструктивными средствами социализации в современном обществе. Стремясь преодолеть психологический барьер между взрослыми и подростками, последние прибегают к агрессивному поведению.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативныая сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся: 1. Язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания. используемые для общения. 2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе. 3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать или опровергать смысл фразы. 4. жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи. 5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1. Потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. 3. Ориентировка в личности собеседника. 4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. 5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести. 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. 7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Важно! Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически-психологическим умом", "коммуникативной компетентностью".

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Причинами плохой коммуникации могут быть: а) стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем; б) "предвзятые представления" - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно ("Мы верим тому, чему хотим верить"). в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебно, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда; г) отсутствие внимания и интереса собеседника; д) пренебрежение фактами, те.е привычка делать выводы - заключения при отсутствии достаточного числа фактов; е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п; ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения: 1) открытое-закрытое общение; 2)монологическое-диалогическое; 3)ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение "по душам"). Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.

Тактика общения - реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения - совокупность конкретных коммункативных умений говорить и умений слушать.

Основной запрос к школьному психологу - ознакомить учителей-предметников с проявлениями агрессивного поведения личности подростка и вооружить стилем общения, при котором педагогическое взаимодействие становится возможным.

Проблема и её обоснование

Проблема - не владение учителями-предметниками техниками и приемами отреагирования агрессии детей на уроке.

Особенно актуальна данная проблема для подростков, которые при выборе жизненной стратегии, осуществляющейся на фоне неизбежных кризисов данного возраста (резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки, потребность в самоутверждении и общении со сверстниками, максимализм в оценках, суждениях и взглядах и др.), зачастую ориентируются на модели агрессивного поведения. Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами:

- бедностью ценностных ориентации, их примитивностью, отсутствием увлечений, духовных запросов, узостью и неустойчивостью интересов, в том числе и познавательных;

- повышенной внушаемость, подражательностью, неразвитостью нравственных представлений;

- эмоциональной грубостью, озлобленностью как против сверстников, так и против окружающих взрослых;

- наличием крайних самооценок (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной, в последнем случае агрессия может выступать как защитная реакция компенсирующая собственную уязвимость), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами

- эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций, преобладанием защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996., что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.


Как себя вести, когда подросток "хамит" на уроке, кидает по классу различные предметы (пенал, ручки, портфель, тетради и т.д.), проявляет вербальную и физическую агрессию к одноклассникам?

Возможные причины данной проблемы:

- не знание индвидуальных особенностей агресивных детей;

- не знание стратегий снятия напряжения у детей в период сильного эмоционального возбуждения;

- не знание приемов слушания;

- не знание способа самовыражения;

- не умение контролировать собственные негативные эмоции.


Варианты решения данной проблемы:

- ознакомить с типами агрессии у детей и способами построения отношений;

- научить позитивным стратегиям снятия напряжения у детей в период сильного эмоционального возбуждения;

- научить приемам установления с ребенком обратной связи;

- научить приемам эмпатического слушания и нерефлексивного слушания;

- научить способу самовыражения "Я - высказывания";

- научить контролировать собственными негативными эмоциями (демонстрация модели неагрессивного поведения).

Базовая идея

Мы предполагаем, что для того, чтобы решить проблему необходимо:

- провести групповое консультирование учителей-предметников по теме: "Типы агрессии у детей и способы построения отношений"

- провести опросник "

- провести мастер-класс по теме: "Техники и приемы отреагирования агрессии подростков на уроке"

- использование нестандартных приемов: "Рабочие листы" для педагогов, с учетом активной переработки полученной информации;

Цели, задачи мероприятия

Цель - вооружить учителей-предметников техниками и премами отреагирования агрессии подростков на уроке.

Задачи

-


конкретные шаги к достижению цели. Например, развивать умение работать по инструкции, организовать развивающую среду и т.д.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Используемые методы, приемы, технологии

Опишите какие методы, технологии используются вами в ходе мероприятия. Используемые методы, приёмы, технологии должны соответствовать поставленным целям и задачам, а также возрастным особенностям целевой аудитории. И обязательно быть экологичными, то есть они не должны нанести вред участникам и вступать в разрез с кодексом психолога и законодательством РФ.


Новизна

Напишите, что нового предлагается в вашем мероприятии: приемы, методы, способы организации деятельности. Что конкретно? Чем ваше мероприятие отличается от мероприятий, которые проводятся в данном направлении?


Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Перечислите Интернет-сервисы, которые вы используете в процессе проведения мероприятия и отметьте, как они "работают" на достижение поставленных целей и задач.


Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Цели

- Расширяет мой профессиональный инструментарий

- Дает возможность организовать работу дистанционно

- Возможность расширения аудитории педагогов

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Представьте, как участники будут включены в деятельность на мероприятии, что позволит им занимать активную позицию. Опишите виды деятельности. Предполагается ли мероприятие выстраивать в логике системно-деятельностного подхода, благодаря чему участники сами открывают новые знания.



Ожидаемые результаты

Опишите, какие результаты вы планируете получить по итогам мероприятия. Важно учесть, что ваши результаты должны четко соответствовать целям и задачам. Каждая задача обязательно должна находить отражение в результатах.



Предполагаемые сроки реализации

октябрь 2010 года

Ресурсы, необходимые для проведения

Внешние ресурсы:

- Материальные ресурсы (персональный компьютер)

- Презентация "Типы агрессии у детей и способы построения отношений"

- Фрагмент из фильма "Школа"

- Рабочий лист "Три С"

- Опросник

Внутренние ресурсы

- Личные ресурсы человека (мобильность, коммуникативная компетентность, личное обаяние)

- Ресурсы взаимодействия (мобильный телефон, интернет)

Ход мероприятия

Детально опишите сценарий Вашего мероприятия. Обратите внимание на логичность и целесообразность построения его структуры.


Критерии и способы оценки эффективности

Приведите критерии и способы, оценки эффективности мероприятия.


Возможности дальнейшего развития мероприятия

Опишите планы по продолжению работы с данной целевой группой по обозначенной проблеме.


Использованная литература

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.

2. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.

3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

- http://lib.uni-dubna.ru/search/files/sr_soc_teh_ureg_konfl/~sr_soc_teh_ureg_konfl.htm

- http://socialaisdarbs.lv/index.php?option=com_content&task=view&id=280&Itemid=30

- http://flogiston.ru/articles/therapy/intgroup-psychterapy-aggresive-behaviour

- http://www.xepcoh.info/referats/view/464

- http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200701909


Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.