Проект Следствие ведут Колобки/Энциклопедия/Женские ремёсла Вятки

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 33: Строка 33:
С середины XX века популярным стало вышивание «гладью». Для такого рукоделия нитки можно было использовать разные, ткани — тоже. Гладь применялась односторонняя и двусторонняя. Цветочные сюжеты стали главными. Они вышивались большого размера (на всю скатерть, штору) и совсем миниатюрные (чтобы скрыть дырочку). «Гладьевыми» швами украшали дорожки на мебель, на стены, занавески, наволочки. «Гладью» вышивали и портреты вождей.
С середины XX века популярным стало вышивание «гладью». Для такого рукоделия нитки можно было использовать разные, ткани — тоже. Гладь применялась односторонняя и двусторонняя. Цветочные сюжеты стали главными. Они вышивались большого размера (на всю скатерть, штору) и совсем миниатюрные (чтобы скрыть дырочку). «Гладьевыми» швами украшали дорожки на мебель, на стены, занавески, наволочки. «Гладью» вышивали и портреты вождей.
-
Различны сюжеты вятской вышивки. Чаще всего вышивались «звериные» композиции — изображение коня, лося. Лось — хозяин лесов, конь — полей. Их целые фигурки, элементы лосиных рогов, конские головы служили оберегом для дома. На полотнах мастериц можно увидеть и птичьи сюжеты. Уточки, лебедушки, голубки, петушки летят на полотенцах, фартуках, головных уборах, даря свет, свободу, мир. Широко представлены в вышивке Вятского края растительные композиции: деревья, цветы. Пышные цветочные орнаменты — символ изобилия, благополучия, доброты.
+
[[Изображение:Vyshivka 3.JPG|thumb|left]]Различны сюжеты вятской вышивки. Чаще всего вышивались «звериные» композиции — изображение коня, лося. Лось — хозяин лесов, конь — полей. Их целые фигурки, элементы лосиных рогов, конские головы служили оберегом для дома. На полотнах мастериц можно увидеть и птичьи сюжеты. Уточки, лебедушки, голубки, петушки летят на полотенцах, фартуках, головных уборах, даря свет, свободу, мир. Широко представлены в вышивке Вятского края растительные композиции: деревья, цветы. Пышные цветочные орнаменты — символ изобилия, благополучия, доброты.
Месторасположение вышивки тоже имеет значение. Вышивка на краях одежды (подоле, вороте, рукавах), на старинных полотенцах также служила оберегом. Не случайно полотенцами украшали зеркала, иконы в доме. До сих пор в праздники на полотенце с вышитыми краями несут каравай с солью, встречая молодоженов и дорогих гостей.
Месторасположение вышивки тоже имеет значение. Вышивка на краях одежды (подоле, вороте, рукавах), на старинных полотенцах также служила оберегом. Не случайно полотенцами украшали зеркала, иконы в доме. До сих пор в праздники на полотенце с вышитыми краями несут каравай с солью, встречая молодоженов и дорогих гостей.

Текущая версия


Радуга женских ремесел

Что главное для женщины? Мы отвечаем – семья и дети. Так было во все времена в России, в том числе и в Вятском крае. Что должна была знать и уметь женщина, чтобы вырастить и воспитать детей? Очень многое! Умение мастерить руками, создавать нужные в быту вещи – условие существования семьи. Поэтому в прежние времена изготавливались преимущественно изделия для домашнего обихода. Мы выделили семь женских ремесел Вятского края (Кировской области), чтобы показать их многоцветие, красочность, подчеркнуть неиссякаемое женское творчество.

Среди множества ремесел, которые традиционно считаются женскими (ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание) самое широкое распространение в Вятском крае получило ткачество. В нем была жизненная необходимость, ведь на женщине лежала обязанность обеспечить всю семью одеждой, а дом необходимым полотняными изделиями. В конце XIX века почти все крестьянки занимались ткачеством и многие владели не только его простейшими видами, но и такими сложными техниками как браное ткачество и ремизное. Непременной частью девичьего приданого были полотенца, и девушки украшали их концы сложными ромбическими орнаментами, ткали узорные скатерти («столешники»), клетчатые и полосатые ткани («пестрядь») для юбок и передников. В сельской местности Кировской области домоткаными изделиями пользовались еще в 1930-е гг и даже после Великой Отечественной войны, когда в стране не хватало мануфактуры.

Чаще всего ткачество существовало как домашнее ремесло, слишком кропотлив и трудоемок был этот процесс. Но в некоторых волостях оно приобрело характер промысла, т.е. изделия предназначались для продажи. В этом случае закупали сырье: хлопчатобумажные нити, шерсть и часто использовали труд наемных работниц. Для рынка производили скатерти, салфетки, пояса, шарфы, половики, холст. На территории современной Кировской области в конце XIX – начале XX в. существовал промысел по производству поясов. К сожалению, на сегодняшний день он бесследно исчез.

Среди других видов женских ремесел края было распространено вязание: двуцветными и многоцветными геометрическими узорами украшались мужские и женские носки и варежки.

Вышивка, по сравнению с ткачеством, получила гораздо меньшее развитие в Вятском крае. Ею, в основном, занимались женщины в городах и заводских поселках, при женских монастырях.


Вышивка

Среди народного прикладного искусства особое место занимают узорное ткачество, набойка и вышивка. Полотняный текстиль стал частью жизни народа, его быта, также как песни, легенды, сказки. Напевая при рукоделии, мастерицы вкладывали в холст и полотенца свои чувства, свою душу, свое понимание мира. Все делалось с выдумкой и любовью, со вкусом, все имело смысл — сюжет, цвет. Ведь многое создавали не только для себя, но и для детей, и внуков. И из-под рук мастериц выходили настоящие произведения искусства. Это полотенца, салфетки, наволочки, подзоры на кровать. В начале XX века.вышивка появилась на традиционном русском женском и мужском костюмах (рубахи, передники).

Когда же возникло украшение ткани с помощью иглы и нитей? Учеными найдены материалы, которые говорят о том, что уже в XVIII веке вышивка существовала. А в XIX веке все народы Вятского края вышивкой украшали одежду, скатерти, полотенца. Это было связано с тем, что одежда шилась из простого однотонного материала и требовала украшений. А для вышивания не надо особых приспособлений. Маленькая иголка, нитки, ткань, пяльцы — вот и все, что нужно было вышивальщице. И в особой мастерской надобности нет. Сядь на лавку у окна — и света больше, и со всеми общаться можно. Вышиванием занимались женщины и девицы. Раньше на Вятке оно считалось отдыхом. Садиться за рукоделие можно было тогда, когда все другие работы по дому уже выполнены. Особенно много занимались этим видом рукоделия зимой, когда не надо было работать на земле. К вышиванию приучали рано. Лет в 5-6 девочки уже садились работать рядом с мамами, старшими сестрами и перенимали их опыт. Учили вышиванию не только девочек, но и мальчиков.

Существуют разные виды вышивки. Вышивка различается по материалу, на котором она делается: вышивка по конопле, шерсти, льну, хлопчатобумажным тканям, шелку и т.д. Особенности ткани определяют и приемы вышивки. Вятские мастерицы вышивали «росписью», «косой стежкой», «ковровой вышивкой», «настилом», «простым и сложным крестом», «тамбуром», «стебельчатым швом», «гладью», «мережкой» и т.д.

Самые старинные виды вышивания — это «роспись», «косая стежка» и «ковровый шов». «Росписью» ограничивали пространство, а заполняли его косыми стежками. Они ложились ровно и плотно друг к другу на холст. Нитки для этого выбирались толстые, и вышивка получалась выпуклой, качественной, красивой.

В конце XIX века жители деревни вместо самодельных тканей стали использовать новые покупные, более тонкие. Старые приемы вышивания к ним не подходили. Их заменили новым способом вышивания — «крестом», который широко распространился в Вятской губернии.

Узоры преобладали цветочные и геометрические. Типичным рисунком был виноград с листьями и вьюнами. Иногда вышивались буквы старославянского алфавита, целые деревенские сцены — посиделки, ярмарки, народные гулянья. Основными цветами были красный, белый, черный. Позднее появились и другие цвета. Вышивали крестом мастерицы Вятского края почти сто лет: с середины XIX века до середины XX века.

С середины XX века популярным стало вышивание «гладью». Для такого рукоделия нитки можно было использовать разные, ткани — тоже. Гладь применялась односторонняя и двусторонняя. Цветочные сюжеты стали главными. Они вышивались большого размера (на всю скатерть, штору) и совсем миниатюрные (чтобы скрыть дырочку). «Гладьевыми» швами украшали дорожки на мебель, на стены, занавески, наволочки. «Гладью» вышивали и портреты вождей.

Различны сюжеты вятской вышивки. Чаще всего вышивались «звериные» композиции — изображение коня, лося. Лось — хозяин лесов, конь — полей. Их целые фигурки, элементы лосиных рогов, конские головы служили оберегом для дома. На полотнах мастериц можно увидеть и птичьи сюжеты. Уточки, лебедушки, голубки, петушки летят на полотенцах, фартуках, головных уборах, даря свет, свободу, мир. Широко представлены в вышивке Вятского края растительные композиции: деревья, цветы. Пышные цветочные орнаменты — символ изобилия, благополучия, доброты.

Месторасположение вышивки тоже имеет значение. Вышивка на краях одежды (подоле, вороте, рукавах), на старинных полотенцах также служила оберегом. Не случайно полотенцами украшали зеркала, иконы в доме. До сих пор в праздники на полотенце с вышитыми краями несут каравай с солью, встречая молодоженов и дорогих гостей.

Сейчас традиции вятской вышивки продолжает фабрика им. 8 марта. На очередной выставке ЭКСПО, проходящей 4-8 ноября 2009 г. были представлены работы этого предприятия.


Визитной карточкой Кировской области является Кукарское кружево.


Кружевоплетение

Тонкие, ажурные, с фантастическими узорами кукарские кружева похожи на сказку. Есть целая легенда о том, как попал этот промысел на нашу вятскую землю. В начале XVIII века русский плотник Иван был послан царем в Голландию изучать плотницкое дело. Пришел он на торг (на базар) и заприметил там диковинные кружева, напоминающие российские березки в инее. И красавица-кружевница запала в сердце Ивану так, что женился на ней. С молодой женой вернулся плотник в Россию. Здесь за какую-то провинность попал в немилость. Чтобы избежать казни, бежал в вятские леса и обосновался в слободе Кукарке. Иван работал плотником, а жена занималась плетением кружев и обучала этому ремеслу женщин из слободы. Легенде можно верить, можно и не верить, но вятские кружева действительно не уступают по красоте и тонкости голландским.

Письменное упоминание о вятском кружеве относится к 1849 году.

Долгое время в Вятской губернии кружева плели только в слободе Кукарке (так на протяжении многих веков назывался город Советск). Отсюда увозили кружева по всей России и за границу. Слободу прозвали «белой», потому что в каждой кукарской избе красовались на окнах белоснежные кружевные занавески, а на столах белые скатерти и салфетки. Затем кружевным промыслом занялись мастерицы Белой Холуницы и Кирово-Чепецка.

В конце XVIII-начале XIX веков кружево на Вятке плелось из домашней пряжи простым рисунком. Окрашивали его чаще всего в синий цвет. Покупало такое кружево местное население для свадебных подарков и украшения полотенец. А в середине XIX века дворяне начали украшать кружевом свою одежду.

Плетут кружева коклюшками — маленькими палочками с круглой головкой на конце, на которую наматываются льняные, шелковые, хлопчатобумажные или металлические нити. Очень важен для работы сколок — рабочий рисунок будущего кружева, сделанный на картоне или плотной бумаге. Немногие мастерицы могут придумать этот рисунок сами, здесь талантом художника обладать надо. Сколок булавками прикрепляют к бубну — короткому валику, туго набитому сеном или опилками. Булавки поддерживают и соединяют нити при плетении.

Вятское кружево особенно нарядно и красочно, похоже на тончайшую паутинку. Оно отличается от других разнообразием переплетений в одной вещи. Это придает кружеву ажурность, легкость и неповторимую красоту. Для вятского кружева характерны растительные и цветочные мотивы: волшебный сад, цветущий луг, сказочные цветы. Особенно красиво сюжетное кружево — это настоящая кружевная сказка.

Много на земле Вятской талантливых кружевниц, но среди них выделяются самые опытные, уважаемые мастера, творения которых завоевали признание на многих выставках. Это Анна Александровна Гужавина, Анфиса Федоровна Блинова, Елена Петровна Куприна и многие другие.

Умение украсить вещь, мастерство отделки передавались из поколения в поколение, непрерывно совершенствуясь с течением времени.


Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники. Истоки изготовления игрушек уводят нас в глубь веков. Из какого материала делали игрушки в прошлом? Игрушки делали из дерева, из щепочек, плели из прутьев, бересты, соломы, делали кукол из ткани. Мы сегодня представим глиняную игрушку - дымку.


Дымковская игрушка

Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво — безделушка,
Зовут ее народная игрушка.


В старину с незапамятных времен в каждом городе, селе или деревне мастерили в бедняцких семьях мамаши да бабушки своим деткам да внучкам для игры и забавы самодельные игрушки из соломы, тряпочек, бересты да мало ли из чего еще, лишь бы дитя не плакало. Называли их обычно по имени тех селений, где они родились — филимоновская игрушка, тульская, дымковская.

Дымковская — это наша родная, вятская. Родилась она более трехсот лет назад вблизи столицы Вятского края, в слободе Дымково, что на правом берегу Вятки-реки. Дома в слободке деревянные, печки русские. В морозные зимы топятся они, а дым из труб высоким столбом поднимается. За то и прозвали слободу Дымково.

Сначала делали игрушки для забавы, в каждом козлике и конике свисточек был. Мальчишкам глиняные свистульки очень нравились, а маленькие барышни часами играли с глиняными куколками — водоносками.

Древний вятский праздник Свистопляска — пестрый, шумный, увлекательный, наполнялся свистом глиняных игрушек. Постепенно праздник перерос в торговую ярмарку, а дымковские глиняные расписные игрушки стали бойко продаваемым товаром. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели с Вятской земли распространились по всей России, а потом и по всему миру. Дымковская игрушка радовала народ своими диковинными образами, яркостью красок, теплым юмором и жизнерадостностью.

Забава переросла в искусство. Кажется, совсем нетрудно слепить фигурку из глины да раскрасить ее. Но не так-то это и просто. Красную жирную глину для игрушек берут осенью неподалеку от Дымково и смешивают с мелким просеянным речным песком. В умелых руках мастерицы глиняные колбаски и лепешечки быстро превращаются в разные фигурки. После лепки игрушку два-три дня сушат, а потом обжигают в печи. Остывшие фигурки крас¬ного цвета, закаленные, крепкие, звонкие белят растертым мелом, разведенным на молоке. Наступает время «наряжать» игрушки. Их расписывают вручную кружочками, прямыми и волнистыми полосочками, клеточками, пятнышками, точечками. Горят ярко малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие краски. А уж когда мастерица посадит золотые ромбики, кружочки да квадратики барышням и водоноскам на кокошники и шляпки, петухам — на гребешки, игрушки засветятся — глаз не оторвешь.

Потому и слава о нашей дымке и ее мастерицах идет по всему миру!

Широко известно имя мастерицы дымковской игрушки Анны Афанасьевны Мезриной. Лепить игрушку, увиденную в детстве на ярмарке, мама начала ее учить рано. Мезринские глиняные фигурки отличаются особой пластичностью, яркостью, орнамент крупный, четкий. Лица на фигурках своеобразны: нос чуть намечен, глаза очерчены тонкой ломаной линией бровей, рот и щеки — три алых пятна. Барышни Мезриной ироничны, самодовольны, а кормилицы круглощеки да пышнотелы. Тысячи игрушек лепила и разрисовывала Анна Афанасьевна, и дочери ее подросли, стали помогать матери. В 1938 году Анны Афанасьевны не стало, но мезринские музыканты, уточки, бараны с золотыми рогами, барыни да няньки до сих пор живы и радуют нас плавными линиями, яркой мелодией цвета.

Ольга Ивановна Коновалова, Зоя Васильевна Пенкина, Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина и Евдокия Захаровна Кошкина были ученицами и продолжательницами радостного творчества дымки. В 1967 году они были удостоены звания лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина. Игрушки мастериц украшают собрания музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Загорска и других городов страны. Дымковская игрушка побывала на выставках во всех уголках мира: Италии, Германии, Японии, Франции, Да¬нии, Швейцарии, Англии, США, Австрии, Голландии, Бельгии, Польши, Ливии и т.д.

Сегодня в творческом объединении «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» Союза художников России трудятся более тридцати мастериц.

Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. У нее есть свой товарный знак, а особая красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота, которые присущи только ей.

«…От дымковской игрушки,
Идёт тепло и свет,
Он не иссякнет годы, десятки
Сотни лет…»


Сейчас многие женщины владеют традиционными ремеслами. Кто-то перенял их у бабушек и мам, кто-то освоил самостоятельно. В деревнях изредка еще встречаются мастерицы, ткущие на станках полотенца, но самым распространенным видом изделий остаются половики. Почти в каждом селении есть ткачихи, изготовляющие их на продажу, а не только для своей семьи. Часто встречается не только традиционный полосатый узор, но и более сложный: ромбами, выполненный закладной техникой. Любимым украшением деревенской избы и сегодня остается вышитое полотенце. Вышивают, в основном, крестиком и гладью, часто копируя узоры со старинных полотенец.

В городах женские ремесла, в большей степени, связаны с бытующей модой, чем с традициями, хотя и здесь встречаются мастерицы, принципиально работающие в старых русских традициях. Вышивка, вязание крючком и на спицах, плетение на коклюшках и челночках, лоскутное шитье – все эти виды женского рукоделия пользуются большой популярностью. Чаще всего женщины занимаются им «для себя», и лишь немногие работают на заказ, ни одно женское ремесло сегодня не приобрело характера промысла.

Такие широко распространенные в качестве домашнего занятия женские ремесла, как ткачество, вышивка, вязание, кружевоплетение, лоскутное шитье, несли и несут в себе большую художественную и смысловую нагрузку.


Ссылки