Организация сетевых форм психолого–педагогической поддержки родителей/Болсуновская НА

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Организация сетевых форм психолого–педагогической поддержки родителей как ресурс развития родительской компетентности

Надежда Александровна Болсуновская, педагог –психолог, МОУ «ОУ Гимназия № 13», г. Красноярск


Прошедший 2008 год был объявлен в России годом Семьи, идея которого - способствовать возрождению ответственного и уважительного отношения к семейным ценностям, т.к. без гармонии и согласия в семьях невозможно построение гуманного общества. Именно в семье,


Маленький человечек получает первые уроки уважения или неуважения к старшим, открывает для себя мир и то самое ценное, что в нем есть, учится относиться к себе и миру также, как к нему относятся мама и папа. Каким будет наш человечек - во многом это зависит от родительской компетентности, от того насколько мама и папа знают и применяют технологии эффективного взаимодействия с ребенком, воспитания и развития. Психолого-педагогическая грамотность родителя во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в семье.


Вместе с тем, незнание родителями технологий и методов общения с ребенком зачастую приводит к серьезным трудностям детей – они становятся тревожными, агрессивными, перестают слушаться родителей, начинают конфликтовать с ними, а порой даже уходят из дома. Кроме того, это сказывается на обучении, поведении ребенка в школе, на его взаимоотношениях со сверстниками и педагогами. Анализируя результаты мониторингов развития родительской компетентности, важно отметить, что в данном направлении существуют определенные проблемы, требующие решений.


Поэтому повышение родительской компетентности должно рассматриваться в качестве первоочередной задачи, решение которой позволит снизить число проблем в обучении, поведении, общении детей и подростков.

Рассмотрение данной проблемы предполагает комплексный подход с задействованием различных современных образовательных и социальных технологий, в том числе Интернет–решений.


Обращение к Интернет-возможностям психолого-педагогической поддержки возникает не случайно, они позволяют решить несколько важных запросов и проблем родителей:

  1. Не всегда родители готовы обратиться лично к психологу
  2. Порой родители не знают, куда обратиться
  3. Психологи не в состоянии лично всем и каждому отвечать на те вопросы, которые появляются у родителей, тем более, что очень часто они сходны и целесообразнее выставить в открытый доступ примерные ответы, чем по многу раз отвечать одно и тоже.
  4. Зачастую родители не могут найти время для личного посещения психолога, но при этом готовы общаться посредством Интернет-технологий

Поэтому встает вопрос в разработке новых, дистанционных форм организации работы с родителями, которые бы не были привязаны к кабинету психолога в образовательном учреждении. Анализируя имеющиеся форматы, важно отметить, что только Интернет–формат позволяет создать постоянно действующую площадку с открытым доступом для родителей, позволяет психологу оказывать услуги в виртуальном режиме, а родителям обращаться за поддержкой в любое свободное и рабочее время. Создание системы Интернет-поддержки родителей, с одной стороны, расширяет спектр оказываемых услуг для родителей, а с другой стороны, дает возможность активно формироваться родительскому сообществу.


Использование новых форм поддержки родителей не снимает важность и значимость работы с родителями в реальном режиме, вместе с тем в числе преимуществ Интернет–технологий в организации поддержки родителей можно отметить:

  1. анонимность и безопасность поддержки;
  2. открытость границ и доступность, возможность получить поддержку из любого уголка земного шара;
  3. возможность получить поддержку, не выходя из дома;
  4. оперативность реагирования;
  5. широкий доступ к ресурсам, возможность получения доступа к многим ресурсам, из которых можно выбрать необходимые;
  6. многовариантность поддержки, можно получить разнообразную помощь по одному и тому же вопросу из разных источников;
  7. возможность получить ресурсы, не вступая в активную коммуникацию, что является явным преимуществом для людей с трудностями общения и взаимодействия.

На основании обозначенных выше преимуществ, нами была разработана модель повышения воспитательного потенциала родителей посредством Интернет-сервисов «Компетентный родитель – счастливый ребенок».

За основу в модели были взяты следующие постулаты организации поддержки родителей с целью развития родительской компетентности:

  1. Для развития родительской компетентности недостаточно простой передачи знаний от психолога к родителю важно организовать поддержку родителей на основе деятельностной составляющей включение родителей в процесс самостоятельного открытия знаний приводит к более эффективному их усвоению.
  2. Развитие родительской компетентности будет идти более быстро, если дать родителям возможность обсуждать свои проблемы в кругу других родителей, а также с привлечением психолога.
  3. Родительская компетентность будет развиваться более эффективно, если будет осуществляться трансляция позитивных образов воспитания и идеалов конструктивного воспитания в родительскую среду, а также будет формироваться установка на правильное воспитание ребенка в семье.
  4. У родителей должна быть исчерпывающая информация обо всех психолого-педагогических услугах, оказываемых в районе и городе, в случае возникновения затруднений они быстро смогут сориентироваться и получить поддержку.
  5. Необходимо формировать сообщество активных родителей, которые затем будут выступать проводниками идей и активными организаторами проектов для родителей.
  6. Достижение качественных результатов невозможно, если специалисты, помогающие родителям на пути развития, действуют разрозненно, не владеют соответствующим уровнем компетенций, поэтому подготовка специалистов помогающего профиля для работы с родителями и семьями должно являться одним из приоритетных направлений.
  7. Развитие родительской компетентности предполагают активную позицию людей, которые начинают проекты изменений.
  8. У родителей должна быть возможность в любой момент времени, где бы они не находились получить психолого-педагогическую анонимную поддержку.

Исходя из заданных постулатов, можно обозначить следующие направления деятельности по развитию родительской компетентности в сети:

  1. Повышение компетентностей психологов, других помогающих специалистов в области сетевой работы с родителями.
  2. Организация сетевой работы с родителями по организации дистанционной психолого-педагогической поддержки.
  3. Организация работы с мотивационной составляющей родителей –развитие мотивации родителей на повышение родительской компетенции.

Обратимся к описанию каждого из направлений.

Организация сетевой психолого-педагогической поддержки родителей

В направлении повышения родительской компетентности с помощью Интернет-технологий, важно выделить несколько уровней поддержки:

  • информационный, который предполагает предоставление родителям необходимой информации;
  • консультационно-рефлексивный, предполагающий работу с опытом родителей, их переживаниями, проблемами;
  • включение в проекты и совместную деятельность как средство трансляции определенных ценностей в родительскую среду;
  • организация процессов обмена опытом и построения коммуникаций между родителями.

Уровни поддержки реализуются посредством следующих видов деятельности:

  1. Разработка и ведение дистанционных курсов для родителей.
  2. Проведение мастер-классов для родителей, где бы родители попытались бы взглянуть на проблему с другой стороны и вместе найти решение.
  3. Разработка и запуск консультационной линии психолога для родителей, в рамках которой родители бы могли в дистанционном режиме общаться с психологом, решая проблемы. При этом психолог путем специально организованной беседы, вопросов подводит родителей к открытию способов деятельности, показывает пути решения.
  4. Ведение колонки психолога для родителей в рамках блога. Это позволяет в ненавязчивой форме подавать нужную информацию в виде размышлений, споров, показа детского взгляда и т.д.
  5. Создание библиотеки полезных материалов для родителей, где родители могли бы получить информационный ресурс в виде статей, рекомендаций, электронных книг, развивающих материалов по развитию, воспитанию ребенка, решению тех или иных проблем.
  6. Ведение форума для родителей, где бы родители имели возможность обменяться опытом, заявить проблему.
  7. Проведение on-line встреч для родителей, где бы они в режиме реального времени могли обменяться мнениями, пообщаться с известными специалистами, вместе выработать решения.
  8. Включение родителей в сетевую разработку и реализацию значимых проектов, которые лежат в основе формирования сообщества. Например, родители проектируют в сети проведение детско-взрослого мероприятия, которое затем воплощается в реальной или дистанционной форме или родители пишут вместе в сети «Азбуку для родителей».
  9. Проведение сетевых конкурсов для родителей, которые бы позволили транслировать родителям нужные ценности, передать знания. Например, дистанционный конкурс «Лучший родитель».
  10. Размещение в сети информационных баз психологических услуг для родителей, где бы они могли подобрать специалиста под волнующую проблему и тут же связаться с ним.
  11. Участие родителей в проведении общественной психологической экспертизы, например игрушек.

Таким образом, для организации психолого-педагогической поддержки родителей в сети должна быть выстроена специализированная Интернет-среда дистанционной поддержки родителей, которая бы содержала в себе следующие элементы:

  • Библиотека полезных материалов для родителей
  • Сервисы для общения, обмена опытом, получения консультаций
  • Информационно-справочные системы
  • Сервисы для дистанционного обучения
  • Сервисы для совместной деятельности, проектирования, экспертизы

Организация повышения квалификации психологов, работающих с родителями в сети

Для того чтобы работать в сети, психологу, необходимо обладать 3 группами компетенций:

  1. Профессиональные, связанные с владениями профессиональными умениями, навыками, способами действий для решения конкретных проблем.
  2. Сетевые компетенции, связанные с умением применять профессиональные навыки в сетевом режиме.
  3. Проектно-управленческие компетенции

Говоря о сетевых и проектных компетенциях важно отметить, что психологам необходимо владеть технологиями:

  • организации и управления сетевыми проектами;
  • организации сетевого психологического консультирования;
  • привлечения родителей в сеть, организации сетевых пиар-кампаний;
  • реализации детско–взрослых сетевых мероприятий;
  • организации и проведения сетевых курсов, мастер-классов, семинаров;
  • поиска информации в сети Интернет и ее систематизации;
  • мониторинга, оценки эффективности сетевых проектов;
  • организации деятельности сетевых родительских сообществ;
  • командного взаимодействия.

В качестве базовых способов развития сетевых компетенций психологов можно отметить:

  • Организация дистанционного обучения психологов технологиям и практикам использованию Интернет-технологий в работе с родителями, технологиям проектного управления в формате мастер-классов, дискуссий, мозговых штурмов, дистанционных курсов.
  • Включение психологов в разработку и реализацию сетевых проектов, в деятельность сетевых сообществ, в сетевые конкурсы, что позволит транслировать новые ценности в психологическую среду:
    • Включение психологов в ведение дистанционных курсов для родителей.
    • Включение психологов в разработку и реализацию проекта «Карта психологических услуг России».
    • Включение психологов в работу федеральной консультационной психологической линии для родителей.
    • Включение психологов в наполнение библиотеки материалов для родителей.
  • Создание Интернет-пространства, где бы психологи могли бы на практике осваивать новые компетенции, а также обмениваться опытом друг с другом.
  • Обеспечение психологам информационно-методической, экспертной и промо-поддержки психологам в сетевом режиме, «Сетевое методическое объединение психологов образования».
  • Трансляция психологам образцов использования Интернет-технологий в работе с родителями.

Направление Формирование у родителей мотивации к участию в родительских программах

Даже самый грамотный психолог при лучших программах для родителей не сможет добиться позитивной динамики развития родительской компетентности, если родитель этого не хочет. Поэтому работа по развитию родительской компетентности невозможна без работы с мотивационной составляющей родителей, важно чтобы родителю захотелось стать компетентным родителем. Для этого необходимо создавать соответствующую среду, которая бы транслировала новые ценности компетентного родителя – необходимо показать родителям, что быть компетентным родителем – это круто (выражаясь современным языком).

Для того чтобы задать новые нормы и ценности компетентного родителя, а также привлечь родителей в сеть необходимо:

  1. Трансляция позитивных образцов родительского воспитания через соответствующие публикации в СМИ, на Интернет-сайтах, через организацию обмена опытом родителей в рамках родительской конференции и т.д.
  2. Поощрение позитивных практик воспитания ребенка, организация родительского конкурса «Компетентный родитель года», проведение конкурса родительских идей и т.д.
  3. Учет при разработке материалов, мероприятий актуальных потребностей родителя
  4. Показ родителям детского взгляда на проблему родительской компетентности, т.к. когда о проблеме и ее решениях говорят сами дети, то родители более быстро склонны к определенным изменениям. Данное направление предполагает создание детьми проектов, демонстрирующих мнение ребенка на проблему родителей и детей, рекомендаций для родителей, с последующей презентацией родительскому сообществу. В качестве примера проекта можно представить создание детьми и подростками интерактивной карты идеальных отношений между родителями и детьми или проведение конкурса среди детей на лучший ролик, презентацию, рассказ, баннер и т.д. на тему семьи и родительской компетентности.
  5. Организация презентационных мероприятий, в рамках которых в активной ненавязчивой форме родителям показывается необходимость изменения тех или параметров в организации воспитательного процесса в семье, в общении с ребенком.
  6. Привлечение родителей к организации мероприятий, связанных с воспитанием и развитием ребенка, зачастую родителям более важно получить информацию именно из уст родителей.
  7. Распространение Интернет-рассылок, баннеров по соответствующей тематике, информирование о существующих проектах в области поддержки родителей.

Представленная модель развития родительской сети в 2008 г. начала свою апробацию в гимназии № 13 г. Красноярска.

В частности, была создана страничка для родителей на сайте «Школьный психолог», где были размещены более 100 материалов для родителей. Ведутся консультации для родителей в дистанционном режиме через скайп, ICQ, vkontakte.ru Ведется консультационная линия для родителей на сайте http://krasmama.ru

Раз в 2 недели выходят авторские психологические колонки для родителей, которые размещаются на сайте, а также тиражируются в образовательном учреждении. Создана интерактивная карта идеальных отношений, показывающая детский взгляд на проблему отношений между детьми и родителями, которая получила позитивные отзывы от родителей. Ведется работа по созданию карты психологических услуг Красноярского края. К настоящему времени создан сайт, реализована система портфолио специалиста, система поиска, система дистанционной коммуникации и т.д.

Запуск остальных направлений модели рассчитан на 2008-2009 уч. год. По итогам комплексной апробации можно будет сделать вывод о результативности модели повышения воспитательного потенциала в целом. Кроме того, с мая 2009 г. разработанная модель начнет свою апробацию в рамках сообщества «СоцОбраз».