Мастер-класс Что делать, когда "слово" уже не действует

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Этап третий: Примеры из жизни)
(Участники)
Строка 96: Строка 96:
|-
|-
||[[Участник:Байкова Ирина Викторовна|Байкова Ирина Викторовна]]||учитель начальных классов|| [http://moy-soch34.ucoz.com/ МБОУ "СОШ №34"] ||г.Владимир||irina.baykoff@yandex.ru
||[[Участник:Байкова Ирина Викторовна|Байкова Ирина Викторовна]]||учитель начальных классов|| [http://moy-soch34.ucoz.com/ МБОУ "СОШ №34"] ||г.Владимир||irina.baykoff@yandex.ru
 +
|-
 +
||[[Участник:Денисова Ольга Юрьевна|Денисова Ольга Юрьевна]]||учитель начальных классов|| [http://moy-soch34.ucoz.com/ МБОУ "СОШ №34"] ||г.Владимир||
|-
|-
||[[Участник:Терехова Р.П.|Терехова Раиса Петровна]]||педагог-организатор, учитель начальных классов||Железногорская санаторная школа-интернат||Красноярский край, г. Железногорск||raisa.terehowa@yande.ru
||[[Участник:Терехова Р.П.|Терехова Раиса Петровна]]||педагог-организатор, учитель начальных классов||Железногорская санаторная школа-интернат||Красноярский край, г. Железногорск||raisa.terehowa@yande.ru

Версия 17:58, 15 февраля 2012


Что делать, когда "слово" уже не действует

В последнее время проблема общения с "трудными" детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность таких детей неуклонно растет. Если в былые годы "трудными" детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет.

«Трудные дети». Странное выражение. Особенно, если вспомнить, что говорят: «Дети – цветы жизни», «Дети – это дар», «Дети – это самое главное в жизни».

После таких слов задумываешься:

  • Кто такие эти трудные дети?
  • Почему они такие?
  • Существует ли продуктивный путь работы и общения с "трудными" детьми?

Для кого: для учителей - предметников, воспитателей, педагогов-психологов

Цель: обеспечение освоения алгоритма действий взрослого по активизации личности "трудного" ребенка к самовоспитанию.

Планируемые результаты:

Знают: содержание понятия «трудные» дети; особенности в поведении «трудных» детей и причины их возникновения; необходимые условия развития личности «трудного» ребенка.

Могут: эффективно реагировать в ситуациях возникновения «трудностей» у ребенка

Умеют: конструктивно выстраивать отношения с «трудными» детьми

Задачи мастер-класса:

1. Обсуждение причин возникновения «трудностей» у детей

2. Составление "Банка" рекомендаций для педагогов по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости

3. Совместное составление КОПИЛКИ " Способы, методы, формы, приемы работы с «трудными» детьми»

4. Проигрывание методов и приемов, которые помогают педагогам конструктивно выстраивать отношения с «трудными» детьми

  • Как принять участие:
  1. С 18 февраля регистрируемся на странице мастер-класса в качестве его участников: тем, кто еще не знаком с ресурсом, необходимо пройти регистрацию на сайте СоцОбраз. Для этого в верхнем правом углу любой страницы нажмите ссылку Представиться/зарегистрироваться. Если у Вас еще нет регистрации в сети СОцОбраз, нажмите ссылку Создать учетную запись. В открывшейся странице Вам необходимо заполнить поля форм. Имя участника - то имя, под которым Ваш вклад будет фиксироваться системой. Рекомендуем вводить фамилию и имя. После заполнения всех полей, нажмите Зарегистрировать нового участника. Более подробное описание в 12 шагов навстречу wiki.iot
  2. С 26 февраля запросить установить Skype-контакт с одним из ведущих мастер-класса. Если вы еще не пользовались сервисом Skype для on-line общения, то необходимо установить эту бесплатную программу на свой компьютер. После установки и регистрации в Skype, надо через функцию "Добавить контакт" ввести в строку поиска скайп-имя ведущего olgadwir и запросить установить контакт.
  3. Принять участие в общем скайп-чате:
  • 28 февраля в 16.30 по мск

О ведущих:

Двирная Ольга Владимировнапедагог-психолог Железногорская санаторная школа-интернат, Красноярский край, г.Железногорскolga.dwir@yandex.ru Skype - контакт olgadwir


Участники

Чтобы принять участие в мастер-классе, внесите себя в список участников (если Вы еще не зарегистрированы, то познакомьтесь с информацией как это сделать здесь... Успехов!)

При регистрации указываем: ФИО, должность, место работы, населенный пункт (регион), e-mail

  • Для того чтобы внести себя в число участников:- авторизуйтесь (в правом вехнем углу страницы нажимаем: Представиться/зарегистрироваться, вводим логин и пароль); - нажмите ссылку "Править" справа от названия "Участники"; - в открывшейся области вводим ваш текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу".
Двирная Ольга Владимировнапедагог-психолог Железногорская санаторная школа-интернат Красноярский край, г. Железногорскolga.dwir@yandex.ru
Макова Любовь Павловнапедагог-психолог МОУ СОШ №34 г.Владимирlmakovado@yandex.ru

Skype - контакт lmakovado

Макова Надежда Олеговнапедагог-психолог МБОУ СОШ №34 г.Владимир nadmakova@yandex.ru; скайп: maknadezda51
Кузьмина Надежда Павловнапедагог-психолог МБОУ СОШ №34 г.Владимир zhi-lyubov@yandex.ru, скайп: zhi-lyubov
Жинкина Любовь Михайловнаучитель иностранных языковМБОУ СОШ №34 г.Владимир zhi-lyubov@yandex.ru, скайп: zhi-lyubov
Канашина Анна Александровнаучитель начальных классов МБОУ СОШ №34г.Владимир kanaschina.anna@yandex.ru
Афанасьева Ирина Васильевнаучитель начальных классов, учитель дефектолог МБОУ "СОШ №34" г.Владимир irusialapatusia@rambler.ru
Федосеева Ирина Владимировнаучитель начальных классовМБОУ "СОШ №34" г.Владимир tigrizza@bk.ru
Герасимова Наталья Николаевнаучитель начальных классовМБОУ "СОШ №34" г.Владимир strekosunja@yandex.ru
Седова Светлана Сергеевнаучитель начальных классов МБОУ "СОШ №34" г.Владимирsvetlachoc1@yandex.ru
Яцина Маргарита Евгеньевнаучитель начальных классов МБОУ "СОШ №34" г.Владимир
Байкова Ирина Викторовнаучитель начальных классов МБОУ "СОШ №34" г.Владимирirina.baykoff@yandex.ru
Денисова Ольга Юрьевнаучитель начальных классов МБОУ "СОШ №34" г.Владимир
Терехова Раиса Петровнапедагог-организатор, учитель начальных классовЖелезногорская санаторная школа-интернатКрасноярский край, г. Железногорскraisa.terehowa@yande.ru
Пасечкина Татьяна НиколаевнаЗам.директора по УВРЖелезногорская санаторная школа-интернатКрасноярский край, г. Железногорскpasechkina@yandex.ru
Павлова Нинель Васильевнаучитель начальных классовЖелезногорская санаторная школа-интернатКрасноярский край, г. Железногорскninel.pavlova2012@yandex.ru
Марющенко Ольга Семеновнапедагог-психологЖелезногорская санаторная школа-интернатКрасноярский край, г. Железногорск...
Крылова Елена учитель географии, зам.директора по ВРМКОУ "Школа № 8"г.Ирбитkrilovaelena75@gmail.com
Колесникова Татьяна Владимировнаучитель-логопедМБОУДОД ДООспЦг.Владимирbansh@bk.ru, скайп bansh37
Шамаева Любовь Александровнапедагог-психологМБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №100"г.Владимирlyubow.shamaeva@yandex.ru
Курмаш Еленаучитель начальных классовМОУ СОШ №5город Михайловск, Ставропольский крайcurmash_elena@mail.ru
Кулемина Елена Владимировнапедагог-психологМБОУ ДООЦ, школа № 40г. Владимирcubishca@yandex.ru
Бушуев Вадим Викторовичучитель географииГБОУ школа № 129г. Санкт-Петербургvadbush01111970@mail.ru
Мамкичева Ольга Анатольевнаучитель технологииГОБУ С(К) школа-интернат № 12г. Свободный Амурская областьmolga958@yandex.ru
Макушева Лариса Юрьевнаучитель-логопедГОБУ С(К) школа-интернат № 12г. Свободный Амурская областьlar-makush@yandex.ru
..........................
.......... .... ...............
..........................
.......... .... ...............
..........................
.......... .... ...............


Помощь в навигации по сайту:

  • Подсказка: как оформить ссылку на свою страницу:[[Участник:Жукова Н.Н|Жукова Наталия Николаевна]]Слева пишется название страницы участника, справа - какой текст хотите видеть на странице

Этап первый: Осознание проблемы

Сейчас очень много говорят о том, что нынешнее поколение детей - это трудные дети. Современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», «учащиеся с проблемами». Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.

В связи с этим, встают вопросы:

  • Что мы знаем о "трудных" детях?
  • Почему они становятся "трудными" для нас?"
  • В чем причина отклонений в поведении?
  • Что стоит за "плохим поведением" детей и подростков?
  • Существует ли продуктивный путь работы и общения с "трудными" детьми?

На эти вопросы мы ответим в ходе прохождения нашего мастер-класса. И в рамках самого первого этапа "Осознания проблемы" мы составим "портрет трудного ребенка", рассмотрим проявления «особенностей» трудного ребенка и проанализируем причины возникновения «трудностей» у детей.

Материалы, которые помогут вам:


Что надо будет сделать?

Дя того, чтобы написать свой ответ: нажмите ссылку "Править" справа от названия "Этап первый: Осознание проблемы". В открывшейся области вводим свой текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу".

Свои подробные описания оставляем ниже (не забывайте дописывать все предложения и подписать свой ответ!):

Трудный ребенок – это...

Проявления «особенностей» поведения трудного ребенка...


Причины возникновения «трудностей»


Этап второй: Благоприятные условия для развития личности «трудного» ребенка

На 1 этапе "Осознание проблемы" мы проанализировали "портрет трудного ребенка", обозначили проявления «особенностей» трудного ребенка и причины возникновения «трудностей» у детей. В конечном счете, все эти причины можно свести к конкретным психологическим и педагогическим причинам. Поэтому трудные дети — это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был допущен педагогический просчет, педагогическая ошибка, игнорированы принципы и подходы в воспитании «трудных» детей, - дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их личности. Школа была и остается основной социально воспитательной силой, организующей процесс воспитания «трудных» детей.

Любая неудача может вызывать появление одной из двух мыслей: 1) Все бесполезно, выхода нет, ничего не получится…; 2) Это не сработало, нужно искать другой путь, решение все равно должно существовать….

Прежде всего, необходимость осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенностям личности школьника, состоянию, в котором он в данное время находится, вследствие чего давали бы максимальный эффект, учитывая принципы и методы и приемы в воспитании «трудных» детей.

На данном этапе мастер-класса мы ответим на вопрос: «Что помогает в школе выстроить продуктивный путь работы и общения с "трудными" детьми?»

Материалы, которые помогут вам:

Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!):


Принципы воспитания «трудных» детей (укажите 1 принцип и расшифруйте его)


Какие методы и приемы можно использовать при воспитании "трудного" ребенка (указать 1 метод и расшифровать его)


Как должны быть выстроены отношения между участниками воспитательного процесса (педагог, ученика, родитель)?


Какие мероприятия в школе эффективны в воспитании «трудных» детей


Этап третий: Примеры из жизни

Обратимся к опыту каждого участника и постараемся создать копилку "примеры из жизни" для расширения опыта эффективного реагирования в подобных критических ситуациях, рассмотрим причины возникновения «трудностей» у ребенка и возможную технологию работы педагога с данным ребенком.

  • Шаг 1: Перейдя по ссылке на листе таблицы: "Примеры из жизни" описываем: реальную ситуацию или вымышленную, в которой проявились «особенности» поведения трудного ребенка и возможную педагогическую или психологическую помощь ребенку в данной ситуации.
  • Шаг 2: Каждый участник должен проанализировать ситуации, предложенные другими участниками и оставить не менее 2-х комментариев по параметрам: 1) тип «трудностей» у ребенка (в какой сфере нарушение) 2) возможную причину возникновения «трудностей» у ребенка (не забывайте подписывать свой ответ!). Свои материалы размещаем в таблице, перейдя по ссылке на листе таблицы:"Примеры из жизни")

Этап четвертый:Алгоритм действий взрослого по активизации личности "трудного" ребенка к самовоспитанию

Русским физиологом А.А.Ухтомским была впервые выдвинута гипотеза об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности организма. Согласно этой гипотезе, деятельность мозга опирается на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии требующегося решения. Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей. Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо психогенным, "самопсихическим" развитием, или саморазвитием. Внутренняя часть педагогического процесса — это уже психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. "Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание" (Л.С.Выготский). Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования. А на данном этапе мы будем находить конструктивные методы, техники и приемы, которые эффективно работают на каждом шаге «алгоритма».

Материалы, которые помогут вам:


Ситуация: «Ребенок часто находится в состоянии чрезмерной возбудимости, раздражительности, плаксивости. Когда непрерывно находится повод для конфликта, якобы для того, чтобы защитить независимость и актуализировать свою индивидуальность»

1 шаг: Установление контакта с ребенком, нейтрализация его защитных механизмов (методы, приемы, упражнения)

2 шаг: Активизация «внутренних возможностей» ребенка (методы, приемы, упражнения)

3 шаг: Предоставление пространства для творческой деятельности, учитывая "внутренние возможности" ребенка (мероприятия, упражнения, приемы)

4 шаг: Отслеживаем эффективность (удалось или не удалось решить проблему)


Этап пятый: Педагогическая копилка

В педагогической практике накоплено немало методов, способов, форм и приемов работы по воспитанию «трудных детей», связанных с организацией деятельности детей в классе, с использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Задание: каждый участник предложит сценарий 1 мероприятия (классный час, тренинг, конкурс, круглый стол, диспут, лекция, урок-беседа), в аспекте личностно-деятельностного подхода.

План оформления мероприятия:

1. Тема

2. Цели, планируемый результат

3. Задачи

4. Ход мероприятия

5. Литература

Свои работы оформляем в документах Google, не забываем подписывать название мероприятия, автора (Ф.И.О). Предлагаемые вами материалы пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и специалистов, работающих с детьми. Ссылку на ваше мероприятие указываем ниже:



Банк идей

Вот и подходит к завершению наш мастер-класс. Ну и для того, чтобы обобщить все полученные в ходе мастер-класса знания и навыки, мы с вами составим ПАМЯТКУ для педагогапо ссылке


Что узнали интересного в ходе мастер-класса: Разместите свои мнения

Свои мнения о мастер-классе размещайте по ссылке