Виртуальная методическая лаборатория ЗМОУ СОШ№4, г.Заречный /Урок по музыке в 8 классе. Тема "А гений ли?»"

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Прием «6 шляп» как способ развития критического мышления на уроках музыки Задачи: - формирование различных способов мышления; - освоение способа ценностно-смыслового анализа музыкального произведения; - освоение способа творчески интерпретировать имеющуюся информацию; - формирование направленности на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении. Результат: формирование таких личностных универсальных учебных действий, как: - умение вырабатывать своё собственное мнение; - способность анализировать чувственное восприятие музыкального произведения; - способность прийти к определённым умозаключениям; - способность логично выстроить цепь доказательств; - способность творчески выразить ценностное отношение к изучаемой теме. Ресурсы: Энциклопедия классической музыки КМ, проектор, ноутбук.

В основе способа развития критического мышления на уроках музыки идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал приемы, обучающие эффективно мыслить и детей, и взрослых. Шесть шляп - это шесть разных способов мышления, которые поэтапно развиваются на уроке музыки.

Пример урока по теме 6 класса «В чем сила музыки».

Тема урока «А гений ли?». 1. Этап. Целеполагание. Ребята, знакомясь с темой, самостоятельно формулируют цели урока.

2. Этап. Актуализация знаний. Ученики делятся на 6 групп, мысленно надевают белую шляпу и изучают факты из жизни В.А. Моцарта (обращение к энциклопедии классической музыки КМ). Обсуждают и называют наиболее значимые, по их мнению, факты.

3. Этап. Эмоциональное восприятие музыки В.А. Моцарта. Ученики мысленно надевают красную шляпу и слушают несколько фрагментов музыкальных произведений В.А. Моцарта (энциклопедия классической музыки КМ). Обсуждают и описывают словами чувства, которые вызвала музыка.

4. Этап. Критическая оценка. Ученики мысленно надевают черную шляпу и высказывают сомнения, по поводу гениальности музыки В.А. Моцарта (приводят аргументы из поэмы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»).

5. Этап. Защита. Ученики мысленно надевают желтую шляпу и приводят аргументы в защиту гениальности В.А. Моцарта.

6. Этап. Рождение новой гипотезы. Ученики мысленно надевают зеленую шляпу и на листе бумаги рисуют символ, выражающий их понимание музыки В.А. Моцарта.

Критерии оценки работы (по Д. Гилфорду): Продуктивность - быстрота, скорость генерирования идей, их количество); Гибкость – способность показать широкое многообразие идей, вариантов выполнения задания; Оригинальность – способность порождать новые, нестандартные идеи, непохожие на идеи других участников; Художественная завершенность – способность совершенствовать или придавать законченный вид " продукту" своей деятельности.

7. Этап. Обобщение. Ученики мысленно надевают синюю шляпу и обобщают то, что узнали на уроке, с помощью синквейна. Последнее слово синквейна будет ответом на вопрос, который был сформулирован в теме урока. Таким образом, цель урока будет достигнута.


Литература по теме: Боно Э. «Шесть шляп мышления» (СПб.:Питер Паблишинг, 1997) http://www.twirpx.com/