Тренинг в работе социального педагога

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 56: Строка 56:
  - А может быть, все-таки вы помогаете им в личностном развитии?
  - А может быть, все-таки вы помогаете им в личностном развитии?
  - Безусловно, - подтвердил он.
  - Безусловно, - подтвердил он.
-
  - Но люди, которые бывали в ваших группах, утверждают,
+
  - Но люди, которые бывали в ваших группах, утверждают,что вы почти ничего не делаете и почти все время молчите!
-
что вы почти ничего не делаете и почти все время молчите!
+
  - И это правда!
  - И это правда!
  - Так в чем же секрет эффективности вашей работы!?
  - Так в чем же секрет эффективности вашей работы!?
Строка 74: Строка 73:
-
Потенциальное преимущество условий группы это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции других на тебя и твои на других в группе могут облегчать разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.
+
Потенциальное преимущество условий группы - это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции других на тебя и твои на других в группе могут облегчать разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.
 +
 
 +
 
Ялом выделил десять лечебных факторов, характерных для большинства групп:
Ялом выделил десять лечебных факторов, характерных для большинства групп:
1. Сплоченность. Прочность, единство межличностных отношений в группе.
1. Сплоченность. Прочность, единство межличностных отношений в группе.
Строка 114: Строка 115:
Сейчас выделились три крупных направления тренингов:
Сейчас выделились три крупных направления тренингов:
-
тренинги личностного роста;
+
 
-
тренинги общения;
+
*тренинги личностного роста;
-
бизнес-тренинги.
+
*тренинги общения;
-
Тренинги личностного роста наиболее близки к психотерапевтическим группам. В них с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, которые препятствуют решению их жизненных и профессиональных задач. Каждый участник тренинга с помощью других участников и тренера может понять свои неосознаваемые страхи, избавиться от внутренних барьеров, лучше узнать, как его воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более реальную оценку способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки.
+
*бизнес-тренинги.
-
Тренинги общения предназначены для того, чтобы научить членов группы эффективному поведению в различных ситуациях общения, развить у них соответствующие навыки. Предполагается, что умения и навыки, приобретенные в «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут учащимся преодолеть трудности в реальной жизни. Предполагается, что опыт учебно-тренинговой группы сыграет роль своеобразной «прививки», которая позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет». Конечно, даже самый лучший тренинг не подготовит человека ко всем возможным жизненным ситуациям, но он поможет избежать наиболее грубых ошибок и снизит остроту эмоционального стресса, возникающего при неизбежных трудностях в общении.
+
 
 +
'''Тренинги личностного роста''' наиболее близки к психотерапевтическим группам. В них с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, которые препятствуют решению их жизненных и профессиональных задач. Каждый участник тренинга с помощью других участников и тренера может понять свои неосознаваемые страхи, избавиться от внутренних барьеров, лучше узнать, как его воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более реальную оценку способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки.
 +
 
 +
'''Тренинги общения''' предназначены для того, чтобы научить членов группы эффективному поведению в различных ситуациях общения, развить у них соответствующие навыки. Предполагается, что умения и навыки, приобретенные в «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут учащимся преодолеть трудности в реальной жизни. Предполагается, что опыт учебно-тренинговой группы сыграет роль своеобразной «прививки», которая позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет». Конечно, даже самый лучший тренинг не подготовит человека ко всем возможным жизненным ситуациям, но он поможет избежать наиболее грубых ошибок и снизит остроту эмоционального стресса, возникающего при неизбежных трудностях в общении.
 +
 
Тренинги личностного роста и общения тесно взаимосвязаны, и их объединяют в комплексный социально-психологический тренинг. Методы социально-психологического тренинга весьма разнообразны, но в их основе – групповые дискуссии и ролевые игры в различных вариантах и сочетаниях. При организации и проведении тренинга руководитель-тренер стремится к тому, чтобы при «погружении» в особую тренинговую среду участники могли лучше осознать собственные психологические проблемы и научились их преодолевать.  
Тренинги личностного роста и общения тесно взаимосвязаны, и их объединяют в комплексный социально-психологический тренинг. Методы социально-психологического тренинга весьма разнообразны, но в их основе – групповые дискуссии и ролевые игры в различных вариантах и сочетаниях. При организации и проведении тренинга руководитель-тренер стремится к тому, чтобы при «погружении» в особую тренинговую среду участники могли лучше осознать собственные психологические проблемы и научились их преодолевать.  
-
Бизнес-тренинги являются разновидностями первых двух категорий, но они сориентированы на решение конкретных профессиональных задач. Чаще всего встречаются тренинги по продажам чего-либо. Популярны также тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций, формирования команд, эффективного управления и т.п. Результаты бизнес-тренингов наиболее наглядны, поскольку они проявляются в эффективности работы, но, тем не менее, окончательно решить, насколько результативен был тренинг, можно только спустя некоторое время, когда будет ясно, насколько эффективнее стала работа, как изменилась психологическая атмосфера в коллективе и т.п.
+
 
 +
'''Бизнес-тренинги''' являются разновидностями первых двух категорий, но они сориентированы на решение конкретных профессиональных задач. Чаще всего встречаются тренинги по продажам чего-либо. Популярны также тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций, формирования команд, эффективного управления и т.п. Результаты бизнес-тренингов наиболее наглядны, поскольку они проявляются в эффективности работы, но, тем не менее, окончательно решить, насколько результативен был тренинг, можно только спустя некоторое время, когда будет ясно, насколько эффективнее стала работа, как изменилась психологическая атмосфера в коллективе и т.п.
'''Выскажите своё мнение или задайте вопрос:'''
'''Выскажите своё мнение или задайте вопрос:'''
Строка 134: Строка 140:
==Вопрос 5. Методы тренинга==
==Вопрос 5. Методы тренинга==
-
Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию, игровые методы (ролевую и деловую игру) и психогимнастику.
+
Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят '''групповую дискуссию, игровые методы (ролевую и деловую игру) и психогимнастику'''.
-
Кратко охарактеризуем указанные базовые методы.  
+
 
-
Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).
+
Кратко охарактеризуем указанные базовые методы.
 +
 +
'''Групповая дискуссия''' в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).
Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки"), и неструктурированных дискуссиях, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается. Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н. В. Семилетом предлагается рассматривать:  
Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки"), и неструктурированных дискуссиях, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается. Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н. В. Семилетом предлагается рассматривать:  
  - тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;  
  - тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;  
-
- биографические, ориентированные на прошлый опыт;  
+
*биографические, ориентированные на прошлый опыт;  
-
- интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.  
+
*интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.
-
Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).  
+
-
Впрочем, для других направлений тренингов не меньшее значение приобретают игровые методы, которые включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры.
+
Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).
 +
 +
Впрочем, для других направлений тренингов не меньшее значение приобретают '''игровые методы''', которые включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры.
Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты".
Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты".
-
Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством.  
+
Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством.
-
Приемы психогимнастики служат вспомогательным средством стимулирования активности и снятия усталости участников. Психогимнастические игры делятся на: разминочные (разогревающие), имеющие целью мотивировать участников на дальнейшую работу через создание соответствующего эмоционального состояния, и разряжающие, используемые для разрядки скопившегося напряжения и снятия усталости.
+
-
Пример – игра «Любое число»:
+
Приемы '''психогимнастики''' служат вспомогательным средством стимулирования активности и снятия усталости участников. Психогимнастические игры делятся на: разминочные (разогревающие), имеющие целью мотивировать участников на дальнейшую работу через создание соответствующего эмоционального состояния, и разряжающие, используемые для разрядки скопившегося напряжения и снятия усталости.
 +
 
 +
Пример – '''игра «Любое число»''':
 +
 
Тренер называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Тренер дает сигнал группе. Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть.
Тренер называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Тренер дает сигнал группе. Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть.
Кто-нибудь из участников быстро соображает, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. Тренеру лучше прекратить игры после одной-двух удачных попыток: участники остаются с ощущением возросшей групповой сплоченности.
Кто-нибудь из участников быстро соображает, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. Тренеру лучше прекратить игры после одной-двух удачных попыток: участники остаются с ощущением возросшей групповой сплоченности.
-
ИГРЫ
+
 
 +
'''ИГРЫ'''
Круг специфических проблем, подлежащих разрешению в результате тренинга при помощи игр:  
Круг специфических проблем, подлежащих разрешению в результате тренинга при помощи игр:  
-
- нарушение целостности Я-образа, неадекватная самооценка;  
+
*нарушение целостности Я-образа, неадекватная самооценка;  
-
- негативное самоотношение и обусловленная им тревожность;  
+
*негативное самоотношение и обусловленная им тревожность;  
-
- низкий уровень саморегуляции, неудовлетворенность собой, неуверенность в своих силах.  
+
*низкий уровень саморегуляции, неудовлетворенность собой, неуверенность в своих силах.
 +
Психологические игры в тренинге открывают перед участником группы возможности, вероятно, не доступные ему в других условиях: человек в игре свободно обращается со значениями и смыслами и тем самым раскрепощает свои интеллектуальные ресурсы, расширяет поле сознания, укрепляет веру в свои силы, развивает творческие способности, талант к общению, закладывает этические и нравственные основы практического поведения.  
Психологические игры в тренинге открывают перед участником группы возможности, вероятно, не доступные ему в других условиях: человек в игре свободно обращается со значениями и смыслами и тем самым раскрепощает свои интеллектуальные ресурсы, расширяет поле сознания, укрепляет веру в свои силы, развивает творческие способности, талант к общению, закладывает этические и нравственные основы практического поведения.  
Самое важное – он не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя.  
Самое важное – он не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя.  
В психологических тренинговых играх большее значение имеет не сам процесс игры, часто дарящий участникам массу положительных эмоций и прочищающий, как всякая хорошая детская игра, каналы творческой инициативы и спонтанности, а осмысление, рефлексия происходящего после игры.
В психологических тренинговых играх большее значение имеет не сам процесс игры, часто дарящий участникам массу положительных эмоций и прочищающий, как всякая хорошая детская игра, каналы творческой инициативы и спонтанности, а осмысление, рефлексия происходящего после игры.
-
ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.
+
 
 +
'''ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА'''.
Помогают:
Помогают:
-
- определить лидеров;
+
*определить лидеров;
-
- развитию сплоченности;
+
*развитию сплоченности;
-
- обучение конструктивному взаимодействию;
+
*обучение конструктивному взаимодействию;
-
- научению принятию коллективных решений в условиях неопределенности информации.
+
*научению принятию коллективных решений в условиях неопределенности информации.
-
Принципы:
+
 
-
- полное погружение участников игры в игровую ситуацию (означает, что участники игры в течение всего времени ее проведения должны заниматься только изучением вопросов, касающихся исследуемой проблемы или демонстрируемой в игре системы управления);
+
'''Принципы''':
-
- постепенность вхождения участников в игровую ситуацию (требует, чтобы первые этапы игры были максимально упрощены, с тем чтобы ее участники могли легко освоить предлагаемую им игровую деятельность и адаптироваться к новой ситуации обучения и друг к другу, не испытывая профессионального и психологического дискомфорта);
+
*полное погружение участников игры в игровую ситуацию (означает, что участники игры в течение всего времени ее проведения должны заниматься только изучением вопросов, касающихся исследуемой проблемы или демонстрируемой в игре системы управления);
-
- равномерная игровая нагрузка на участников игры (предполагает такую организацию имитационных игр, при которой участники на каждом последующем игровом занятии получали бы равные порции новых сведений);
+
*постепенность вхождения участников в игровую ситуацию (требует, чтобы первые этапы игры были максимально упрощены, с тем чтобы ее участники могли легко освоить предлагаемую им игровую деятельность и адаптироваться к новой ситуации обучения и друг к другу, не испытывая профессионального и психологического дискомфорта);
-
- соревновательность игровых групп (соревнование между игровыми группами повышает ответственность участников при необходимости публичной защиты вырабатываемого в группе решения);
+
*равномерная игровая нагрузка на участников игры (предполагает такую организацию имитационных игр, при которой участники на каждом последующем игровом занятии получали бы равные порции новых сведений);
-
- правдоподобие моделируемой ситуации (означает, что игровая деятельность должна быть в значительной мере похожа а реальную).
+
*соревновательность игровых групп (соревнование между игровыми группами повышает ответственность участников при необходимости публичной защиты вырабатываемого в группе решения);
-
Особенности.
+
*правдоподобие моделируемой ситуации (означает, что игровая деятельность должна быть в значительной мере похожа а реальную).
 +
'''Особенности'''.
 +
 
1. В имитационных играх исключена модель социально-экономической среды, не моделируется труд конкретных работников: руководителей и специалистов, не даются подробные инструкции для поведения и принятия решений.
1. В имитационных играх исключена модель социально-экономической среды, не моделируется труд конкретных работников: руководителей и специалистов, не даются подробные инструкции для поведения и принятия решений.
 +
2. В них имитируются лишь некоторые хозяйственные, правовые, экономические, экологические, социально-психологические принципы (технологии), определяющие поведение людей и механизмы их действий, причем зачастую в экстремальных ситуациях.
2. В них имитируются лишь некоторые хозяйственные, правовые, экономические, экологические, социально-психологические принципы (технологии), определяющие поведение людей и механизмы их действий, причем зачастую в экстремальных ситуациях.
 +
3. Игры имитационного типа предполагают такое описание сложившейся ситуации, которое моделирует лишь модель среды, причем особенности этой среды знакомы играющим в основном понаслышке, что делает анализ информации более сложным и субъективным.
3. Игры имитационного типа предполагают такое описание сложившейся ситуации, которое моделирует лишь модель среды, причем особенности этой среды знакомы играющим в основном понаслышке, что делает анализ информации более сложным и субъективным.
 +
4. Общая цель всего игрового коллектива изначально не задана. Она может быть сформулирована (но это произойдет совсем не обязательно в процессе игры), и для ее достижения самими игроками может быть найден определенный механизм взаимодействия.
4. Общая цель всего игрового коллектива изначально не задана. Она может быть сформулирована (но это произойдет совсем не обязательно в процессе игры), и для ее достижения самими игроками может быть найден определенный механизм взаимодействия.
 +
5. Решения принимаются коллективно, но, как правило, после предварительно выработки индивидуальных решений, в условиях неопределенности информации (недостаточная компетентность большинства участников и неполная информация об объекте анализа).
5. Решения принимаются коллективно, но, как правило, после предварительно выработки индивидуальных решений, в условиях неопределенности информации (недостаточная компетентность большинства участников и неполная информация об объекте анализа).
 +
6. Игровые процедуры, заложенные в сценарий, могут быть реализованы по аналогии на объектах других классов (например, полет на луну, или происшествие в пустыне, или экологическая катастрофа и т.д.), причем самых различных по структуре, целевому назначению и поставленным задачам.
6. Игровые процедуры, заложенные в сценарий, могут быть реализованы по аналогии на объектах других классов (например, полет на луну, или происшествие в пустыне, или экологическая катастрофа и т.д.), причем самых различных по структуре, целевому назначению и поставленным задачам.
7. Главная учебная цель имитационной игры состоит в том, чтобы участники в ходе игровых действий самостоятельно осознавали бы смысл и целесообразность коллективной деятельности, сотрудничества, поиска компромисса или консенсуса.
7. Главная учебная цель имитационной игры состоит в том, чтобы участники в ходе игровых действий самостоятельно осознавали бы смысл и целесообразность коллективной деятельности, сотрудничества, поиска компромисса или консенсуса.

Версия 17:42, 27 апреля 2010


Содержание

Интернет-мастер-класс "Тренинг в работе социального педагога"

  • Автор: Питина Татьяна Петровна, Саратов
  • Дата проведения: 7-11 мая 2010 года
  • Задача мастер-класса: выявить возможности использования тренинга в работе социального педагога.
  • Для кого: Социальные педагоги, классные руководители, психологи.
  • Как: Заполняем данную коллективную страницу и общаемся друг с другом и с автором мастер-класса в Skype-чате: 12 мая с 15 до 16 часов по московскому времени. Мой скайп: tppitina

Об авторе:

Питина Татьяна Петровна - преподаватель кафедры социальной педагогики Педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского .

Участники:

Вопрос 1. Определение понятия «тренинг».

Тренинг – это процесс развития необходимых умений и навыков с помощью интенсивных тренировок.

Согласно «Психологическому словарю»: тренинг (от англ. train – обучать, воспитывать) – это «систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга.

В настоящее время слово «тренинг» используется весьма широко. Так называют интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок.

«Психологический тренинг» касается психологических навыков: саморегуляции, развития собственной личности, общения и т.п., включая профессиональные навыки, особенно важные для тех, кто работает с людьми. Расширение границ использования понятия "тренинг" связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов.


В наиболее широком контексте термин "тренинг" используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы. Определяя границы понятия "психологический тренинг", И.В.Вачков пишет: "Современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах".


Тренинг прежде всего подразумевает использование активных групповых методов практической психологии для работы со здоровыми людьми с целью решения задач по развитию и совершенствованию качеств, необходимых для улучшения их социального бытия и профессиональной деятельности и вплоть до настоящего времени использовался (и используется) многими психологами в сочетании с прилагательным "социально-психологический". Особенно четко эту позицию сформулировал С.И.Макшанов, который определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации. Центральной категорией здесь выступает категория изменения. Тренинговое воздействие направляется на достижение позитивных изменений участников, повышение степени их "конгруэнтности" с собой и окружающей средой. При всем этом до сих пор остается неясным, что же такое собственно тренинг. В качестве иллюстрации можно привести следующую историю.

Одного опытного и известного психолога спросили:

- Когда вы ведете свои группы, вы занимаетесь лечением людей?
- Да, конечно, - ответил он.
- А может быть, все-таки вы помогаете им в личностном развитии?
- Безусловно, - подтвердил он.
- Но люди, которые бывали в ваших группах, утверждают,что вы почти ничего не делаете и почти все время молчите!
- И это правда!
- Так в чем же секрет эффективности вашей работы!?
- Мне интересны люди. И я верю в их способность меняться.


Выскажите своё мнение или задайте вопрос:

Вопрос 2. Преимущества групповой работы

Потенциальное преимущество условий группы - это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции других на тебя и твои на других в группе могут облегчать разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.


Ялом выделил десять лечебных факторов, характерных для большинства групп: 1. Сплоченность. Прочность, единство межличностных отношений в группе. 2. Внушение надежды. Вера в успешность решения своих личных проблем. 3. Обобщение. Осознание того, что и другие люди имеют похожие проблемы, чувство поддержки. 4. Альтруизм. Осознание того, что любой участник может оказать психологическую помощь другому, создает психотерапевтический эффект. 5. Предоставление информации и рассуждений. Факт самораскрытия другого человека создает благополучные условия для собственного раскрытия. 6. Множественный перенос. Перенос проблемных жизненных ситуаций извне в группу с дальнейшей их проработкой и поиском решений. 7. Межличностное обучение. Условия группы позволяют ее участникам опробовать новые стратегии и позиции в общении. 8. Развитие межличностных умений. В процессе выполнения групповых упражнений участники совершенствуют свои коммуникативные навыки и компетентность в общении. 9. Имитирующее поведение. Научиться более эффективному общению иногда можно путем подражания определенных паттернов поведения. 10. Катарсис. Сам факт группового обсуждения личной проблемы и выхода эмоций ведет к психологическому очищению, облегчению и свободе.

Выскажите своё мнение или задайте вопрос:




Вопрос 3. Области применения тренинга

Традиционно психологический тренинг применяют для развития навыков самопознания, самопонимания, рефлексии, изменения отношения к себе, другим, выработке навыков саморегуляции, развития эмоциональной гибкости, для улучшения социальной адаптации участников, углубления опыта психологической интерпретации поведения других людей.

Выскажите своё мнение или задайте вопрос:




Вопрос 4. Виды тренинга

Сейчас выделились три крупных направления тренингов:

  • тренинги личностного роста;
  • тренинги общения;
  • бизнес-тренинги.

Тренинги личностного роста наиболее близки к психотерапевтическим группам. В них с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, которые препятствуют решению их жизненных и профессиональных задач. Каждый участник тренинга с помощью других участников и тренера может понять свои неосознаваемые страхи, избавиться от внутренних барьеров, лучше узнать, как его воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более реальную оценку способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки.

Тренинги общения предназначены для того, чтобы научить членов группы эффективному поведению в различных ситуациях общения, развить у них соответствующие навыки. Предполагается, что умения и навыки, приобретенные в «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут учащимся преодолеть трудности в реальной жизни. Предполагается, что опыт учебно-тренинговой группы сыграет роль своеобразной «прививки», которая позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет». Конечно, даже самый лучший тренинг не подготовит человека ко всем возможным жизненным ситуациям, но он поможет избежать наиболее грубых ошибок и снизит остроту эмоционального стресса, возникающего при неизбежных трудностях в общении.

Тренинги личностного роста и общения тесно взаимосвязаны, и их объединяют в комплексный социально-психологический тренинг. Методы социально-психологического тренинга весьма разнообразны, но в их основе – групповые дискуссии и ролевые игры в различных вариантах и сочетаниях. При организации и проведении тренинга руководитель-тренер стремится к тому, чтобы при «погружении» в особую тренинговую среду участники могли лучше осознать собственные психологические проблемы и научились их преодолевать.

Бизнес-тренинги являются разновидностями первых двух категорий, но они сориентированы на решение конкретных профессиональных задач. Чаще всего встречаются тренинги по продажам чего-либо. Популярны также тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций, формирования команд, эффективного управления и т.п. Результаты бизнес-тренингов наиболее наглядны, поскольку они проявляются в эффективности работы, но, тем не менее, окончательно решить, насколько результативен был тренинг, можно только спустя некоторое время, когда будет ясно, насколько эффективнее стала работа, как изменилась психологическая атмосфера в коллективе и т.п.

Выскажите своё мнение или задайте вопрос:




Вопрос 5. Методы тренинга

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию, игровые методы (ролевую и деловую игру) и психогимнастику.

Кратко охарактеризуем указанные базовые методы.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки"), и неструктурированных дискуссиях, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается. Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н. В. Семилетом предлагается рассматривать:

- тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы; 
  • биографические, ориентированные на прошлый опыт;
  • интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

Впрочем, для других направлений тренингов не меньшее значение приобретают игровые методы, которые включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты". Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством.

Приемы психогимнастики служат вспомогательным средством стимулирования активности и снятия усталости участников. Психогимнастические игры делятся на: разминочные (разогревающие), имеющие целью мотивировать участников на дальнейшую работу через создание соответствующего эмоционального состояния, и разряжающие, используемые для разрядки скопившегося напряжения и снятия усталости.

Пример – игра «Любое число»:

Тренер называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Тренер дает сигнал группе. Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Кто-нибудь из участников быстро соображает, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. Тренеру лучше прекратить игры после одной-двух удачных попыток: участники остаются с ощущением возросшей групповой сплоченности.

ИГРЫ Круг специфических проблем, подлежащих разрешению в результате тренинга при помощи игр:

  • нарушение целостности Я-образа, неадекватная самооценка;
  • негативное самоотношение и обусловленная им тревожность;
  • низкий уровень саморегуляции, неудовлетворенность собой, неуверенность в своих силах.

Психологические игры в тренинге открывают перед участником группы возможности, вероятно, не доступные ему в других условиях: человек в игре свободно обращается со значениями и смыслами и тем самым раскрепощает свои интеллектуальные ресурсы, расширяет поле сознания, укрепляет веру в свои силы, развивает творческие способности, талант к общению, закладывает этические и нравственные основы практического поведения. Самое важное – он не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя. В психологических тренинговых играх большее значение имеет не сам процесс игры, часто дарящий участникам массу положительных эмоций и прочищающий, как всякая хорошая детская игра, каналы творческой инициативы и спонтанности, а осмысление, рефлексия происходящего после игры.

ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА. Помогают:

  • определить лидеров;
  • развитию сплоченности;
  • обучение конструктивному взаимодействию;
  • научению принятию коллективных решений в условиях неопределенности информации.

Принципы:

  • полное погружение участников игры в игровую ситуацию (означает, что участники игры в течение всего времени ее проведения должны заниматься только изучением вопросов, касающихся исследуемой проблемы или демонстрируемой в игре системы управления);
  • постепенность вхождения участников в игровую ситуацию (требует, чтобы первые этапы игры были максимально упрощены, с тем чтобы ее участники могли легко освоить предлагаемую им игровую деятельность и адаптироваться к новой ситуации обучения и друг к другу, не испытывая профессионального и психологического дискомфорта);
  • равномерная игровая нагрузка на участников игры (предполагает такую организацию имитационных игр, при которой участники на каждом последующем игровом занятии получали бы равные порции новых сведений);
  • соревновательность игровых групп (соревнование между игровыми группами повышает ответственность участников при необходимости публичной защиты вырабатываемого в группе решения);
  • правдоподобие моделируемой ситуации (означает, что игровая деятельность должна быть в значительной мере похожа а реальную).

Особенности.

1. В имитационных играх исключена модель социально-экономической среды, не моделируется труд конкретных работников: руководителей и специалистов, не даются подробные инструкции для поведения и принятия решений.

2. В них имитируются лишь некоторые хозяйственные, правовые, экономические, экологические, социально-психологические принципы (технологии), определяющие поведение людей и механизмы их действий, причем зачастую в экстремальных ситуациях.

3. Игры имитационного типа предполагают такое описание сложившейся ситуации, которое моделирует лишь модель среды, причем особенности этой среды знакомы играющим в основном понаслышке, что делает анализ информации более сложным и субъективным.

4. Общая цель всего игрового коллектива изначально не задана. Она может быть сформулирована (но это произойдет совсем не обязательно в процессе игры), и для ее достижения самими игроками может быть найден определенный механизм взаимодействия.

5. Решения принимаются коллективно, но, как правило, после предварительно выработки индивидуальных решений, в условиях неопределенности информации (недостаточная компетентность большинства участников и неполная информация об объекте анализа).

6. Игровые процедуры, заложенные в сценарий, могут быть реализованы по аналогии на объектах других классов (например, полет на луну, или происшествие в пустыне, или экологическая катастрофа и т.д.), причем самых различных по структуре, целевому назначению и поставленным задачам. 7. Главная учебная цель имитационной игры состоит в том, чтобы участники в ходе игровых действий самостоятельно осознавали бы смысл и целесообразность коллективной деятельности, сотрудничества, поиска компромисса или консенсуса. 8. Имитационные игры осуществляются в жестком регламенте и по времени непродолжительны. 9. В играх имитационного типа, как правило, отсутствуют альтернативы. Участники должны действовать лишь в предложенных вариантах, строго соблюдая нормы и правила, а не созидая творчески. 10. В такого рода игровых разработках в принципе не программируется конфликтная ситуация (как, например, в деловых играх), а представлены только различные субъективные интересы участников игры, что приводит лишь к спору и конфликту мнений. Поскольку решения принимаются не публично, постольку у играющих нет прямых оснований вступать в открытый конфликт с другими участниками, а, следовательно, опыт конструктивного поведения в конфликте на таких играх не осваивается. 11. Описанные сценарии игр, хотя и строятся на взаимодействии, в то же время не содержат технологий и механизмов специального обучения общению и коллективному принятию решений. Участники игр вступают в немногочисленные деловые контакты спонтанно, репродуцируя имеющийся коммуникативный опыт, порой негативный. 12. Игры такого класса могут иметь как самостоятельное значение, так и использоваться, например, в деловых играх в качестве технологии «погружения» для раскрепощении участников и для определения лидеров. Имитационные игры – это особый класс учебных, производственных, управленческих и развивающих интерактивных игр, моделирующих лишь модель среды и интеллектуальную деятельность участников, создающих многоаспектные условия для взаимодействия и коллективного принятия решений на основе индивидуальных подходов. (интерактивные интеллектуальные имитации – моделируемая фантазией авторов игры среда обитания)


Примеры игр:


Имитационная игра "Воздушный шар"

Имитационная игра "Необитаемый остров"


РОЛЕВАЯ ИГРА Слово роль происходит от латинского rotula (небольшое колесо или круглое бревно), которое позднее стало означать скрученный в трубочку лист бумаги, на котором записывали слова пьес для актеров. Лишь с 16-17 вв. слово «роль» означает игру актеров. Понятие «ролевые игры» впервые появилось лишь в 20 в. Прототипом ситуационно-ролевых игр явились импровизированные драматические игры на заданную тему, разработанные в 1946 г. Дж. Морено. С середины 1950-х гг. применение ролевых игр в США пошло двумя путями. Их стали широко использовать в психотерапии, включая группы личностного роста. Социометрию, психодраму, гештальттерапию, а также группы встреч. Другой областью применения ролевых игр стали тренинговые группы, задачи которых – саморазвитие и самосовершенствование, а не психотерапия. Это направление было создано в основном с целью развития в людях навыков руководителей, поведения в больших и малых группах, конструктивного взаимодействия, разрешения конфликтов в группах, формирования адекватного самовосприятия и восприятия других. Ролевые игры позволяют активно вовлечь обучаемых в процесс научения, вызвать интерес. Они создают отличные условия для установления обратной связи сразу же по окончании игрового взаимодействия. С помощью ролевых игр легче принимаются новые идеи и изменяются установки обучаемых. Ролевые игры помогают обучаемым определить свои сильные и слабые стороны. Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения содержанием ролевой игры являются не предмет, его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами. Проведение ролевой игры может осуществляться несколькими способами в зависимости от поставленных целей и особенностей учащихся. «Аквариум». Основные игроки располагаются в центре помещения, остальные садятся вокруг них и наблюдает за действием. Под словом «аквариум» подразумевается тип игры, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ним. У данного способа есть ряд очевидных преимуществ и недостатков. Это очень удобная форма для наблюдения за действием, так как зрителям хорошо видно происходящее. Все ученики приобретают одни и тот же опыт, все могут участвовать в его анализе. С другой стороны, условия аквариума подчеркивают искусственность ситуации и напоминают любительский театр. Игроки, чувствуя себя актерами на сцене, испытывают напряжение, которое мешает естественному протеканию ролевой игры. Наконец, техника «аквариума» предполагает, что каждая роль приписана только одному ученику, и поэтому другие лишены возможности испытать ее на себе. Кроме того, успех игры в данном случае во многом зависит от качества игры участников, от их актерских способностей. «Параллель». Группа разбивается на подгруппы по 2-4 человека, и все эти группы одновременно разыгрывают ролевую игру. Иными словами, параллельно проводится несколько одинаковых ролевых игр. Созданные подгруппы могут состоять из одних игроков или включать в себя также и зрителей. Этот способ проведения игры значительно меньше смущает игроков. Кроме того, он позволяет опробовать сразу много интерпретаций и за счет этого сэкономить время. После того, как все группы завершат свои игры, они могут объединиться для обсуждения и анализа, обмена впечатлениями. Недостатком этой техники является то, что учитель не сможет следить за работой всех групп сразу и может пропустить что-либо важное, не имеет возможности оказать помощь, поправить игроков. И еще одна практическая проблема состоит в том, что одна группа может закончить работу раньше, и ей придется ждать следующего этапа. «Ротация ролей». В данном способе одна и та же основная роль переходит от одного ученика к другому. Каждый проигрывает роль в течение нескольких минут, приобретая соответствующий опыт. Эта техника полезна тем, что позволяет ученикам продемонстрировать разные подходы к решению одной и той же проблемы «Поддержка». Суть этого способа в том, что главная или наиболее трудная роль в игре поручается двум ученикам сразу, при этом один из них играет роль, а другой ему помогает. В тех случаях, когда основной игрок не знает, что сказать дальше, как ответить на реплику, другой ученик, его помощник, может сделать это за него. Лучше, если основной игрок и его двойник согласуют свои позиции заранее.

Примеры ролевых игр


Выскажите своё мнение или задайте вопрос:




Вопрос 6. Правила и принципы проведения тренинга

Тренинг в учебном процессе является обязательным, а не добровольным и, если он будет проводиться формально, без создания особой атмосферы, то не будет эффективным. Обучение с помощью тренингов существенно отличается от традиционных методов обучения (уроков, лекций, семинаров) не только по форме проведения, но и по основным принципам. При обычном обучении человека учат давать правильные ответы, и только правильные. Ошибки так или иначе наказываются. При тренинге же к ошибкам относятся снисходительно, они рассматриваются как необходимая часть процесса обучения. Основные принципы работы тренинговой группы и вытекающие из них правила: 1. Принцип и правило максимальной активности. В процессе тренинга учащиеся должны вовлекаться в специально организованные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, обсуждение своих и чужих действий. Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам. Активное поведение, даже не совсем правильное на тренинговых занятиях важнее, чем обычное усвоение информации, поэтому нужно быть терпимыми к ошибкам, чтобы учащиеся чувствовали себя свободно и комфортно. Для поддержание активности важно стремиться к тому, чтобы сделать из тренинга не рядовое занятие, а событие. Тренинговые занятия ни в коем случае не должны быть скучными. Для этого их важно наполнить самыми разными видами активности. Все, что происходит на тренинге не должно замыкаться только на нем и превращаться просто в игру. Постоянно нужно делать ссылки на обыденную жизнь, стремиться к максимальному переносу полученных навыков в практику. 2. Общение по принципу «здесь и теперь» На тренинге участники общаются «здесь и теперь», т.е. обсуждают не прошлое или возможное поведение, а только то, что делается и говорится во время занятий. Считается, что таким образом уменьшается влияние психологической защиты и поддерживается психологическая безопасность. 3. Принцип и правило персонификации высказываний Суть его состоит в отказе от безличных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т.п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила. За выполнением этого правила (как и всех остальных) должен следить ведущий тренинга. 4. Принцип исследовательской творческой позиции. Правило отсутствия критики и безоценочности высказываний В тренинговой группе нужно стремиться к созданию свободной творческой атмосферы. Для этого специально организуются проблемные, неопределенные ситуации, провоцирующие участников на неожиданные, нестандартные высказывания и поступки. В ходе тренинга участники должны иметь возможность для себя реально осознать закономерности, уже известные в психологии, как свои собственные особенности, свои личные ресурсы. В целях создания условий для творческой активности любая критика на тренинге должна быть сведена к минимуму и касаться только конкретного высказывания или поведения, а не личности. Важные навыки, которые вырабатываются на тренинге: принятие себя и другого таким, каков есть, безоценочность суждений, умение выслушать другого, уловить рациональное зерно в любом высказывании и поведении. 5. Принцип партнерского общения. Правило доброжелательности Партнерским общением является такое, при котором учитываются особенности каждого участника, его чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Постоянный диалог, полноценное межличностное общение участников направлено на выработку уважения к чужой мысли, доверия, на избавление от взаимных подозрений, неискренности, страха. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы. 6. Принцип объективации (осознания) поведения. Правило обратной связи Важнейшие моменты тренинга – осознание его участниками мотивов своего поведения, переход от импульсивных действий к сознательной саморегуляции. Именно это позволяет человеку не только на тренинге, но и в дальнейшем управлять своим внешним поведением и собственным внутренним миром. Универсальным средством объективации такого осознания является обратная связь. Поэтому так важны обсуждения всего, что происходит в группе. Хорошую помощь может оказать видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью. Необходимо отметить, что в тренинговых группах, которые добровольно посещают незнакомые между собой люди, существует обязательное правило строгой конфиденциальности и доверительности общения. Но в учебной группе такое правило действовать не может – учащиеся постоянно общаются между собой за пределами тренинга, у них много общих знакомых и все, что взволновало их на занятиях, может стать известно посторонним несмотря ни на какие правила. Поэтому обсуждения должны быть свободными, но корректными. Искренность и открытость Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе. Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. В самом деле, с какой стати участники группы, пока еще практически незнакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми (даже при учете "эффекта попутчика")? Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы. Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на "ты". Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на "ты" достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений. Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы "игровое имя" – то имя, по которому все остальные участники обязаны будут обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя. Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия, их игровой характер позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.


Выскажите своё мнение или задайте вопрос:




Вопрос 7. Требования к организации тренинга

Помещение для занятий должно быть в достаточной степени звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех в работе. В случае организации тренинга на территории учреждения, настоятельная рекомендация – не проводить тренинг в тех же помещениях, где работают участники группы, а тем более в кабинете директора, каким бы удобным и просторным он ни казался. Если мы хотим помочь участникам избавиться от некоторых стереотипов, следует исключить факторы, которые могут автоматически запустить действие этих самых стереотипов. Поскольку занятия могут длиться три-шесть-восемь и более часов, следует позаботиться о том, чтобы помещение было просторным и периодически проветривалось. Хорошо, если помещение настолько просторно, что круг участников занимает только его половину, а во второй половине на полу лежат маты или ковровые покрытия (это удобно для проведения медитаций и ряда упражнений телесной терапии). Перерывы в работе делаются в среднем через полтора часа на 10 минут. Время занятий:

- продолжительность каждого занятия: от 35-45 минут до 12 часов с одним 10-минутным перерывом;
- частота: рекомендуется не реже одного раза в неделю; возможно проведение тренинга-марафона в выходные дни (по 8-12 часов в день).


Выскажите своё мнение или задайте вопрос:




Вопрос 8. Использование тренинга в работе социального педагога

Одной из функций социального педагога является предупредительно-профилактическая, т.е. социальный педагог по роду своей деятельности обязан проводить профилактическую работу с учащимися. В профилактической работе социального педагога используются такие методы тренинга как: дискуссии, ролевые игры.


Примеры упражнений

Сценарий классного часа


В должностных обязанностях социального педагога прописана и социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам. Обеспечить правовое воспитание учащихся также можно при помощи тренинговых занятий, взяв за основу «Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний» (из книги «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения») Г.И.Макартычевой

Пример тренингового занятия


Выскажите своё мнение или задайте вопрос:




Вопрос 9. Результаты тренинга

Видимым, проверяемым результатом успешного тренинга должны стать: возросшая (адекватная) самооценка, изменение стратегий поведения, снятие барьеров в общении. Все это создает условия для внутреннего личностного роста. Успешный тренинг всегда характеризуется рядом побед, как внешних (в управлении поведением), так и внутренних (в саморегуляции). Но эти достижения нельзя завоевать раз и навсегда, их можно только поддерживать, что не всегда удается. Участие в социально-психологическом тренинге особенно важно для людей, профессии которых предполагают интенсивное общение, а также для тех, кто испытывает трудности в сфере человеческих контактов.

Выскажите своё мнение или задайте вопрос:


ЛИТЕРАТУРА

1.


Что узнали интересного на мастер-классе: Разместите свои мнения


Группа сетевых консультантов по проекту Информики