Музей в образовании

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Тараненко Е. В. руководитель высшей квалификационной категории, за-меститель директора Музея истории развития образования в г. Новоси-бирске и Новосибирской области, соискатель кафедры педагогики Новоси-бирского ИПКиПРО Историческое развитие музеев позволяет проследить их постоянную связь с наукой. В определенные исторические периоды музейные собрания станови-лись основой для фундаментальных и прикладных исследований целого ряда областей науки, в музеях работали крупные ученые, делались важные для науки открытия, создавались фундаментальные труды. Использование музеев в целях образования и воспитания привело к возникновению музейной педа-гогики, которая объединяет в себе элементы и музееведения, и педагогики и дополняется социологическими и психологическими исследованиями. В 1982 году немецкий музеолог (музеевед) Клаус Шрейнер дал следующее опреде-ление понятию «музейная педагогика»: «Это общественно-научная специ-альная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования». Безусловно, музейная педагогика — смежная научная дисциплина, исследующая музей-ные формы коммуникации, характер использования музейных средств в пе-редаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. В современных исследованиях музейная педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.

В связи с этим музейная педагогика позволяет:

— изучать закономерности музейно-педагогического процесса и использова-ние их в практике, возможности совершенствования педагогического руко-водства;

— определять специфику педагогического воздействия музеев на разные со-циальные и возрастные группы музейной аудитории, обосновывающую не-обходимость дифференцированного подхода к посетителям музея;

— обобщать опыт воспитательной работы музеев и на этой основе выраба-тывать и совершенствовать научно-методические рекомендации;

— выявлять наиболее рациональные формы и методы совместной работы му-зеев с разными типами образовательных учреждений;

— прогнозировать развитие музеев в плане реализации их педагогических возможностей.

В числе других проблем музейная педагогика занимается изучением психо-лого-педагогических проблем восприятия музейной формы коммуникации, специальные разделы музейной педагогики исследуют формы и методы ра-боты с музейной аудиторией, определяют наиболее предпочтительное место-расположение музеев, их возможности в учебно-воспитательном процессе на всех уровнях образования, изучают проблемы музейной социологии. Таким образом, музейно-педагогические исследования носят интердисциплинарный характер и обогащают и музееведение, и педагогику, и психологию.

На сегодняшний день, безусловно, необходимо чётко различать понятия «му-зейная педагогика» и «культурно-образовательная деятельность в музее», по-скольку первое обозначает новую научную дисциплину, тогда как второе — традиционное для музея направление, которое входит в его компетенцию.

Говоря о возможностях музейной педагогики в процессе воспитания, кратко рассмотрим историю «взаимоотношений» школы и музея. Тесное и гармо-ничное взаимодействие музеев и образовательных учреждений началось в середине XIX века. С этого времени сменилось несколько моделей взаимоот-ношений между школой и музеем: «омузеивание школы» (ХIХ век), «школо-центристкая» модель (начало ХХ века), появление школьных краеведческих музеев и их ориентация на государственные музеи (50—60-е годы ХХ века), формирование сети школьных музеев разного профиля и модификация взаи-моотношений школы с музеями государственными (60—90-е годы ХХ века).

Сейчас, говоря о музейной педагогике, о её возможностях в образовательном, воспитательном процессах, в первую очередь необходимо рассмотреть мо-дель взаимодействия «школа — школьный музей», поскольку целесообраз-нее использовать потенциал этого уникального учреждения (тем более что, как правило, он территориально выгодно расположен по отношению ко всем участникам образовательно-воспитательного процесса). Зарождение и разви-тие взаимоотношений «школа — школьный музей» началось на рубеже XIX и XX веков и проходило в общеисторическом контексте.

Можно выделить следующие основные этапы истории создания и развития школьного музея:

1. С начала своего возникновения на рубеже XIX—XX веков и до конца 1920-х годов школьный музей создается исходя из потребностей школы в на-глядном преподавании, он активно включен в учебный процесс для осущест-вления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Он является плодом общих усилий, совместного творче-ства учащего и учащегося, которые вместе занимаются собиранием или изго-товлением пособий.

2. В 1930-х и 1940-х годах, в связи с развитием школьного краеведения и ориентированием школы на реализацию идей политехнизации, музей на-глядных пособий превращался в краеведческий. В результате чего в школе конца 1930-х — начала 1940-х годов стали открываться комплексные музеи краеведения. С 1950-х годов начинается процесс формирования сети школь-ных музеев, давший импульс созданию школьных музеев практически всех профилей.

3. К середине 1980-х годов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев — четыре с половиной тысячи. В количественном отноше-нии они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. В среде школьных музеев появляются му-зеи-лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные.

4. Однако в 1990-х годах школьные музеи переживают известный кризис и подвергаются модификациям, связанным с коренными изменениями в обще-ственной и экономической жизни страны. Часть музеев приходит в упадок либо закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всего военно-исторического про-филя, теряют актуальность), слабой преемственностью в работе руководите-лей (на смену энтузиастам 1970—1980-х годов не всегда приходят новые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового статуса у школьного музея.

Но некоторым школьным музеям тогда удалось не только «выжить» в усло-виях нового времени, отразить его требования и тенденции, но и продолжить активную деятельность, сохраниться именно как школьный музей.

Это стало возможным во многом благодаря следующим основополагающим принципам:

— школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (ак-тив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия и прочие), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (специалисты-музеологи) для другой (аудитория);

— школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: че-рез различные собрания и другие формы деятельности он связан с препода-ванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся. Подобная связь также существует между школой и музеями дру-гих типов, но она не является столь тесной и интенсивной;

— школьный музей более чем какой-либо другой включен в жизнь местно-го сообщества. «Качество жизни» школьного музея непосредственным обра-зом зависит от местной администрации (включая учебный округ района и методический центр руководства работой музея), а так же близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, нако-нец, жителей района (в том числе и родителей учащихся, проживающих на данной территории).

«Кризис» школьных музеев 1990-х годов можно расценивать и как обретение ими нового качества. Причём этот процесс был тесно связан с осознанием то-го, что школьный музей представляет собой открытую образовательно-воспитательную систему. Лишь в марте 2003 года с целью совершенствова-ния деятельности в администрации регионов было направлено письмо о под-держке музеев ОУ, на основании которого было издано Постановление главы администрации Новосибирской области, а затем изданы соответствующие приказы начальника департамента образования Новосибирской области и на-чальника управления образования мэрии города Новосибирска

В настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознанием следующих позиций:

1) термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониаль-ным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжествен-ные линейки, а побудителем творческой активности детей, способом улуч-шения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учеб-ного процесса. Так было в период зарождения школьного музея в России, та-ковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня;

2) школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на клас-сическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением;

3) школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми и одновременно для детей;

4) его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее по-требностям, а потому правомерность существования и эффективность дея-тельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенно-сти в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

Говоря о потенциале музейной педагогики в воспитательном процессе, необ-ходимо вспомнить, что процесс воспитания — обоюдный. И чаще всего его эффективность и результативность прямо пропорционально зависят от уров-ня профессионализма педагога, воспитателя. В связи с этим необходимо от-метить, что одной из задач музейной педагогики является подготовка и по-вышение квалификации как непосредственно музейных педагогов и педаго-гического состава, привлекаемого к работе в музее, так и всего педагогиче-ского коллектива.

Кроме этого, школьный музей должен выполнять свои основные функции — научно-документальную, охранную, исследовательскую, образовательную, и должен являться центром научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллектива образовательного учреждения.

Прежде всего, музей образовательного учреждения — это школьный центр повышения квалификации и даже в некоторых случаях переподготовки, где педагоги разных специальностей в процессе повышения квалификации и пе-реподготовки смогут оглянуться на «старое», чтобы увидеть перспективы своего роста. Во-первых, практически во всех школьных музеях существует раздел «История школы», где, естественно, хранится (или экспонируется) информация о лучших учителях, об их достижениях и педагогических наход-ках. А что лучше «хорошо забытого старого»? Во-вторых, в школьном музее хранятся материалы, которые будут полезны учителю при подготовке анали-за и самоанализа учебного занятия и заполнении, например, таких строк, как «Задачи урока» (среди которых обязательно должна быть и воспитательная), «Оборудование урока», «Система работы учителя». В-третьих, именно школьный музей, его экспозиция, архивы будут полезны молодым специали-стам в повышении их уровня профессиональной компетенции и этики, а так-же помогут больше узнать об образовательном учреждении, его традициях и так далее.

Отдельно нужно сказать о потенциале школьного музея как возможного цен-тра регионально-ориентированной воспитательной системы образовательно-го учреждения. Положительный опыт подобного режима работы образова-тельного учреждения есть и в городе Новосибирске, и в Новосибирской об-ласти. В этом смысле полезно обратить внимание на следующее: к сожале-нию, уровень профессионализма классных руководителей, педагогов в шко-лах зачастую таков, что они рассматривают школьный музей как возмож-ность проведения или «дежурного», или традиционного мероприятия (к 9 Мая, 23 февраля и так далее). Это неверно, потому что, во-первых, в свете последних государственных, региональных нормативно-правовых актов в области воспитания и образования, социально-экономические изменения, происходящие в стране, и обусловленная ими модернизация общего среднего образования требуют существенных изменений в содержании и структуре воспитательных задач, которые стоят и перед общеобразовательной школой в частности, и перед системой общего и дополнительного образования в целом и которые, безусловно, необходимо ставить перед каждым конкретным уро-ком, мероприятием, внеурочным занятием. Во-вторых, при проектировании музея как центра воспитательной системы необходимо продумывать и пре-ломлять работу всех предметно-цикловых комиссий, всех методических объ-единений, всех направлений деятельности учреждения именно через музей, что в свою очередь требует определённого рода переподготовки педагогов либо повышения их квалификации. На начальной ступени повышения ква-лификации и переподготовки эту проблему может решить и решает музей образовательного учреждения.

Музей и с точки зрения методического сопровождения целостного воспита-тельного процесса в образовательном учреждении должен выполнять функ-ции системно-комплексного методического центра, лаборатории, своего рода «копилки». Где, как не в музее, хранить, экспонировать, использовать луч-шие методические разработки и опыт воспитательной деятельности классных руководителей и учителей-предметников, хранить обобщённый опыт передо-вых педагогов и так далее? Именно музей даёт возможность обеспечивать информационное сопровождение опытно-поисковой деятельности в области воспитания, развития учащихся в школе.

Любое вовлечение педагога в исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность значительно повышает уровень его про-фессиональной квалификации. Что касается школьного музея, то он по опре-делению должен вести (и ведёт) работу в инновационном, опытно-экспериментальном режиме.

К числу особо значимых проблем, решаемых музейной педагогикой, отно-сится активизация различных процессов формирования личности учащегося — развития её творческих способностей, выработки активной жизненной по-зиции и так далее. Поэтому одна из задач музейной педагогики заключается в создании условий для активизации деятельности учащихся в музее. Поиски ведутся в области экскурсионной методики, методики проведения музейных уроков, факультативов, организации самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся на базе фондов и архива музея. Привле-чение ребят к музейной деятельности происходит и посредством организации проблемных, творческих лабораторий и так далее.

Трудно переоценить потенциал школьного музея в решения вопросов воспи-тательной деятельности учащихся, поскольку музей относится к тому уни-кальному типу учреждений, который позволяет осуществить следующее:

— в процессе воспитательной деятельности сформировать и развить все структурные компоненты содержания патриотизма как качества личности: эмоционального, интеллектуального, деятельностного, потребностно-мотивационного, волевого;

— проводить деятельность по пропаганде здорового образа жизни.

Кроме того, музей является центром сохранения ценностных ориентиров все-го коллектива учащих и учащихся образовательного учреждения и одним из центров формирования опыта социальных отношений у учащихся.

Формы и методы, уже используемые для решения воспитательных задач на базе музея и возможные, — разнообразны. Кроме традиционных форм (экс-курсия, встреча с интересными людьми и так далее), это могут быть: инте-рактивный музей на сайте учреждения; интерактивная экскурсия в режиме мультимедиа либо особая форма школьного музей — детский музей; занятия, вне зависимости от профиля музея, археологические, художественные и так далее, но проводимые на основе материалов музея