Анализ зарубежного и российского опыта родительских сетей

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Анализ российского и международного опыта создания и функционирования социальных родительских сетей, принципов их организации и обслуживания

Авторы: Б.Ярмахов и Е.Патаракин


Введение. Родительское сообщество и школа. От противостояния к интеграции =='Участие родителей в учебном процессе, по мнению ряда исследователей (Sheldon, 2008) является фактором социального капитала, существенно влияющим на его эффективность. Уже в 40-х годах прошлого века в ряде стран Запада начала складываться система взаимоосвязей педагогических коллективов школ и родительских сообществ, которая стала принимать самые многообразные формы: организации родительских ассоциаций, совместных встреч учителей и родителей, фандрайзинговых компаний, организуемых силами местных сообществ, присутствия родителей в школе и т.д. Так, например, в США существует национальная ассоциация, назначение которой состоит в привлечении и организации родителей в социальные сети, способствующие установлению тесных связей между школами и родительскими сообществами - National Network of Partnership Schools. История взаимоотношений школы и местного сообщества в советской и пост-советской России также прошла через несколько ключевых моментов – от нежелания признавать друг друга («школа обучает, семья воспитывает») до декларации полной зависимости («без поддержки родителей школа не выживет»).



Анализ информационных потребностей

Зачем родители приходят в сеть? Что они хотят там найти?

  • Информационные потребности. Чаще всего приходят в сеть в поисках информации
  • Информация о воспитании
  • Информация о здоровье
  • Информация об образовании
  • Социальные потребности
  • Связь с ребенком
  • Быть в курсе того, чем занят ребенок
  • Обеспечить безопасность ребенка
  • Участвовать в сетевой жизни своего ребенка
  • Связь с учителями


Информационные потребности родителей

[Сеть как источник знаний и возможность получить в сети ответы на интересующие вопросы - поговорить с другими родителями, посоветоваться с психологом. При этом тема общения никак не связана с цифровым контентом или сетевой деятельностью. Множество обращений в сети чаще связаны с поиском информации по рождению, воспитанию и обучению ребенка. Люди начинают с поиска инфромации и затем попадают на сайты, на которых не только информация, но и возможность задать вопрос специалисту, пообщаться с людьми со сходными интересами и проблемами. Этот тип информационных потребностей никак не связан с сетевой деятельностью детей - люди ищут информацию в газетах, в телевизионных программах, в Интернете.


Сетевые, цифровые потребности

Одна из наиболее насущных потребностей, которая направляет родителей в сеть - желание сохранить контакт со своим ребенком, желание оградить его от опасностей неконтролируемого и непонятного мира Интернета. Движение Цифровые родители перечисляет следующие вызовы, которые ставит перед родителями сеть Интернет:

5 вызовов, которые стоят перед родителями:

  • Сайт «Цифровые родители» http://www.digitalparents.org/Community -сервис, предлагающий ответы на вопросы безопасности детей в сети Интернет
  • Международный проект «Детская сеть Childnet» http://www.childnet-int.org/kia/parents/cd/ ведется некоммерческой организацией Childnet International, стремящейся сделать Интернет безопасной средой для детей.
  • Сайт «Я думаю, что ты знаешь» (Think U Know) – британский ресурс, предлагающий материалы для родителей, дети которых много времени проводят в сети http://www.thinkuknow.co.uk
  • Ресурс «Здравый смысл» (Common Sense) http://www.commonsense.com/internet-safety-guide/ предлагает родителям руководство по безопасности детей в сети Интернет.