Статья:Интернет, образование и гражданские права/Чупров Л.

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Предисловие

Эта статья - продолжение разговора, начатого автором в предыдущих публикациях: "От блохи до Интернета", " Родительское собрание, что это такое?".

Одним из требований к уроку или циклу уроков по какому-либо предмету школьной программы, как я помню, раньше была, так называемая «межпредметная связь». Попробую и я рассмотреть проблему интенсивного внедрения Интернета в образование через эту «межпредметная связь» с юриспруденцией. Не педагогика Не входит умение владеть ПК в структуру «педагогического потенциала семьи». Просто его определение создано задолго до появления ПК. Когда психологи открыли для себя Интернет, то проявился тот феномен, что хорошо известен в детской психологии и ювенальной судебно-психологической экспертизе: когда ребенок открывает для себя какую-либо часть человеческого тела, он на рисунке изображает ее доминирующей. Так и психологи. Увидели, что можно психодиагностические методики разместить на экране – стали создавать компьютерные варианты. Лишь некоторые из таких разработчиков провели сравнение бланковых методик с их компьютерными аналогами. Появился Интернет – сайты стали заполняться электронными копиями материалов, но поскольку, материалов было мало, а сайтов много – Интернет заполонили контрафакциями. Открыли «Скайп» и вот уже как аскорбинку в любое блюдо.

Учебные формы контроля и Интернет

Методические материалы и Интернет

Дистанционная «панацея»

О дистанционном много спорят. Несомненный интерес представляет статья Олега Хохлова «Высшее дистанционное» на портале «Коммерсант» //14.09.2009 [1], а также комментарии к ней [2] Есть те, кто защищает эту форму экономической диверсии. Просто они кормятся от нее. Есть кто против. Последние отмечают, что дистанционное образование только плодит низкого качества обладателей гуманитарных дипломов (юристов, экономистов, менеджеров, психологов). Любой, кто живет в этой стране, понимает, что, несмотря на переизбыток юристов - правосознание и правопорядок в стране не улучшились. Несмотря на переизбыток экономистов - ни производства не заработали, ни что-либо иное. Что касается психологов - то это «туши свет». Вероятно психологов, как и врачей, заочно и дистанционно «штамповать» не следует (если, конечно, не преследовать несколько иные цели). Как идет подготовка будущих специалистов по дистанционной форме? Это хорошая рекламная компания. Заверение, что будут учить лучшие преподаватели, а на деле? Официальный представитель (в данном случае СГА) из совместителей учителей средней школы, методист тоже из учителей и секретарь, владеющая ПК. «Студенты» даже не умеют работать с ПК и осуществлять поиск в Интернете. За них это делают Интернет-операторы ПКД или знакомые. Из Интернета, с портала http://antimuh.ru/ скачиваются все формы контроля и столь же механически сдаются. Уж лучше бы просто торговали дипломами. Курсовые, дипломные за них пишут другие. Главное найти «экономически выгодного», нуждающегося в средствах «негра». Существуют целые артели (фирмы) осуществляющие подгонку скачанных с Интернета текстов под конкретного студента СГА. В какой-то степени, эти вопросы я обсуждал в публикации Чупров Л.Ф. Российское дистанционное образование – «философский камень» современности [3]

Собачонка то зарыта в том, что чиновники Минобразнауки РФ и на местах, пользуясь ситуацией экономического кризиса стремятся ввести монетизацию системы образования в целом. Хотя, эта идея вынашивалась задолго до кризиса. Достаточно внимательно прочитать соответствующие статьи Днепрова. Вот по это причине "дистанционное образование и есть та панацея, палочка выручалочка от недальновидных реформирований. Нет ничего убедительнее, чем экономия. Почитайте статью: Олег Хохлов, «Коммерсант» Высшее дистанционное //14.09.2009 http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1237111 "А бизнес-модель такова - на всех хватает четырех сотен преподавателей! В МГУ, для сравнения, на преподавателя приходится 4 студента, в Гарварде - 4,7.". Это в отношении высшего образования. Но. Вот по информации одной из моих коорреспонденток в Бурятии решили закрывать малокомплектные начальные и т.п. школы, а учников на на дистанционное обучение переводить. Да что массовая школа? "Систему вспомогательного дистанционного образования планируется развернуть и для школьников с ограниченными возможностями. В этом году стартовал соответствующий федеральный проект". Это из статьи Олега Хохлова. Эти "реформирования" делаются чьими руками? Существует армия оплачиваемых "штрехбрекеров", что проводят эти "экспериментв" по заданию Минобразнауки РФ и "получают положительные результаты" этой "инновационной деятельности".

Технологии и шаблоны – это бег на месте

Технологии изменили ментальность педагогов. Просматривая постинги отдельных Интернет-активных педагогов «нельзя назвать педагогом». Не далеко от них уходят и некоторые из психологов, оставляя в сети реплики по отдельным моментам всяких конкурсов. Визитка – творчество». Просто непонятно, а не религия ли это, поскольку именно здесь уместно «Credo quia absurdum» Св. Блаженный Августин (354— 430), «Верую, потому что нелепо». Как может быть творческой работа, создаваемая по шаблону? Для педагогики вообще понятие творчества и новации несколько иное и не поддается рациональному анализу. Для психологии и психотерапии работа по шаблону – это отсутствие профессионализма. Увы, для педагогики, для ее практики (да, впрочем, и для научных исследований) работа по шаблону – это традиционный технологический прием. Целые объединения педагогов-новаторов работают «по Занкову», «по Эльконину-Давыдову», «по Шулешко», для педагогической традиции верхом мастерства является, как ни странно это выглядит на первый взгляд, - рабское копирование старых технологических систем: система Мантиссори, Дальтон-план, Вальфдорская система, Мангеймская система дифференцированного обучения. Эти технологии, как бы хранятся в какой-то педагогической кладовой, время от времени извлекаются на белый свет, какое-то время интенсивно эксплуатируются, а по прошествии определенного времени или команды сверху вновь аккуратно упаковываются до нового извлечения, до нового витка инновационного бума.

Сетевые педагогические и психологические сообщества

С момента развертывания Интернета и формирования армии его пользователей в России стали возникать разного рода виртуальные сообщества. Это сообщества по интересам или профессиональные объединения и даже кибер-государства. Примером такого Интернет-государства может быть Виртланд. Целью данного же сообщения является анализ деятельности профессиональных сообществ учителей, социальных педагогов и педагогов-психологов. Именно деятельность последних и является предметом настоящего рассмотрения. Психологи образования находятся в особом положении как в системе образования, где их правовой статус, несмотря на обилие нормативных актов и документов, является неопределенным. Поскольку первоначальная задача развертывания психологической помощи в СССР и постперестроечной России была узко обозначенной: только организация и развертывание психологической службы в учреждениях образования, то цель была быстро достигнута. Психологическая служба была создана, а вот чем она должна была заниматься, вряд ли знает кто-либо по настоящее время. Отсюда и та игра в деятельность и функционирование не только психологов в учреждениях образования, но и в сети. Интернет есть, психологи есть, но чем заняться?

1. Можно обсуждать отдельные проблемы и вопросы на форумах. Таких форумах много. Например,

2. Можно просто обмениваться постингами и поздравлениями друг другу.

3. Можно просто развлекаться, организуя всякого рода сетевых карнавалов и т.п.

4. Размещать информацию о себе и свои труды в сети, обучать и обмениваться опытом.

5. Можно устраивать профессиональные конкурсы с выдачей наиболее активным участникам и победителям этих конкурсов своеобразных цифровых фантиков (дипломов, сертификатов).

6. Можно попытаться обсудить актуальные вопросы психологической деятельности, инструментария, авторских прав в психодиагностике.

7. формирование специализированных профессиональных справочно-информационных Интернет-ресурсов.

Понятно, что по 1-3 видам сетевого общения психологические порталы ни отличаются от таковых далеко не профессиональных форумов, порталов и сайтов.

Специфику могут определять 4-5 виды сетевого общения. Правда, здесь все зависит от того, кто возглавляет это сообщество. Что же касается 6 варианта общения – этот вид профессионального общения в сети, как вариант своеобразной исследовательской деятельности.

Седьмой вариант профессиональной психологической Интернет-деятельности тоже распространен, хотя, в большинстве случаев, - это вторичного плана публикации или несанкционированное контрафактное размещение чужого материала. В числе таких ресурсов энциклопедии, словари, копилки рефератов, дипломных, магистерских и курсовых работ со всеми вытекающими из этого нарушениями авторских прав.

Родительские собрания и Интернет

Начну с аналогии. Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным. Если кто-то решил придержать свое право – то это отражение его правовой зрелости и гражданской позиции. Его никто за это не осудит. А если, придя на избирательный участок, он получил от ворот поворот – это уже предмет судебного разбирательства, как ущемление его гражданских избирательных прав. Если при этом гражданину указали, что он по каким-то параметрам не может реализовать свое правоизъявление – это дискриминация и соответствующая статья УК РФ. Рассмотрим «Родительское собрание через Интернет». Не просматривается ли тут нечто аналогичное. Да, даже очень выпукло и рельефно. В том же дневнике «команды БРИЗ» мы читаем «». Выходит, что уже заложена дискриминация по имущественному и образовательному цензу. Достаточно одного обиженного или почувствовавшего ущемление своих личных прав родителя и материала для судебного разбирательства хоть лопатой греби.


Психологическая диагностика и Интернет

Мнение, к которому стоит прислушаться

Далеко не все психологи разделяют мнение о необходимости интенсивного внедрения ИТ в работу псхолога образованя, особенно, когда прослеживается явная подмена психологической работы работой слабенького программиста. В этой связи считаю уместным поместить комментарий одного из психологов:

О психологии и Интернет-технологии

Использование интернет-технологий в работе психолога несколько навязано (мое мнение). Да! Это и удобно, и экономично, и визуализаций можно использовать сколь угодно (видео, флэш объекты, картинки, таблицы, всевозможные гаджеты...), а средств связи (общения) - выбирай какая больше нравиться (блоги, сайты, wiki, skype, icq, tweeter...), и вроде как достаточно пассивная площадка для привлечения участников (выложил в сеть и жди себе гостей!), НО... Для использования Интернет-ресурсов необходимо владения компьютерной грамотностью (информационная компетентность), технические знания, структурированное и критическое мышление и аналитический склад ума, абсолютное владение предметом обсуждения, наличием достаточно мобильного образа жизни, объективной и конструктивной направленностью общения, а также наличие гибкого мышления и готовностью воспринимать новую информацию. Многое, наверное, упустил, но не суть. Использование интернет-технологий в работе практического психолога (будь-то образование или какая другая система) таит в себе некоторые опасности: - начиная работать в сети невольно происходит заражение "психозом" всезнания. Постепенно приходит осознание, что в сети находится очень много информации (если не вся) и для получения ответа на тот или иной интересующий вопрос достаточно уметь грамотно составить запрос в поисковой системе. Но это всего лишь заблуждение, ибо (как и любая медаль) явление все доступности информации в сети имеет обратную сторону - необдуманность и попустительство в выборе излагаемого материала. В этом случае все знания специалиста ограничиваются "всемирной свалкой" знаний в сети. А что если сеть недоступна - специалист кончился? На эту тему высказывается Мистера Фримена (голос негодования наших дней). - другая сторона - материальная заинтересованность. Если проанализировать все предлагаемые сервисы для взаимодействия в сети, то становиться видно невооруженным взглядом, что это преимущественно сервисы Google, а как известно, данная площадка является коммерческим проектом... Вот и получается, что "основоположники" сетевого взаимодействия работали как менеджеры раскрутки, поэтому и остается ощущение надуманности и искусственности всей проделанной работы коллегами. Ибо основная цель не решение проблем, а использование сервисов. - непосредственная работа с проблемным вопросом в сети в полной мере возможна лишь в рамках первичной помощи или как профилактическая деятельность, которая в ситуации наличия более серьезных затруднений предполагает обращение к "ЖИВОМУ" специалисту. Ибо работа ведется не только с когнитивной сферой человека, а с психикой (душою), которая не всегда поддается анализу и взаимодействию на уровне разума. Необходимы переносы, конфронтации и контрпереносы для решения человеческих "проблем". Как никак эмпатия является ПВК психолога.

Вместо заключения: на данный момент использование интерент-технологий в работе специалиста психолога мне видится как получение информации и обсуждение поставленных (затруднительных) вопросов. Конкретная психологическая (терапевтическая) работа в сети не представляется возможной... Любая попытка изобразить психологическую (терапевтическую) помощь - равносильна бегу с препятствиями слепого.


Медведев Александр Сергеевич 29.03.2010

Опубликовано на странице [4]

Заключение

Литература и Интернет-источники

1. Днепров Э.Д. Срыв модернизации (2004–2005 гг.). Рыночный экстримизм в образовании . - OIM.RU - режим доступа http://www.oim.ru/reader@nomer=545.asp - 07.06.2006

2. Долгополова М. В Министерстве образования и науки РФ готовят шокирующую реформу школьного образования http://www.press-line.ru/content/view/123497/242/ 20 ноября 2009 г.

3. Медведев А.С. О психологии и Интернет-технологии //Комментарий к дискуссии: Чупров Л. А мы, тем временем, - играем. - Сеть творческих учителей/СМОПО

4. Хохлов О. Высшее дистанционное //«Коммерсант» http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1237111 - 14.09.2009

5. Чупров Л.Ф. Российское дистанционное образование – «философский камень» современности [5]

6. Чупров Л.Ф. От блохи до Интернета [6]

7. Чупров Л. Высшее дистанционное [7]

___________________

Статья в работе. начало --LeoChpr 07:59, 9 марта 2010 (UTC)